Рекордный пассажиропоток – одно из главных достижений «Аэродинамики». Фото © Пресс-служба Международного аэропорта Краснодар
Аэропортовый бизнес в России – весьма конкурентная площадка. В стране свыше 200 воздушных гаваней – от крупных международных аэропортов до небольших летных площадок. В большинстве своем они разделены между несколькими аэропортовыми холдингами, у которых сильно различаются подходы к управлению. Кто-то старается задавить конкурентов числом, приобретая новые аэропорты, а кто-то – качеством обслуживания.
На Юге России одно из самых больших скоплений гражданских аэропортов. Среди них особенно выделяются три аэрогавани Краснодарского края – Сочи, Краснодар и Анапа, управляемые группой компаний «Аэродинамика», основателем которой является бизнесмен Олег Дерипаска. Специфика этой группы аэропортов является то, что с начала года они постоянно будоражили информационную повестку новыми рекордами и проектами и на протяжении последних 10 лет входят в число самых успешных воздушных гаваней страны не только по финансово-производственным показателям, но и по качеству обслуживания пассажиров. Присмотревшись повнимательнее, становится ясно, что успехи связаны не столько с географическим положением (это аэропорты, обслуживающие главные курорты страны), а в подходе руководства холдинга и философии ее основателя. Только за шесть месяцев текущего года аэропорты достигли колоссальных успехов в трех направлениях работы.
Рекорды пассажиропотока
Первый показатель успеха – рекордный пассажиропоток. В аэропортовом бизнесе лучшим считается тот, кто обслужил больше всего человек и создал для них комфортные условия. Аэропорты группы «Аэродинамика» соответствуют обоим критериям, но сперва поговорим о количестве обслуженных пассажиров. Здесь трем аэропортам есть чем похвастаться: за первые шесть месяцев они суммарно обслужили свыше 8 млн человек. Вдумайтесь: это только за 6 месяцев. За весь 2020 год было обслужено 11,4 млн человек. Да, год был переломный, мир сотрясался под натиском пандемии, но положа руку на сердце, постылый ковид никуда не делся. Если и эти показатели не выглядят убедительно, то в 2019 году, до всех кризисов и проблем, аэропорты обслужили 13 млн человек.
Больше всего обслужил аэропорт Сочи, который гордо несет звание не только лучшего аэропорта 2020 года, но и самого популярного направления у россиян даже после открытия авиасообщения с Турцией. Об этом красноречиво говорит количество рейсов со всей страны и пассажиров: за полгода услугами воздушного порта воспользовались без малого 5 млн человек. Даже жесткие ограничения не охладили желание туристов отдохнуть в бывшей олимпийской столице. Людей не смущает даже принятое администрацией Краснодарского края положение, согласно которому с 1 августа на местные курорты не будут пускать без прививки от коронавируса.
Достижения Сочи заметны даже на международном уровне. В первом квартале он стал единственным аэропортом во всей Европе с положительным приростом пассажиропотока. По данным исследований Европейского региона Международного совета аэропортов (ACI EUROPE), сочинский аэропорт принял больше пассажиров, чем гораздо больший по размерам лондонский Хитроу. Также с начала года аэропорт курорта стабильно входит в топ-15 самых загруженных аэропортов Европы, опережая аэродромы Парижа, Барселоны, Франкфурта и не только. Стоит признать, что в топах постоянное место занимают не в пример более крупные Домодедово, Шереметьево, Внуково и Пулково. Но подобное «засилье» в рейтингах отечественных аэропортов говорит исключительно о нормальном положении дел в российской гражданской авиации.
Другой представитель южных воздушных гаваней – аэропорт Краснодар, за этот же период он обслужил свыше 2 млн человек – почти половину от доковидного 2019 года, и по прогнозам может достичь допандемийных показателей в 4,5 млн пассажиров по итогам текущего года. Анапа (Витязево) обслужила почти 1 млн человек. Для сравнения, за весь прошлый год маленький аэропорт небольшого курорта обслужил более 1,8 миллионов пассажиров – рекордный показатель в истории аэрогавани. Стоит отметить, что все три аэропорта достигли своих рекордных показателей за 6 месяцев, и нет никаких сомнений, что в этом году они обновят свою рекордную статистику.
