0
1783
Газета Образование Интернет-версия

03.02.2006 00:00:00

Экспертиза школьной отметки

Тэги: отметка, школа, аттестат


отметка, школа, аттестат 'Что мне поставят?' – вечный вопрос ученика. 'Что же мне здесь ставить?' – извечная проблема учителя.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Общеизвестный факт, что большинство конфликтов в средней общеобразовательной школе вызвано субъективностью школьной оценки. С одной стороны, для всех сегодня очевидно, что сложившаяся за многие годы традиционная пятибалльная система постепенно исчерпала себя, поскольку перестала отвечать новым реалиям быстроменяющейся жизни. С другой стороны, имеет место человеческий фактор. Увы, некоторые учителя по разным причинам все же злоупотребляют своим учительским положением. Например, типичная ситуация в выпускном классе: вдруг родитель начинает замечать, что его ребенок приносит плохие оценки по предмету, который раньше у него трудностей не вызывал (да и после родительского контроля выясняется) и не вызывает. Причем предмет этот для ребенка – основной, он нужен ему при поступлении в высшее учебное заведение. Причин появления слабой отметки несколько, но основных две: либо ученика хотят принудить брать дополнительные уроки, либо учитель желает перестраховаться на тот случай, чтобы в дальнейшем ни у кого не было повода упрекнуть его в нетребовательности.

По ходу дела житейский совет, как поступить в этой ситуации, дает нам учительница музыкальной школы Людмила Ильина, чья дочь стала в прошлом году студенткой физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Совет прост – не рассказывать никому в школе, куда ребенок намерен поступать. Если будут настойчиво спрашивать – нужно попытаться убедить школьных учителей, что ребенок пойдет учиться в кулинарный техникум. Конечно, это нужно делать при условии, если вы разуверились в школьном образовании и ваш ребенок посещает дополнительные курсы при вузе. Ребенок после этого вашего мудрого поступка, говорит педагог Ильина, будет реже приходить в слезах. Если о далеко идущих планах проговоритесь – ситуацию затем придется каким-то образом контролировать.

Но вернемся к теме оценки. Внедрение в стране нововведения – всеобщего среднего образования – заставляет по-новому взглянуть на эту проблему. Ведь в этом случае школьная оценка и вовсе девальвирует. «Три балла» будут ставить и двоечнику, и крепкому троечнику. Не стоит забывать, что во многих вузах, куда ученик поступает по традиционной схеме, при полном совпадении экзаменационных оценок, в игру вступает школьный аттестат. Именно он выявляет победителя. Поэтому-то и ценность школьной оценки пока еще высока.

Затеянная в прошедшие годы дискуссия по поводу школьной отметки весомых результатов так и не дала. Поговорили и забыли. Благодаря вмешательству первой леди государства Людмилы Путиной в школах отменили оценки по пению, рисованию и физкультуре. Тем не менее сама пятибалльная система оценивания сохранилась. Напомним, что в Англии и Польше сегодня – 6-балльная система, в Украине – 12-, в Молдове и Белоруссии – 10-, в Латвии– 10-, во Франции – 20-, США – 100-балльная.

Что касается другого «момента истины» – «человеческого фактора», – то здесь, как считают в министерстве, поможет программа создания в России независимой экспертной оценки качества образования, положение о которой сейчас и разрабатывается. Особое значение придается, как уже известно, единому государственному экзамену и промежуточному тестированию.

Кроме того, сегодня уже серьезно в рамках экспертной оценки рассматривается и положение об общественной экспертизе учительского и преподавательского труда. Может, тогда и уйдут в небытие разговоры о том, что современные учителя плохо учат. Речь идет об общественной аттестации учителя. Хотя... «Есть в этом моменте кое-что настораживающее, – сказала в интервью «НГ» директор одной московской школы. – Пока непонятны механизмы, как именно это будет происходить, но уже есть проблема: родители ребенка не знают педагога и судить о его работе будут, опираясь исключительно на мнение ребенка...» Недавно на встрече со студентами министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко призвал молодых участвовать в разработке «механизмов по оценке качества образования в своих вузах». Кстати, многие вузы уже проводят внутренний рейтинг педагогов и студентов в своих альма-матер.

Кстати, есть на тему оценки один очень любопытный исторический пример. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский посещал занятия в Госуниверситете и одновременно в Народном университете имени Шанявского. В университете Шанявского студенты учились без обязательных курсов, зачетов и экзаменов. Более того, обучаться там мог каждый, кто хотел. Популярность университета была на ту пору огромной. Но, конечно, в университете Шанявского трудился уникальный преподавательско-профессорский состав. После студенческих волнений 1911 года и последовавщих за ними репрессий Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова покинули свыше 100 выдающихся ученых, среди которых были: Тимирязев, Вернадский, Чаплыгин, Зелинский и другие. Многие из этих выдающихся ученых нашли приют в Народном университете имени Шанявского. Народный университете дал путевку в жизнь целой плеяде молодых ученых. Да и что было бы с тем же Выготским, ведь в другом государственном университете он учился на юридическом факультете. Как видите, талантливым педагогам и оценки оказались не нужны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1172
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
623
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
632
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
568