Каталог Осеннего фестиваля в Париже – внушительного размера том в 150 страниц. Русского читателя внутри поджидает небольшой сюрприз... После привычного вступления президента фестиваля Пьера Ришара и нескольких разворотов с перечислением всех фестивальных событий мы сразу наталкиваемся на русское имя – Александр Пономарев. Парижане, оказывается, хорошо знают русского художника-концептуалиста. Они до сих пор не могут забыть его подводную лодку, которая в прошлом году возвышалась в фонтане в парке Тюильри. Пономарев и на сей раз остался верен своему морскому прошлому (а он бывший моряк, и его «Волну» до середины ноября можно увидеть в Русском павильоне Венецианской биеннале). Сконструировал огромный перископ. На юго-западе Парижа, в 13-м округе, есть больничный комплекс «Сальпетриер». По сути, это не только больница, но и приют для престарелых и душевнобольных, настоящий город в городе. Самое сердце этого небольшого городка – часовня Святого Людовика. Там под центральным куполом и разместился перископ. Он свисает с потолка, каждый может подойти, заглянуть, направить его камеру в любую сторону и выбрать тот вид Парижа, который более всего по душе. Тут же этот самый вид проецируется на стены часовни, в залы ожидания и коридоры всех зданий комплекса. Инсталляция получила название «Вертикальная параллель». Вертикаль перископа сближает две жизненные параллели – жизнь внутри Сальпетриера и жизнь, которая бурлит снаружи, в большом городе.
«Вертикальная параллель» Пономарева открывает собой еще один проект в рамках Осеннего фестиваля – «Русское искусство в Париже». Следующим его событием будет выставка «Москополис» на Елисейских полях у Луи Вюиттона. Она начинает работу 21 сентября.
На страницах фестивального каталога почитатели русского театра наверняка ожидали увидеть имя Анатолия Васильева. Он взбудоражил Париж в апреле пьесой весьма эротического характера – «Тереза-философ». Однако то ли Васильев обиделся на французских критиков за их не всегда лестные отзывы, то ли на реакцию французской публики (люди уходили из зала, даже не досмотрев до половины). Факт остается фактом, для Осеннего фестиваля он делать ничего не стал.
И возвращаясь к гастролям «Современника» в Париже. Здесь весьма примечательно следующее. «Телерама», «Парископ» и «Фигароскоп», откликаясь на «Крутой маршрут» и «Вишневый сад», которые были показаны на гастролях в Париже, написали, что народ валом валит, а по окончании аплодирует стоя. Увы, так называемая качественная пресса обошла гастроли молчанием. Причем если у французского журналиста спросить, почему дело обстоит именно так, и привести еще в пример немалое внимание публики, по преимуществу французской, обратить внимание на очевидный успех, он скажет: «Ну, у серьезных изданий и так хватает материала, но мы ни в коем случае не бойкотируем русский театр». В общем, все comme il faut.
Париж