0
1320
Газета Армии Интернет-версия

01.07.2005 00:00:00

Омбудсмен проинспектировал Вооруженные силы

Тэги: лукин, иванов, меморандум, служба, призыв


21 июня глава российского военного ведомства Сергей Иванов и уполномоченный по правам человека (УПЧ) Владимир Лукин утвердили "Меморандум Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан".

Меморандум появился на свет во время ссоры МО с Главной военной прокуратурой по вопросу роста преступности в войсках. Минобороны занижало кривую правонарушений в армии и на флоте, а прокуратура, напротив, показывала ее рост. Минобороны теперь заручилось поддержкой со стороны государственных правозащитников. Этакие третейские судьи под управлением почти госчиновника Лукина. Министр решил мягко перевести свои дебаты со следователями ГВП, имеющими доступ в любую армейскую структуру, в русло визитов гражданских борцов за права граждан. Хотя увидеть и прочитать они смогут только то, что им соблаговолят показать отцы - командиры.

ПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ

При подписании меморандума Владимир Лукин вручил руководителю Минобороны специализированный доклад, который, как выразился омбудсмен, является результатом "многонедельной, даже многомесячной работы" и содержит данные и рекомендации "по всем основным аспектам, связанным с призывом на военную службу".

Во введении к этому исследованию говорится, что "неоднократно объявлявшиеся ранее планы перехода к комплектованию ВС России, основанному исключительно на принципе добровольности (по контракту) реализованы не были. Таким образом, в обозримой перспективе в ВС сохранится смешанный способ комплектования, включающий призыв граждан на военную службу".

Задача подготовки данного документа состояла в том, чтобы определить наиболее типичные проблемы обеспечения прав военнослужащих срочной службы и предложить возможные пути решения этих проблем. Эксперты утверждают, что "в сегодняшнем обществе воинская обязанность весьма редко воспринимается как особая нравственно-правовая норма поведения и еще реже - как почетный долг". Они отмечают, что "обязанности граждан проходить военную службу по призыву соответствует обязанность государства создавать для этого надлежащие условия". Однако государство на протяжении многих лет с этой обязанностью не справлялось. "Резко упавшую в результате популярность военной службы не восстановить только методами традиционного военно-патриотического воспитания и, тем более, ссылками на то, что наши отцы и деды служили в куда худших условиях. Привлекательность военной службы предстоит создавать во многом с чистого листа".

Правозащитники предлагают установить призывной возраст с 20 лет. В докладе отмечается, что к 18 годам молодые люди "зачастую не успевают сформироваться как личности, социально и психологически незрелы, легко поддаются негативному внешнему влиянию и в силу этого не вполне готовы к военной службе". Эти возрастные "недостатки", считают сотрудники УПЧ, как правило, исчезают или минимизируются к 20-21 году. Именно тогда и целесообразно призывать на военную службу. Единственным аргументом в пользу сохранения нынешнего призывного возраста в России является тот факт, что 18-летние юноши составляют почти 70% в общем объеме ежегодных призывных ресурсов страны. Такой подход, ставящий во главу угла количественные показатели в ущерб качеству, специалисты считают порочным и устаревшим.

Они полагают, что увеличение призывного возраста будет способствовать привлечению в ВС "качественного контингента призывников", и это положительно скажется на боевой готовности войск, состоянии дисциплины и правопорядка, на подготовке личного состава, а также снизит весьма высокий уровень аварийности и травматизма в армии и на флоте.

ОТСРОЧКИ

По данным, приведенным в докладе, в настоящее время в России проживает около 11 млн. молодых людей призывного возраста. При этом с 1996 года ежегодно 18-летнего рубежа достигают около 1,1-1,3 млн. человек. Примерно 20% от этого количества ежегодно отправляется на военную службу, что составляет порядка 70% в каждом призыве. Оставшиеся 30% призыва приходятся на лиц более старших возрастов. В целом за период с 1996 года по 2004 год испытали себя на военной службе 3,3 млн. человек, т.е. 30% лиц призывного возраста. Примерно столько же молодых людей было освобождено от военной службы в связи с болезнью, наличием судимости и по другим причинам.

