0
1359
Газета История Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Первый урок

Валерий Калинин

Об авторе: Валерий Петрович Калинин - бывший начальник направления ГРУ, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: Квашнин, Гареев, разведка


В "НВО" (#15 за 2000 г.) была опубликована статья начальника Генерального штаба ВC РФ генерала армии Анатолия Квашнина и президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева "Семь уроков Великой Отечественной". Обращает внимание, что роль и значение разведки в ней рассматриваются в предпоследнем, шестом уроке. Вряд ли это обоснованно в свете допущенного в канун Великой Отечественной войны просчета в определении вероятного срока нападения Германии на СССР. Именно из-за просчета фактор внезапности не дал возможности руководству страны и Вооруженных сил своевременно провести в жизнь срочные мероприятия, предусмотренные оперативно-мобилизационным планом, что поставило нашу страну на грань катастрофы.

Маршал Василевский по этому поводу пишет: "... если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизованы, выведены на предназначенные для них планом боевые рубежи, развернулись на них, организовали четкое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни войны были бы нанесены противнику такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране, как это имело место".

Поэтому исключение фактора внезапности, особенно в наш ракетно-ядерный век, является первым и важнейшим уроком, который необходимо извлечь из исторического опыта.

Как известно, в СССР перед войной каждый наркомат самостоятельно анализировал получаемую по своим каналам внешнюю информацию и докладывал выводы и оценки обстановки в сфере своей деятельности, то есть изолированно освещал только часть общей картины того, что происходило в немецко-фашистском государстве. Вопрос о том, чтобы сводить воедино и глубоко анализировать поступающую от наркоматов информацию, делать на этой основе объективные оценки и прогнозы развития событий, докладывать о них непосредственно высшему военно-политическому руководству страны, в то время, по существу, даже не поднимался.

Вскрыть подготовку агрессии, учитывая ее всеобъемлющий, сложный, порой противоречивый характер, а также широкомасштабные мероприятия Германии по политической дезориентации, стратегической маскировке и дезинформации, тем более установить время нападения, силами одного наркомата или нескольких, действовавших изолированно друг от друга, не представлялось возможным.

В 1983 г. автором статьи была предпринята попытка вернуться к идее создания в стране общегосударственного разведывательного информационно-аналитического центра. Эта идея рассматривалась в ЦК КПСС, однако в связи с отрицательным заключением министра обороны Устинова и председателя КГБ Чебрикова дальнейшего развития не получила.

Таким образом, как и в 1941 г., в стране нет единого информационно-аналитического центра, который мог бы координировать и анализировать важную внешнеполитическую и военную информацию, поступающую как по линии политической разведки (СВР), военной разведки (ГРУ), так и по линии других организаций и докладывать обобщенные выводы и предложения непосредственно президенту страны.

Обратимся вновь к опыту Великой Отечественной войны. Деятельность ГРУ в канун войны и в ходе ее начального периода показала, что разведка не всегда квалифицированно справлялась с оценкой и анализом добываемой информации и не имела возможности непосредственно, оперативно и объективно докладывать свою оценку обстановки высшему военно-политическому руководству страны. Поэтому в октябре 1942 г., нарком обороны Сталин подписал приказ о реорганизации ГРУ Генерального штаба Красной Армии, в котором говорилось:

"В целях упорядочения и улучшения работы военной разведки приказываю:

1. Выделить из состава Генерального штаба Красной Армии ГРУ, подчинив его Народному комиссару обороны.

2. На ГРУ Красной Армии возложить ведение агентурной разведки иностранных армий как за границей, так и на временно оккупированной противником территории СССР.

3. Войсковую разведку изъять из ведения ГРУ.

4. Для руководства и организации работы войсковой разведки создать в составе Генерального штаба управление войсковой разведки, подчинив ему разведотделы фронтов и армий".

В апреле 1943 г. управление войсковой разведки было реорганизовано в разведывательное управление Генштаба, а ГРУ была поставлена задача вести агентурную разведку только за рубежом. К сожалению, ГРУ не имело своей контрразведывательной службы, что не раз ставило ее в сложнейшее положение.

