-ГОСПОДИН министр, Словакия получила приглашение в Североатлантический альянс. Во что обойдется словацкой армии переход на стандарты НАТО? Как она будет реформироваться?
- Обеспечение своевременного выполнения политических и военных критериев вступления Словацкой Республики в НАТО, а тем самым и создание предпосылок будущей эффективной деятельности в рамках сил коалиции, принадлежит к основным целям оборонной политики нашей страны. Самой важной целью остается обеспечение эффективной обороны в первую очередь собственными силами. А целью комплексной и радикальной реформы вооруженных сил - их трансформация в такое состояние, которое позволит обеспечить одновременное выполнение обеих вышеупомянутых задач.
Долговременный план структурной перестройки и развития вооруженных сил Словакии не разграничивает расходы, связанные с вступлением в НАТО, и расходы, связанные с трансформацией наших вооруженных сил. Другими словами, каждая крона, которая израсходована на подготовку вступления в НАТО, одновременно расходуется и на трансформацию собственных вооруженных сил.
И в процессе этой реформы происходит принципиальное изменение системы их финансирования. В первую очередь в области подготовки и реализации бюджета.
Все изменения в вооруженных силах осуществляются на основе системы оборонного планирования, которое ежегодно располагает 2% ВВП, гарантированными Национальным Советом Словацкой Республики в статьях бюджета Министерства обороны. На 2003 год эта сумма приблизительно равна 21,7 миллиарда крон.
- НАТО тоже проходит серьезный этап реформирования и перестройки к новым вызовам времени. В частности, приспосабливается к борьбе с международным терроризмом. Многие страны и их армии будут играть в альянсе свою специфическую роль. Какую задачу станут выполнять словацкие вооруженные силы? Будет ли у них своя специализация или нет?
- Нынешнее правительство Словацкой Республики заявило в своей программе, что берет на себя полную ответственность за выполнение тех обязательств, которые вытекают для нашего государства из членства в НАТО. Словакия проанализировала свой потенциал и технические возможности для принятия решения о масштабах ее вклада в общие силы альянса, а также временные рамки реформы вооруженных сил. Наша задача - не нарушить взаимосвязь с уже принятыми планами и проведенными затратами. И потому мы нацелили свои усилия на способность словацких вооруженных сил внести вклад в операции высокой интенсивности. Естественно, в рамках своих возможностей.
Многонациональное сотрудничество и специализацию мы считаем реальным шансом для небольших стран в решении вопросов, которые входят в зону интересов альянса. Словацкая Республика поддерживает создание консорциумов для выполнения сложных проектов, которые дадут возможность и малым странам подключиться к проектам совместной обороны. Самостоятельно осуществлять их у нас не получится из-за недостаточного экономического потенциала.
А в процессе специализации мы будем обращать особое внимание на сохранение равновесия между специализацией и общей оборонной реформой. Планируем подготовить к 2004 году для совместных операций под командованием НАТО подразделение сил специального назначения, подразделение боевых вертолетов Ми-24 и транспортных вертолетов Ми-17. Словацкая Республика обладает также весомым потенциалом в области радиационной, химической и биологической защиты и инженерных подразделений. Рассчитываем мы и на "специализацию" своих сил специального назначения. Например, на их умение действовать в горной местности. Мы можем участвовать и в работе военной полиции, и в медицинском обеспечении различных операций.
- В российской печати утверждается, что "молодые солдаты альянса" будут выполнять самую опасную, рискованную и неблагодарную черную работу. Как бы вы прокомментировали подобные предположения?
- Принципиально не согласен с такой оценкой Североатлантического альянса и с такой оценкой в отношении стран - кандидатов в НАТО. Военные действия в Ираке, к примеру, не имеют ничего общего с Североатлантическим альянсом. И если речь идет о контингенте словацких войск, который сегодня находится в Кувейте, то это высокоспециализированное подоразделение, задачей которого является в первую очередь представление гуманитарной помощи в случае применения оружия массового уничтожения.