Вот почему постоянные сетования российских военачальников, что, мол, в строй защитников Родины встает не более 9% подлежащих призыву граждан, вызывают у авторов доклада сомнения. Они полагают, что хотя применяемая Минобороны методика подсчета им неизвестна, но заявленные 9%, скорее всего, получаются путем сопоставления количества призываемых на службу за один год с количеством лиц всех девяти призывных возрастов. При такой "методике" реально отправившийся на ратную службу учитывается один раз в год призыва, а получивший отсрочку - несколько раз, по разу каждый год действия отсрочки. Возможно, именно по этой причине МО полагает, что общее количество лиц призывного возраста в нашей стране достигает 17 млн. человек.

Согласно приведенным в докладе оценкам, к 2008 году численность ежегодного призыва может незначительно превысить уровень 2004 года и составит 342 тыс. человек. В ближайшие годы демографическая ситуация в стране будет постепенно ухудшаться. К середине следующего десятилетия количество лиц, ежегодно достигающих 18-летнего призывного возраста, вероятно, сократится вдвое. При этом, в силу снижения качества населения, доля юношей, подлежащих освобождению от военной службы по болезни, еще больше увеличится. Это, как подчеркивается в докладе, указывает не на грядущий общий дефицит призывников, а лишь на объективное уменьшение в призывном контингенте доли лиц стартового призывного возраста.

Составители доклада отмечают, что "в последнее время, похоже, не без участия руководства МО" в общественное сознание внедряется мысль о несправедливости и некоей классово-дискриминационной природе отсрочек от военной службы и, соответственно, "о необходимости их резкого сокращения или даже отмены". Такая постановка считается "спекулятивной и противоправной". Право граждан на освобождение от воинской обязанности "должно быть отнесено к категории фундаментальных", что отвечает интересам государства и общества.

Однако в этой сфере существует ряд проблем. Прежде всего - это низкая популярность военной службы. Во-вторых, крайне мала эффективность нынешней системы отсрочек, содержащей элементы социальной несправедливости, иррациональности и допускающей возможность злоупотреблений со стороны как должностных лиц, так и самих граждан. Сегодня в России действует 25 законных оснований для получения отсрочки от военной службы, что значительно больше, чем в любой другой европейской стране, практикующей призыв.

В настоящее время правом на отсрочку пользуются граждане по следующим причинам: 1) семейные обстоятельствам и болезнь; 2) завершение учебы в школе, ПТУ, техникуме и вузе; 3) указы президента РФ (работники налоговых органов, МИД, прокуратуры, священнослужители, представители технической и творческой молодежи и некоторые другие категории граждан); 4) работа по специальности в сельской местности (медики и учителя); 5) работа в силовых ведомствах и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

В докладе предлагается упорядочить существующую систему и отказаться от практики предоставления отсрочек в интересах силовых ведомств. Эксперты настаивают на сохранении отсрочек для лиц, завершающих обязательное среднее образование, а также для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся за счет государства. Вместе с тем обращается внимание на быстрый рост количества вузов (их число уже превышает 1000), предоставляющих своим подопечным отсрочки от призыва. Эксперты УПЧ считают, что некоторые из них главным образом с этой целью и созданы. Поэтому предлагается ограничить право на отсрочку для студентов, обучающихся на коммерческих отделениях вузов, "обусловив его реальными и объективно контролируемыми успехами в учебе".

НАРУШЕНИЯ ПРАВ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

В докладе указывается, что известны факты проведения мероприятий по призыву граждан, у которых еще не окончился срок действия отсрочки. Прежде всего, это касается юношей-учащихся: есть случаи, когда они призываются в Вооруженные силы до окончания обучения. По требованиям военкоматов учебные заведения часто сокращают время обучения и досрочно выдают своим выпускникам документы об окончании образования. Эксперты отмечают, что порой ребят, не достигших 18 лет, в нарушение законодательства принуждают заранее проходить медицинские и призывные комиссии.

