0
1916
Газета Культура Интернет-версия

29.07.2014 00:01:00

Столетие встретили танцами

Тэги: оперный фестиваль, савонлинн


оперный фестиваль, савонлинн Реми Вортмейер танцует. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Родившийся в 1912 году один из крупнейших и уважаемых в Европе оперных форумов – фестиваль в Савонлинне – свое 100-летие отметил танцами. Два года назад он впервые представил проект St.Petersburg – Savonlinna Ballet Days, организованный петербургским Международным фестивалем балета Dance Open при поддержке европейской программы «Юго-Восточная Финляндия – Россия». «Балетные дни-2014» уже традиционно включали бесплатные мастер-классы для учащихся танцевальных школ Финляндии, России и звездный гала-концерт в средневековой крепости Олавинлинна. 

Вступая во второе 100-летие, фестиваль и его новый художественный руководитель Йорма Силвасти решили представить лучшее – шедевры финской, итальянской, немецкой и французской оперы за последние 200 лет. Европейские и американские оперные звезды, именитые дирижеры блистали в поставленных финскими режиссерами «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Волшебной флейте». А «Набукко» и «Манон Леско» в Савонлинну привезла Уэльская национальная опера (ее спектакли еще можно посетить в конце июля – начале августа). Гвоздем летнего сезона стала новая постановка оперы Аулиса Саллинена «Куллерво», премьера которой состоялась в Лос-Анджелесе в 1992 году, а в Хельсинки в 1993-м в честь открытия нового Оперного театра.

Какие бы особенности темперамента ни приписывали финнам, достаточно вспомнить историю героя национальной мифологии Куллерво, чтобы убедиться – некоторые любят месть погорячее. В основу оперы лег не только сюжет эпоса «Калевала», но и пьеса первого профессионального финского писателя Алексиса Киви. В 1860 году он создал пятиактную трагедию о богатыре Куллерво, перейдя от эпического повествования к драме одиночества. Одержимый мстительным чувством, герой без жалости уничтожает врагов своего рода, очень поздно осознав, что губит тем самым и близких, и собственную душу. Опустошенный, он кончает с собой.  

Режиссер спектакля Кари Хейсканен и сценограф Антти Маттила выбрали характерный для средневековой мистерии принцип симультанности, когда все места действия (в данном случае четыре открытых домика-беседки) показаны на сценической площадке одновременно. Так что в спектакле, можно сказать, вчетверо больше крови, смертей и страдания. Но впечатление производит не хоррор, а завораживающее звучание оркестра под управлением главного дирижера Симфонического оркестра Финского радио Ханну Линту, качество вокального исполнения и то, какой тонкости чувств добиваются финские артисты: баритоны Томми Хакала (Куллерво) и  Вилле Русанен (Киммо), сопрано Туйя Книхтиля (мать) и другие. А цементирующий действие и в то же время приподнимающий его над примитивной кровянкой хор и вовсе привел зал в неистовство. 

Мало того, что балетному гала-концерту нужно было держать эмоциональную планку, так зрителю еще и предоставили выбор. Неподалеку от Савонлинны в местечке Керимяки в самой большой в мире деревянной церкви с уникальной акустикой в этот вечер давали Реквием Моцарта. Надо еще учесть, что только сидячих мест в церкви 3 тыс., а на фестиваль все-таки съезжаются не балетоманы, а меломаны. Но волноваться, как оказалось, было не о чем. Публика зал заполнила. И лишний раз опровергла стереотипные представления о финском темпераменте, приветствуя  восторженным топотом Ирину Перрен и Марата Шемиунова (Михайловский театр) в «античных» адажио из балетов «Спартак» и «Антоний и Клеопатра», Викторию Терешкину и Владимира Шклярова (Мариинский театр) в «черном» па-де-де из «Лебединого озера», солистку Балета Бордо Оксану Кучерук в современном номере «Портрет в красном», Реми Вортмейера (Национальный балет Нидерландов) с соло собственного сочинения Joel и всех-всех-всех. Подобно оперной программе балетная включала классику и современность – от Мариуса Петипа до Алексея Ратманского, от Льва Иванова до Бориса Эйфмана, от Жоржа Баланчина до Георгия Ковтуна. Ярче всех (хоть и не без огрехов, чего никто, впрочем, не избежал) в разных ипостасях выступили Анастасия и Денис Матвиенко (Мариинский театр), в первом отделении представ в дуэте из Radio and Juliet Эдварда Клюга и увенчав второе традиционным па-де-де из «Дон Кихота» Александра Горского.

Савонлинна–Санкт-Петербург–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
432
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
447
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
623
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
550