0
928
Газета Армии Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Москва и Токио укрепляют военные связи

Тэги: сергеев, хагесаки, япония, россия


Оборонная политика России и Японии, а также проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стали главными темами переговоров, состоявшихся в Токио, российскую сторону на которых представлял министр обороны РФ Игорь Сергеев. Он посетил с официальным визитом японскую столицу с 28 по 30 ноября с.г.

ДИНАМИЗМ КОНТАКТОВ

Переговоры маршала Сергеева с государственным министром, начальником Управления национальной обороны Японии Кадзуо Торасима прошли в новой штаб-квартире УНО, открывшейся в мае 2000 г

Говоря о перспективных направлениях сотрудничества оборонных ведомств РФ и Японии, Игорь Сергеев выделил четыре главных пункта:

- расширение и укрепление мер доверия в военной области на двусторонней основе;

- продолжение практики взаимных официальных визитов руководящего состава УНО и ВС РФ, в ходе которых планировать обмен взглядами о международной и региональной безопасности, а также информацией об оборонной политике двух стран и направлениях строительства национальных вооруженных сил;

- ежегодный обмен делегациями МО РФ и УНО в рамках Соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ними;

- осуществление контактов в области военной науки и между военно-учебными заведениями сторон.

Российский министр обороны убежден, что "отношения с Японией являются одним из главных внешнеполитических приоритетов России, а развитие контактов в военной области - это важнейший фактор их дальнейшего укрепления". Со своей стороны МО РФ намерено предпринять ряд шагов в данном направлении. Конкретно речь идет об организации визита в Москву начальника штаба военно-воздушных сил самообороны и приеме 30 офицеров УНО, которые прибудут в Россию в составе официальной делегации. А в начале 2001 г. состоится визит в Токио начальника Главного управления Сухопутных войск ВС РФ генерал-полковника Юрия Букреева.

Хотя официальные военные контакты между Москвой и Токио начались только в 1993 г., за минувшие семь лет они приобрели устойчивую динамику. Важными этапами на этом пути стали первый официальный визит в РФ в 1996 г. начальника УНО и ответный приезд в Японию в 1997 г. российского министра обороны. Дважды японские военно-морские базы посещали боевые корабли Тихоокеанского флота (ТОФ): "Адмирал Виноградов" - в июне 1997 г. и "Адмирал Пантелеев" - в октябре 1999 г. В сентябре 2000 г. с официальным визитом в Петропавловске-Камчатском побывал отряд кораблей морских сил самообороны Японии в составе эсминца и фрегата.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми руководителями Японии и России, в течение 1998 г. осуществлен взаимный обмен визитами: председателя Объединенного комитета начальников штабов сил самообороны Японии адмирала Нацукавы в Москву - в мае, и в декабре - начальника Генерального штаба ВС РФ Квашнина - в Токио. В июле 1998 г. прошло первое российско-японское учение по поиску и спасению на море. В ноябре-декабре 1999 г. Японию посетили 50 молодых офицеров российских Вооруженных сил. В сентябре

2000 г. состоялось еще одно совместное учение кораблей ТОФа и ВМС Японии.

Что же касается военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Японией, то оно пока находится в зачаточном состоянии. В феврале

1996 г. в ОКБ Сухого обратилась японская компания "Мицуи и Ко" с просьбой продать два самолета Су-27СК, однако российская сторона сочла нецелесообразным осуществить продажу единичных образцов этих боевых машин. В августе 1997 г. между ГК "Росвооружение" и фирмой "Мицуи Буссан Аэроспейс" был заключен контракт на ознакомительное обучение двух военных пилотов из Японии пилотированию Су-27. В феврале-марте 1998 г. на базе ОКБ Сухого прошел первый этап обучения (пилотирование и эксплуатация) японских летчиков. Второй этап обучения (боевое применение Су-27) этих же пилотов завершен в марте 2000 г. на базе Краснодарского ВВУЛ.

В этой связи маршал Игорь Сергеев отметил, что "Минобороны РФ является сторонником активизации российско-японских связей по военной линии. К сожалению, в настоящее время полноценное ВТС с Японией в рамках российского военного ведомства не осуществляется. Оно ограничивается, прежде всего, внутренним японским законодательством". Между тем, как считает руководитель Минобороны России, "при обоюдном желании мы можем успешно сотрудничать", приведя в качестве примера активное участие МО РФ в организации обучения японских летчиков на российских истребителях. "Логичным развитием данного направления сотрудничества могло бы стать приобретение Японией российских военных самолетов, в частности - Су-27".

ДОВЕРИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Большое внимание на переговорах в Токио российская делегация уделила обсуждению идущим в Японии работам по созданию ПРО ТВД. Позиция Москвы по данному вопросу заключается в том, что при решении проблем парирования ракетных угроз приоритетное значение должно отдаваться политико-дипломатическим, а не силовым методам. Однако, если совместно оцениваемый характер ракетных угроз в конкретном регионе приводит к выводу о необходимости создания нестратегической ПРО, то решение о ее разработке и развертывании было бы целесообразно принимать на соответствующем региональном форуме, считает министр обороны России.