Поэтому предлагается внедрить систему "поощрения добросовестных призывников, которые приходят в назначенное время на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии". Для них следует "предусмотреть такую меру поощрения, как выбор рода войск". Выдвигается также идея о предоставлении "добросовестным призывникам" возможности подписать контракт в начале военной службы.

В докладе обращено внимание на то, что еще в июле 2003 года Владимир Лукин обращался к премьер-министру РФ с предложением внести в Госдуму законопроект, направленный на предупреждение необоснованного призыва на военную службу граждан, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом либо инфицированных вирусом иммунодефицита. Однако это предложение омбудсмена до сих пор не реализовано.

Между тем нежелание молодежи служить в армии позволяет недобросовестным должностным лицам использовать служебное положение для извлечения незаконной выгоды. Как утверждают представители Комитета солдатских матерей, сумма взятки за освобождение от службы в различных регионах колеблется от 10 тыс. рублей до 5 тыс. долл. В докладе отмечается, что подтвердить это "официальными цифрами не представляется возможным, однако неоспоримо, что взяточничество в военкоматах приобрело широкий размах. По данным ГВП, только в ходе весеннего призыва 2004 года в военные прокуратуры обратились свыше 4,5 тыс. человек. Большинство обращений сигнализировали о фактах взяточничества". Только в 2004 году более 70 должностных лиц военкоматов были привлечены к ответственности по данным фактам.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Сохранение неприемлемо высокого уровня "небоевых" потерь остается весьма серьезной проблемой ВС. По данным Минобороны, в 2004 году погибло более 900 военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях, в том числе свыше 400 человек, проходивших военную службу по призыву. Причем российские правозащитники уверены, что реальные цифры значительно превышают официальную статистику МО.

Основная причина гибели военнослужащих - самоубийство. В 2001 году из общего числа погибших добровольно уходил из жизни каждый пятый, сегодня - каждый четвертый. Отмечаются факты смерти солдат и матросов от болезней, в иных условиях не имеющих летального исхода, и от неуставных отношений, в том числе "дедовщины". Распространены несчастные случаи, связанные как с личной неосторожностью военнослужащих при обращении с оружием и военной техникой, так и с халатностью командиров.

Непрозрачность оборонного бюджета не позволяет подтвердить или опровергнуть утверждения, что гибель военнослужащих от несчастных случаев в значительной мере обусловлена старением техники и невысоким уровнем боевой подготовки по причине недостаточного финансирования ВС в последние годы. Однако, отмечается в докладе, с 2000 года по 2004 год ассигнования на национальную оборону выросли в два раза, а государственный оборонный заказ - почти в три раза.

По данным МО, из 1400 человек, погибших в 2001-2004 годах на Северном Кавказе после окончания там активной фазы контртеррористической операции, значительную долю составляют военнослужащие, проходившие службу по призыву. Они по действующим нормам могут быть направлены в зоны вооруженных конфликтов после подготовки и прохождения ими военной службы в течение не менее 6 месяцев. Однако авторы доклада убеждены, что этого времени явно недостаточно для получения необходимых профессиональных навыков и предлагают увеличить данный срок до 12 месяцев.

ПРАВО НА ДОСТОИНСТВО

В докладе отмечается, что, по сравнению с 2003 годом, в 2004 году преступность в ВС выросла почти на 5%. При этом до 40% правонарушений, совершенных в 2004 году, приходится на долю посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев или, иначе говоря, на неуставные отношения. По сравнению с 2003 годом количество подобных преступных деяний увеличилось почти на 20 %.

"Дедовщина" стала неотъемлемой частью армейского быта. В воинских подразделениях сложился порядок со специальными ритуалами и идеологией, очень сходный с нормами уголовной среды. Старослужащие заставляют молодых солдат исполнять за себя служебные обязанности и личные поручения, отбирают деньги, продукты питания, предметы обмундирования и личные вещи. Неповиновение карается избиениями. В традицию вошли различные формы унижения и подавления личности. Тем самым старослужащие, возможно, с молчаливого согласия офицеров выполняют порой некие квазидисциплинарные функции, присущие младшим командирам.

