0
1611
Газета Армии Интернет-версия

14.04.2000 00:00:00

Москва выиграет, одобрив договор СНВ-2


Главное достоинство Договора СНВ-2 состоит в том, что он заставляет американцев сокращать свои ядерные боеголовки, в том числе и те, что размещены на МБР "Минитмен".
Фото пресс-службы ВС США
ВОПРОС ратификации Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) после шестилетнего обсуждения в российском парламенте можно считать предрешенным.

По большому счету, российский истеблишмент в большинстве своем признает выгодность Договора СНВ-2 для Москвы. Очевидным и, пожалуй, самым большим плюсом является возможность сразу после вступления Договора в силу начать официальные переговоры по новому, более радикальному сокращению ядерных арсеналов России и США в рамках договора СНВ-3. Понятно, что уровень в 3-3,5 тыс. ядерных боеголовок, предлагаемый Договором СНВ-2 в качестве максимального, превышает возможности России, но значительно сокращает число ядерных боеголовок США. Параметры же договора СНВ-3, согласованного еще в марте 1997 г. президентами Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном на встрече в Хельсинки, - 2-2,5 тыс. боеголовок. Это уже вплотную приближается к тому максимуму, который сегодня себе может позволить Россия. Главное, что американцы согласились вести диалог по этому вопросу.

Но в нынешней ситуации самым сложным в системе международных договоров, определяющих стратегическую стабильность, остается желание США создать пока ограниченную систему национальной ПРО. Это входит в противоречие с основополагающим Договором по ограничению систем противоракетной обороны 1972 г. (ПРО). Принимая решение о создании ограниченной НПРО, президент Билл Клинтон будет исходить главным образом из соображений технической возможности, политической и военной необходимости. Последнее уже, собственно, определено. Сейчас у американцев возникают проблемы с испытаниями элементов будущей системы НПРО - последние прошли неудачно, а ранее приходилось переносить пуски в связи с неполадками, выявленными накануне. Так что ключевым фактором станет успех или провал испытаний. Однако существует и масса иных аспектов. Не стоит забывать, что повышение шансов кандидата от Демократической партии Альберта Гора на победу в президентской гонке даст возможность администрации тщательнее взвесить все "за" и "против" создания НПРО. Если есть возможность не спешить, американцы спешить не будут. Другое дело республиканцы. Для них национальная система ПРО - фактически один из предвыборных лозунгов, хоть и не очень заметный на фоне внутриполитических приоритетов, но все же провозглашающийся. Однако и демократы, и республиканцы при объяснении окончательного решения по данному вопросу будут ссылаться на то, ратифицировала ли Госдума РФ Договор СНВ-2 или нет. В таком случае, ратифицировав Договор СНВ-2, мы, помимо прочего, получим возможность выбить у американцев лишний довод в пользу создания НПРО. Вкупе с плюсом в заочной полемике это усилит наши шансы и на переговорах о стратегической стабильности, как с США, так и на многостороннем уровне.

Однако все это вовсе не означает, что мы должны надеяться лишь на везение. А потому вполне логично будут выглядеть поправки, которыми депутаты сопроводят ратификационные документы. К слову, перевод резолюции сената США о ратификации Договора СНВ-2 занимает без малого 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия.

А потому вполне логично сопроводить ратификационные документы Думы оговорками. Основными из них должны стать следующие. Во-первых, после ратификации сразу же начинаются полноценные переговоры (а не консультации, которые уже идут) по Договору СНВ-3. Во-вторых, Дума должна связать вступление в силу Договора СНВ-2 с требованием к США не допустить развертывания НПРО. То есть в случае нарушения этих условий для России Договор теряет силу.

Россия просчитывает и самый негативный вариант: тот, при котором в любом случае Вашингтон решается на создание НПРО. Как заявлял уже и глава МИД Игорь Иванов и представители военного ведомства, на это будет дан адекватный ответ. Главным образом речь идет не о тех же мерах - создании собственной ПРО, а об усилении как раз наступательных вооружений, поскольку это в несколько раз дешевле. Такая оговорка, может быть, в более общей форме, также должна появиться в ратификационных документах. То есть России следует заявить, что она оставляет за собой право принятия адекватных мер в случае нарушения Договора по ПРО. Насколько известно, текст Закона о ратификации как раз и содержит в себе шесть пунктов, говорящих о возможностях выхода России из Договора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1297
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
967
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1161
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
758

Другие новости