- По информации Лондонского института стратегических исследований, большая часть боевой техники и оружия словацкой армии советского и российского производства. Как долго они останутся на вооружении вашей армии? Есть ли у Братиславы планы сотрудничества с Москвой в их модернизации, в продолжении подобных закупок? Или теперь предпочтение будет отдано западным фирмам?
- Действительно, большинство сухопутной и авиационной техники, находящейся на вооружении нашей армии, - советского и российского производства. Что касается сухопутного вооружения, то прежде всего мы говорим о танковой и артиллерийской технике, о боевых машинах пехоты и технике противовоздушной обороны. Модель "Вооруженные силы 2010" планирует использовать эту технику и вооружение, но в сокращенном количестве. Эксплуатироваться она будет до окончания ее технического ресурса.
На вооружении нашей авиации сейчас находятся истребители и штурмовики типа МиГ-29, МиГ-21, Су-25, Су-22 и вертолеты Ми-17 и Ми-24. В рамках реформы вооруженных сил мы планируем и в дальнейшем использовать самолеты МиГ-29, вертолеты Ми-17 и Ми-24. Самолеты МиГ-21, Су-22 и Су-25 постепенно будут сниматься с вооружения.
На 2003-2006 годы запланирован экспорт услуг и материалов военного назначения в счет госдолга Российской Федерации Словацкой Республике. Предусмотрено восстановление эксплуатационных возможностей нашей военной авиации, в том числе и капитальный ремонт и продление технического срока службы самолетов МиГ-29, вертолетов Ми-24, а также средств противовоздушной обороны.
Для Министерства обороны Словакии не является принципиальным и решающим происхождение применяемой военной техники, не исключая и авиационную. Важно только одно обстоятельство - удовлетворяет ли эта техника требованиям вооруженных сил Словакии и НАТО.
Если мы планируем оставить имеющуюся авиационную технику на вооружении своей армии (существуют предположения, что как минимум она будет у нас до 2010 года), мы должны думать о ее модернизации или же о приспособлении к новым требованиям. Из собственного практического опыта знаем, что модернизацию, особенно авиационной техники, без участия ее производителя осуществлять невозможно, и поэтому рассматриваем предложения российской стороны о совершенствовании самолетов МиГ-29.
Что касается поставок запасных частей для российской военной техники, то сотрудничество с Российской Федерацией в этой области продолжается.
В тоже время в рамках оборонного планирования мы собираемся до конца 2015 года осуществить закупку, модернизацию и ремонт основных видов техники. До 2005 года будем совершенствовать технику и вооружение сил высокой боевой готовности, а с 2006 года начнем модернизацию вооружения и техники сил более низкой боевой готовности, а также сил долгосрочного развертывания. До конца 2007 года собираемся провести настройку систем ИКАО и IFF на авиационной технике и на технике противовоздушной обороны. До конца 2010 года модернизацию коммуникационных и информационных систем. К концу того же года также планируем реализовать программу по модернизации техники, нацеленной на обеспечение воздушного суверенитета Словацкой Республики.
- Вооруженные силы России и Словакии связывает многолетнее сотрудничество...
- Сотрудничество вооруженных сил СР и Вооруженных сил РФ будет и в будущем продолжаться в духе укрепления безопасности и создания атмосферы стабильности во всем регионе. Все государства - члены НАТО имеют свободное право на двустороннем уровне сотрудничать с партнерами, которые соответствуют основным критериям общей политики альянса. Это сотрудничество имеет разную форму и размеры, а также зависит от ожиданий обеих сторон. Альянс поддерживает формы многостороннего сотрудничества в группах, которые входят в отдельные структуры НАТО. Сотрудничество в рамках программы "Партнерство ради мира" им также полностью соответствует. Это касается и Совета Россия-НАТО.