В последнее время в воинских коллективах появились неформальные группы военнослужащих, объединенных по этническому признаку. Это явление усугубляет и часто порождает неуставные отношения. Отмечается также и резкое увеличение доли преступлений, совершаемых офицерами. Все больше свидетельств рукоприкладства и других примеров унижения человеческого достоинства подчиненных со стороны командиров. В докладе указывается, что государство и общество обязаны признать, что неуставные отношения представляют собой главную проблему не только с точки зрения защиты прав военнослужащих, но и применительно к боеспособности ВС и их моральному духу.

К основным причинам неуставных отношений специалисты УПЧ относят серьезные недостатки в организации правовой и воспитательной работы в войсках. Устаревшая система оценок деятельности командиров вынуждает их зачастую "не замечать" дисциплинарные нарушения, чтобы соответствующая отчетность была приемлема для руководства Минобороны. В офицерском корпусе наблюдается устойчивый кадровый кризис, который порождает проблему укомплектованности командных должностей в звене "взвод - батальон". Особенную тревогу авторов доклада вызывает деградация института сержантов, т.е. того звена, на котором держится все дело обучения и воспитания военнослужащих рядового состава и поддержание уставного порядка и воинской дисциплины. Поэтому они предлагают назначать на сержантские должности контрактников, прошедших основательную профессиональную подготовку и обладающих навыками управления личным составом. За свою деятельность они должны получать адекватно высокое денежное вознаграждение.

Эксперты УПЧ подчеркивают, что в настоящее время вопросами поддержания правопорядка и борьбы с правонарушениями в армейской среде в различной степени занимаются командиры, прокуратура, штатные и нештатные коменданты, дознаватели и другие лица. Не существует единого органа, к компетенции которого в полном объеме были бы отнесены все эти вопросы. Вот почему авторы доклада предлагают проработать вопрос о создании института военной полиции. Именно она должна выполнять оперативно-розыскные и следственные функции, обеспечивать несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, а также охрану и досмотр военных грузов. По мнению экспертов, органы военной полиции целесообразно строить "не по гарнизонно-окружной, а по территориальной схеме". Они не должны находиться в подчинении у военного командования, а их финансирование следует осуществлять по отдельной статье бюджета.

В качестве профилактики неуставных отношений предлагается рассмотреть вопрос о создании "учебных частей", укомплектованных военнослужащими одного призыва, которые могли бы проходить в таких частях значительную часть и даже половину срока службы.

Ставится также вопрос и о преимущественном комплектовании частей выходцами из одной местности. Таким частям предлагается присваивать соответствующие почетные наименования и учреждать при них советы ветеранов. Выдвигается также идея возвращения к практике комплектования отдельных частей по этническому признаку. Подобная практика в настоящее время эффективно применяется в ВС некоторых зарубежных государств.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ЛЬГОТЫ

УПЧ считает, что уровень денежного довольствия военнослужащих является "абсурдно низким". Оклады по основным солдатским и сержантским должностям установлены в размерах 200-450 рублей. Сумма единовременного пособия при увольнении с военной службы - 100 рублей. Государственная поддержка семей проходящих срочную службу граждан, имеющих детей, ограничивается прибавкой 35 рублей к ежемесячному пособию на ребенка, выплачиваемых солдатским женам по месту жительства. В связи с этим некоторые военнослужащие, не получающие помощи со стороны родителей, оказываются не в состоянии удовлетворить минимальные жизненные потребности и "вынуждены искать средства" противоправным путем или, "в буквальном смысле слова, прося подаяние". В связи с этим УПЧ предлагает значительно повысить денежное довольствие военнослужащих срочной службы.