В 1937-1939 гг. волна массовых репрессий, проводимых в ГРУ контрразведкой другого наркомата, а именно НКВД, обезглавила и обескровила центральный и периферийный аппараты военной разведки. Действия сотрудников НКВД, не знающих кадровый состав ГРУ, личные и деловые качества работников, решаемые задачи, не отвечающих за свои действия перед Наркоматом обороны, нанесли системе сбора зарубежной информации накануне войны огромный и невосполнимый урон. И он уже не мог быть компенсирован за оставшееся до начала войны время. Помимо физического уничтожения наиболее опытных и инициативных работников, массовые репрессии привели к созданию в ГРУ атмосферы страха, когда высказывать иные точки зрения, тем более их официально докладывать, означало поставить себя вне партии, вне Вооруженных сил с ярлыком врага народа, иностранного шпиона.

Репрессии коснулись и тех разведчиков-нелегалов, которые в то время находились за рубежом. Поэтому их информация, в том числе и ценнейшие сведения о подготовке нападения на СССР, рассматривались через призму их якобы сотрудничества с иностранными разведками.

В 1964 или 1965 году бывший начальник ГРУ маршал Советского Союза Голиков на встрече с сотрудниками разведки делился своими воспоминаниями, в частности, о роли ГРУ в предупреждении руководства страны о нападении Германии. В этой связи он подчеркнул, что, во-первых, он не мог делать выводы на базе информации от руководителей тех нелегальных резидентур, которых НКВД считал иностранными шпионами, во-вторых, он помнил судьбу своих предшественников и, в-третьих, вся информация, которая докладывалась Сталину, в копиях направлялась Молотову, Ворошилову, Тимошенко и Жукову. Беседа маршала Голикова объясняет его вывод в докладе от 20 марта 1941 г. "Слухи и документы, говорящие о неизбежности весной этого года войны против СССР, необходимо расценивать, как дезинформацию германской разведки..." Этот вывод, который ставится в вину Голикову, был вызван той атмосферой страха, которая была создана в ГРУ действиями НКВД.

Отсутствие своей контрразведки позже привело и к тяжелым последствиям для ГРУ в случаях предательства Пеньковского в 1961 г. и Резуна в 1976 г. Меры, предпринятые КГБ для локализации предательства, нанесли ГРУ не меньший ущерб, чем само предательство. Можно отметить, что во главе ГРУ в то время находились в первом случае бывший председатель КГБ Иван Серов, который приказал вновь принять в ГРУ отчисленного в конце 50-х годов Пеньковского, во втором случае - первый заместитель председателя КГБ Ивашутин. Докладывая генералу Ивашутину о причинах предательства Резуна и необходимых мерах по исключению подобных фактов в будущем, автор данной статьи в качестве одной из них указал на отсутствие в ГРУ своей контрразведывательной службы. Реакция начальника ГРУ была резко отрицательной, а в просьбе доложить этот вопрос начальнику Генштаба лично, было отказано.

События, связанные с неудачным для советских Вооруженных сил началом Великой Отечественной войны, давно стали страницей нашей истории. Но эта страница представляет особый интерес для нашего народа и должна послужить суровым уроком молодому поколению, которому не пришлось быть участниками трагических событий начала войны. История - это наш мост в будущее, и мы должны построить его и пройти по нему, не повторяя, прошлых ошибок.

После распада Советского Союза в России начался и продолжается процесс становления, новых государственных структур, отвечающих новому положению и новой роли России в современном мире. Среди них важное значение имеют организационные мероприятия по созданию системы национальной безопасности, включающей в себя и органы разведки.

В настоящее время разведывательными органами, ведущими внешнюю разведку, являются Служба внешней разведки (политическая разведка), подчиняющаяся непосредственно президенту страны и Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных cил РФ (военная разведка), подчиняющаяся начальнику Генштаба. Обе организации работают самостоятельно, где-то дублируют, в чем-то дополняют, по некоторым направлениям конкурируют друг с другом. В этом есть свои положительные и отрицательные моменты. Всесторонний, объективный и вневедомственный анализ этих моментов, учет опыта Великой Отечественной войны должны исключить элемент внезапности в будущем, как в больших, так и малых войнах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2320
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5146
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2845
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3285

Другие новости