Во-первых, в разгаре июль – самый популярный и загруженный месяц в работе аэропортов. Прямо сейчас они работают на пределе сил, в связи с возросшим потоком страждущих отдохнуть на югах. Во-вторых, аэропорты добились открытия международного авиасообщения, которое обходило стороной аэропорты Кубани дольше других. Особенно благотворно это повлияет на Краснодар, который постепенно восстанавливает свою обширную маршрутную сеть. Первые чартерные рейсы на Кипр и страны СНГ стартовали еще в апреле. В июне открылись рейсы в Белград авиакомпании Air Serbia, а 2 июля немецкий лоукостер Eurowings (дочерняя компания Lufthansa) открыл рейс в немецкий Дюссельдорф. Днем позже возобновились рейсы в греческие Салоники. С 12 июля началось активное авиасообщение с самым популярным у жителей Краснодарского края направлением – Турцией. Жители Кубани получили перспективы посетить популярные курорты в Анталье, Даламане, Бодруме и Измире. Традиционный туристической и деловой меккой станет Стамбул.
Обилие регулярных и чартерных рейсов должно удовлетворить колоссальный спрос изголодавшихся по турецкому берегу жителей региона. А впереди маячит перспектива открытия рейсов в Египет и ряд других европейских городов. Конечно, говорить о полном, доковидном восстановлении всех направлений не приходится. Но это уже зависит не от аэропорта, а от правительств европейских стран, которые не спешат выводить Россию из «красной зоны» по COVID-19 и сертифицировать в Евросоюзе вакцину «Спутник V». Так или иначе, если в прошлом году лишенный заграничных рейсов Краснодар стал единственным из трех аэропортов, кто не смог достичь показателей 2019 года, то теперь, с восстановлением международного авиасообщения и растущим спросом внутри страны, нет сомнений, что цифры, как минимум повторятся.
Новые услуги = новое признание
Теоретически любой аэропорт может прыгнуть выше головы и обслужить в несколько раз больше, чем он может себе позволить. Но какой от этого прок, если пассажиры постоянно строчат жалобы, терминал напоминает хлев, а последнее слово, о котором хочется вспомнить в аэропорту – это комфорт. Поэтому за первые полгода руководство «Аэродинамики» предложило пассажиром большое количество новых услуг и предложений, значительно увеличивших комфорт пассажиров.
Мир все еще далек от победы над коронавирусом, но бояться и проявлять излишнюю осторожность нет ни моральных, ни физических сил. Люди устали, они хотят путешествовать, и потому аэропорты должны обеспечить все меры для безопасности пассажиров и предоставить все имеющиеся способы борьбы с болезнью. Для этих целей в аэропортах Сочи и Краснодар установлены экспресс-лаборатории для сдачи ПЦР-тестов. Услуга особенно актуальна для граждан, которые приехали из заграницы или собираются туда отправиться. Результат теста придет пассажиру лично в двух вариантах – на русском и английском языках.
Однако, как показывают последние тенденции и статистика заболеваемости, ПЦР-тест – временная мера. С вирусом нужно бороться, и лучше вакцинации способа нет. Поэтому в сочинском аэропорту пошли дальше и открыли прививочный кабинет, в котором может сделать прививку и получить сертификат вакцинации любой желающий. Для курорта такая услуга просто необходима, особенно в свете последнего распоряжения губернатора Краснодарского края, запрещающего заселяться в гостиницы без сертификата о вакцинации. Но не стоит отрицать стремительно возросшее число сознательных граждан, готовых привиться.
Не меньшую сознательность проявляют сотрудники сразу трех аэропортов. Большинству из них приходится ежедневно иметь дело с тысячами пассажиров. Дабы свести на нет вероятность распространения вируса и обезопасить людей, руководство холдинга организовало массовую вакцинацию для сотрудников. На сегодняшний день вакцинировано почти 1500 работников воздушных гаваней – от руководства до простых рабочих. И этот показатель ежедневно растет.
В условиях пандемии важна минимизация контактов с другими пассажирами. В этой связи был внедрен ряд услуг, которые значительно сокращают предполетные процедуры, сократить время пребывания в аэропорту, не опоздать на свой рейс. Для этих целей в Сочи ввели услугу Fast Track, которая с сократила время досмотра до двух минут. Всего в курортном аэропорту внедрено около 20 соответствующих нововведений. Для пассажиров, прибывающих электропоездами, организована отдельная линия входного досмотра в галерее РЖД. Открыты дополнительно два автомобильных выезда с территории аэропорта в сторону Красной поляны.
Другим ярким нововведением стал Чат-бот «Аэродинамика» в Telegram (@AerodinamikaBot), который предоставит актуальную информацию о рейсе и обеспечит необходимыми контактами сразу по трем аэропортам. Бот был внедрен в рамках проекта «Тихий аэропорт», чтобы снизить нагрузку на call-центр воздушных гаваней и повысить качество обслуживания пассажиров.