В этом контексте Игорь Сергеев отметил, что Москва рассматривает начавшийся процесс примирения на Корейском полуострове как фактор стратегической стабильности мирового значения и уделяет ему большое внимание. Доказательством тому является недавний визит в КНДР президента РФ Владимира Путина. Ход событий со всей очевидностью доказывает, считает российская сторона, что курс на международную изоляцию Северной Кореи изжил себя. Поэтому развитие связей и контактов с Пхеньяном, прием его в асеановский региональный форум являются своевременными и последовательными шагами с точки зрения укрепления безопасности в Тихоокеанской Азии.

Характеризуя стратегические интересы Москвы в АТР, министр указал на них конкретно:

- сохранение региональной стабильности и поддержание благоприятных условий для экономического роста стран региона;

- обеспечение внешних условий для проведения внутренних преобразований в РФ;

- развитие интеграционных процессов на принципах равенства и открытости.

Игорь Сергеев счел необходимым особо обратить внимание японской стороны на то, что взаимодействие России с Китаем и Индией не является попыткой формирования нового регионального блока, оно не направлено против кого бы то ни было, а служит реализации на практике концепции справедливого многополярного мироустройства.

Российская Федерация, отметил Сергеев, выступает за последовательное расширение круга вопросов по наиболее насущным проблемам безопасности как на многостороннем уровне, так и в ходе двусторонних встреч. Для Северо-Восточной Азии особое значение имеют Диалоговое совещание с участием Китая, РФ, США, Южной Кореи и Японии и трехсторонний форум РФ - США - Япония по вопросам региональной безопасности, а в рамках АТР - Региональный форум АСЕАН.

К СНИЖЕНИЮ РИСКОВ

Маршал Игорь Сергеев подкупал японских коллег своей откровенностью. Проинформировав начальника УНО Кадзуо Торасима о содержании российской военной доктрины и прокомментировав наиболее важные ее аспекты, руководитель Минобороны дал детальные пояснения по направлениям реформирования ВС РФ, и в частности - Сибирского (СибВО) и Дальневосточного (ДВО) военных округов. В соответствии с Планом строительства и развития ВС РФ на 2001-2005 гг., дислоцированную на территории этих двух округов группировку войск планируется сократить более чем на 20%. При этом организационно-штатным мероприятиям подвергнется более 500 соединений и воинских частей (250 - в СибВО, 260 - в ДВО), около 170 из них будут сокращены (100 и 70 соответственно). В целом в ДВО с 1996 г. по 2000 г. реформировано более 390 воинских организмов, в том числе более 200 соединений и воинских частей - расформировано. Штатная численность войск ДВО сокращена на 24,5 тыс. военнослужащих.

По словам министра обороны РФ, все указанные мероприятия планируется провести с учетом максимального сохранения боеспособности соединений и воинских частей, улучшения условий дислокации войск. Реализация планов военной реформы 2001-2005 гг. приведет к сокращению численности российских группировок, развернутых на Дальнем Востоке, до оптимальной структуры и состава, обеспечивающих безопасность восточных рубежей страны.

Второй день официального визита Игоря Сергеева практически полностью был посвящен военно-морской тематике. 28 ноября он осмотрел с воздуха военно-морскую базу Йокосука, после чего в штабе этой ВМБ прошли его переговоры с командующим японскими военно-морскими силами самообороны вице-адмиралом Катару Хасэгавой. Затем маршал Сергеев поднялся на борт эсминца "Сиранэ" и осмотрел имеющиеся на корабле системы боевого управления и комплексы вооружения. Он также побеседовал с японскими матросами и офицерами, отметив при этом их хорошую профессиональную подготовку.

В заключение визита прошли встречи маршала Сергеева с первыми лицами японского политического руководства - премьер-министром Иосиро Мори и министром иностранных дел Иохэйем Коно. Как стало известно, японская сторона подняла несколько острых вопросов. В частности, речь шла о сентябрьском шпионском инциденте, связанном с арестом по обвинению в работе на Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС РФ капитана 3 ранга Сигехиро Хагесаки, сотрудника научно-исследовательского института УНО. Министру обороны России пришлось использовать весь арсенал дипломатических средств для того, чтобы перейти от рассмотрения данной проблемы к обсуждению конструктивных вопросов двусторонних отношений.

Всего лишь за несколько лет Япония, ранее числившаяся как вероятный противник, перешла в категорию важнейших партнеров Минобороны РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И это при том, что проблема так называемых северных территорий до сих пор политически не урегулирована, а переговоры о заключении с Токио Договора о мире, дружбе и сотрудничестве весьма далеки от завершения. В этих условиях, используя методы военной дипломатии, МО РФ сумело подготовить хорошую базу для переговорного процесса между оборонными ведомствами Японии и России.

Токио-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1037
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2886
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1622
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1989

Другие новости