В докладе говорится, что практически повсеместно снабжение вещевым довольствием осуществляется не в полном объеме. Повседневным обмундированием обеспечены 83% военнослужащих, специальным (рабочим) - 28%, парадно-выходным - 24%, а спортивной формой - только 4%. Указывается также на распространенность случаев "нарушения воинскими должностными лицами законодательства, регулирующего условия и порядок медицинского, а также материально-бытового обслуживания военнослужащих, санитарных правил, организацию питания. Нередко не обеспечивается качество питания, занижается вес порций".

Особо отмечаются нарушения прав военнослужащих, проходящих службу в Северо-Кавказском регионе, которым несвоевременно и не в полном объеме выплачиваются "боевые" деньги. УПЧ буквально завален жалобами военнослужащих по этому поводу. Владимир Лукин неоднократно обращался к министру обороны с просьбой принять необходимые меры по обеспечению в кратчайшие сроки уволенных военнослужащих положенными денежными выплатами. Хотя МО и предприняло некоторые шаги в данном направлении, однако в полной мере указанная проблема не разрешена до сих пор.

Эксперты считают, что привлекательность армии может быть повышена путем материального поощрения военнослужащих, которое подразумевает не только денежное довольствие, но и определенную систему льгот. Они предлагают организовать для военнослужащих срочной службы бесплатное обучение на подготовительных курсах ведущих вузов. Следует также активно применять систему преимущественного и внеконкурсного поступления в институты, университеты, академии. Целесообразно рассмотреть вопрос и о введении других льгот.

ВЕТЕРАНЫ И ИНВАЛИДЫ

Эксперты констатируют, что "государство пока не справляется в полной мере со своими обязанностями в сфере социальной защиты ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов семей погибших военнослужащих". Действующая система поддержки граждан этих категорий нуждается в кардинальном пересмотре.

Конституция России, считают специалисты УПЧ, только декларирует общепринятые права граждан страны. Однако в ней, в отличие от конституций многих западных государств, ни словом не упоминается о каких-либо особых гарантиях соблюдения прав военнослужащих и инвалидов войн. В РФ нет ни единой комплексной системы обеспечения прав ветеранов и инвалидов военной службы, ни специальной государственной структуры, которая занималась бы этими проблемами, а в действующем законодательстве до сих пор отсутствует даже четкое определение понятия "инвалид военной службы".

Сегодня в стране проживают более 40 тыс. инвалидов боевых действий. Из них более 12 тыс. получили раны, травмы, увечья, подорвали здоровье в ходе боевых действий в Чечне и в других "горячих точках". Пятую часть военных инвалидов составляют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву. Более трети из них живут только на пенсию по инвалидности, которая сегодня не превышает 900-1200 рублей,

Меры социальной защиты семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, ни в коей мере не соответствуют моральным и материальным потерям, связанным со смертью кормильцев. Не лучше обстоит дело и с социальной защищенностью родителей покойных. Пенсия по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего составляет всего 900 рублей. По закону РФ родители погибших военнослужащих должны получать соответствующую пенсию одновременно с пенсией трудовой или социальной. Однако такие категории пенсионеров, как государственные служащие и военнослужащие, этого права лишены.

В докладе отмечается, что во многих странах мира для обеспечения социальной защиты ветеранов и инвалидов военной службы созданы специальные государственные ведомства. Предлагается проработать вопрос об аналогичной структуре в России, чтобы существенно поправить "катастрофическое положение дел в сфере социальной защиты ветеранов и инвалидов военной службы".

Говоря с журналистами о врученном министру обороны исследовании, бывший посол России в США Владимир Лукин, с присущим ему дипломатическим тактом, отметил, что "не все будут согласны с этим докладом". Однако весьма плачевная картина полной несостоятельности военных чиновников в вопросе обеспечения гражданских прав вверенных им бойцов, нарисованная экспертами УПЧ, не оставляет никаких надежд на согласие генералов с их выводами и предложениями и пробуждение в командирах гуманных доблестей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1960
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2947
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2328
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2325

Другие новости