Такое внимание к пассажирам не осталось незамеченным. В феврале аэропорт Сочи включен в список Voice of the Customer («Голос клиента») Международного совета аэропортов (ACI), в рамках которого отмечены 140 аэропортов, наиболее активных в реализации программы исследования качества обслуживания пассажиров в условиях пандемии COVID-19. В марте ACI в шестой раз подряд признал Сочи лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров в категории аэропортов с пассажиропотоком от 5 до 15 млн человек. Не обошли стороной и отечественные награды: в мае на авиационной премии «Крылья России» аэропорт был признан абсолютным победителем.
Впрочем, стремление сделать жизнь более комфортной диктуется не только антиковидными мерами. Аэропорты следуют философии «кайдзен», которую заложил в аэропортовом холдинге в начале нулевых известный промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска. Суть философии подразумевает непрерывное совершенствование. Наглядно это отражается в реконструкции международного терминала в Анапе, который откроется к концу лета текущего года, начале строительства нового аэровокзального комплекса в Краснодаре и проектирования нового международного терминала в Сочи.
Но суть кайдзен – совершенствование во всем, начиная с мелочей – мест для сидения, вендинговых аппаратов, и заканчивая глобальными проектами, выходящими за рамки обычного предоставления услуг. И вряд ли есть что-то более глобальное, чем забота об окружающей среде.
Экология не на последнем месте
В приоритете аэропортового холдинга всегда был взвешенный и прагматичный подход к вопросам экологии. Меры, принятые в аэропортах Краснодарского края, привели к значительному снижению воздействия на окружающую среду. Авиапредприятия снижают энергозатраты, активно внедряют современные «зеленые» технологии, сокращают вредные выбросы и даже приложили руку к спасению лесов региона от вымирания. Сейчас аэропорты переходят с бензиновой и дизельной техники на более экологичную электрическую, а также установку газовых котельных (первая уже работает в Краснодаре). Особенно активно реализуется программа по раздельному сбору мусора с 2020 года. Только за 6 месяцев этого года было собрано более 21 т пластика, металлических отходов и макулатуры.
Стоит отметить, что в целом аэропорты мира производят значительное количество мусора. Ежедневно через них проходят десятки тысяч пассажиров, которые оставляют после себя гору пластиковых бутылок и прочих отходов. Добавим к этому более 4000 сотрудников с многочисленные кафе и магазинами, арендующими помещения в терминале, и в результате получаем весьма приличный объем отходов. И это без учета собранных на борту самолетов – аэропорт обязан утилизировать даже то, что пассажиры оставили после себя во время полетов. Поэтому службы наземного обеспечения аэропортов наладили централизованный сбор и накопление мусора, образованного в ходе обслуживания рейсов и деятельности аэропорта.
Главной задачей было организовать раздельный сбор мусора, который в дальнейшем отправится на вторичную переработку. Дешевле и проще было бы вывозить отходы на полигоны одной кучей, как делают некоторые аэропорты, но это идет вразрез с планами сократить негативное воздействие от деятельности авиапредприятий на окружающую среду. Поэтому в терминалах трех аэропортов устанавливаются специальные зоны с урнами для пластиковых бутылок и алюминиевых банок. В некотором роде это можно назвать своеобразным интерактивом – аэропорт предлагает пассажирам внести свой вклад в защиту экологии планеты и сбору вторичного сырья.
Больше всего аэропорты «выбрасывают» пластик и макулатуру, но и зарабатывают на них. Поэтому на производственных территориях аэропортов группы «Аэродинамика» установлены контейнеры для накопления макулатуры из офисных помещений и пластиковых отходов с воздушных судов. Особенно впечатляют показатели бумажных отходов. В общей сложности собрано 19 862 кг макулатуры из офисных помещений: в Сочи – 11 532 кг, Краснодаре – 7 180 кг, Анапе – 1 150 кг. С воздушных судов собрано 1229 кг макулатуры: в Сочи – 140 кг, Краснодаре – 784 кг, Анапе – 305 кг. Это еще один вклад в спасение зеленых насаждений, начатый еще с экспертизы и вырубки зараженных деревьев на территории Краснодара.
Удивительно, что Анапа, являясь самым маленьким аэропортом, собирает с бортов больше мусора, чем Сочи. Также Анапа опередила остальные порты, собрав больше всего пластиковых бутылок за полгода – около полутонны. Очевидно, что такими темпами аэропорты окажутся в числе самых экологичных компаний России и единственным аэропортовым холдингом, достигшим таких показателей. Такая экоактивность для аэропортового холдинга уже не кажется удивительной, если вспомнить что главный идеолог «зеленых» инициатив от России на международной арене – все тот же Олег Дерипаска.
комментарии(0)