0
1182
Газета История Интернет-версия

05.06.2002 00:00:00

"Пасторские процессы"

Тэги: Герхард Симон, религия, россия


Евангелическая Церковь в России впервые получила единую организацию и единое управление в 1832 г. Генеральной консистории в Петербурге подчинялись сначала восемь, а потом, после отделения в 1890 г. самостоятельных консисторий Эзеля, Риги и Ревеля, пять консисториальных округов: Лифляндия, Эстляндия и Курляндия (к Куряндии относились Литва, Витебское, Минское и Могилевское губернаторства), а также два русских консисториальных округа - Петербургский и Московский. Важнейшими центрами Петербургского округа были немецкие поселения на Волыни и на юге России, тогда как немецкие поселения на Волге подчинялись Московской консистории. Внутри этой организации особое положение занимали реформированные общины, а за ее пределами оставались Евангелическая Церковь аугсбургского вероисповедания в Польше и Лютеранская Церковь в Финляндии.

Церковный закон 1832 г. низвел Евангелическо-Лютеранскую Церковь в Прибалтике до положения едва терпимого государством религиозного меньшинства. Последствия этой ситуации во всей своей остроте стали очевидными лишь в последующие десятилетия. Все же Прибалтийская Поместная Церковь сохранила свои внутренние структурные элементы.

Сохранилось, в частности, тесное переплетение церковной администрации с сословной структурой Остзейских губерний, которое выражалось в том, что светские патроны Церкви (патроном лютеранской церкви обычно становился тот человек, на чьей земле или на чьи средства она была построена) оказывали решающее влияние на назначение церковных иерархов и управление Церковью.

Вплоть до 40-х гг. XIX века Православная Церковь в Прибалтике насчитывала лишь несколько десятков тысяч членов, большую часть которых составляли проживающие в Риге русские. В 1836 г. Рига была передана под управление викарному епископу Псковскому; в 1850 г. она стала центром самостоятельной епархии, к которой теперь помимо Лифляндии относилась и Курляндия; в 1866 г. к новой епархии наконец присоединили и Эстляндию.

Переход в православие

Свой великий, решающий час православие пережило в 1840-х гг., когда в результате мощного, сопровождавшегося беспорядками движения многие латышские и эстонские крестьяне лютеранского вероисповедания перешли в лоно государственной Православной Церкви. Лютеранская Церковь потеряла как минимум 75 тыс. своих приверженцев (в основном крестьян). У этого уникального для российской истории XIX века феномена было много причин. Такие факторы, как неурожаи, голод и малоземелье крестьян, соединились с темными слухами о "теплой земле" на юге, которую якобы получат те, кто примет веру императора. Сыграло свою роль и наличие национальной и социальной пропасти, которая отделяла крестьян как от немецкого помещика, патрона церкви, так и от лютеранского пастора, который и по образу жизни, и по социальному сознанию целиком принадлежал к немецкому господствующему слою.

"Греческая вера" действительно обходилась дешевле. Русское правительство и государственная Церковь без колебаний делали все возможное, чтобы максимально облегчить и поощрить переход в православие. 14 мая 1886 г. император подписал закон, который запрещал взимание в Прибалтике каких бы то ни было податей, включая подати с земли, в пользу Лютеранской Церкви с лиц, которые были внесены в православные метрики. Правительство еще в 1840-х гг. и потом снова в 1860-х пыталось освободить перешедших в православие от податей с земли, но в обоих случаях реализация соответствующих мер была приостановлена из-за сопротивления дворянства. Сенат в феврале 1885 г. тоже принял решение, в соответствии с которым арендаторы, перешедшие в православие, должны были освобождаться от податей с земли в пользу Поместной Лютеранской Церкви. Тем не менее закон 1886 г. возбудил в Прибалтике политические страсти: освобождение от податей воспринималось как своего рода плата или премия за переход в православие, и в действительности очень может быть, что пик волны массовых обращений, который падает на 1886-1887 гг., был непосредственно связан с этим законом.

Характерно также, что Победоносцев последовал настойчивым рекомендациям своего секретаря Крыжановского и не стал вводить вместо поземельных податей в пользу Лютеранской Церкви твердый налог в пользу Православной Церкви, как предлагал в ноябре 1885 г. Рижский православный епископ.

Надежды обращенных на получение земли, естественно, не оправдались, к тому же Православная Церковь оказалась не в состоянии интегрировать новых членов, которые перешли к ней, движимые в первую очередь отнюдь не религиозными мотивами. Поэтому уже с 1850-х гг. началось обратное движение желающих вернуться в Поместную Церковь - движение, которое Лютеранская Церковь приветствовала. Правительство попыталось разрядить обстановку, приняв полумеры. Чтобы вернувшиеся к лютеранской вере могли воспитывать в евангелическом духе своих детей, Александр II в марте 1865 г. тайным указом отменил для Остзейских губерний действие закона об отказном обязательстве (пресекающего случаи обратного возвращения в первоначальную веру после принятия православия). В июне в качестве своего рода компенсации по просьбе архиепископа Рижского Платона (Городецкого) был отменен введенный в декабре 1845 г. шестимесячный "испытательный срок" для желающих принять православие.

Как бы то ни было, ситуация обострилась, когда в декабре 1865 г. впервые к суду были привлечены два пастора по обвинению в удовлетворении религиозных нужд людей, отпавших от православия. В ближайшие годы оказалось, что почти все пасторы Лифляндии могли ожидать аналогичных судебных процессов, проведение которых привело бы к смещению с должностей их всех, а значит, к недееспособности Лютеранской Церкви и как следствие - к революционному взрыву. Поэтому, вняв поступавшим со всех сторон ходатайствам, правительство в 1874 г. прекратило все готовившиеся тогда судебные разбирательства ("пасторские процессы").

Между тем в Прибалтике в результате роста национального самосознания эстонцев и латышей обострялись противоречия, и их не удалось сгладить даже в социально-политическом секторе, несмотря на борьбу за реформу Конституции, которую вело немецкое дворянство. Русское правительство разжигало эти противоречия, поддерживая антинемецкие настроения вплоть до большой волны русификации 1880-х гг., когда оно перестало принимать во внимание интересы не только немцев, но и эстонцев и латышей.

Весной 1883 г. новое движение желающих перейти в православие началось в Юго-Западной Эстляндии, и там до конца года к государственной Церкви присоединились более двух тысяч человек. Оттуда движение перекинулось на Перновский уезд (совр. Пярну) в северной Лифляндии, в 1884 г. оно охватило остров Даго (совр. Хийумаа), а в 1886 г. - шведов, живущих на острове Вормси. С 1885 г. массовые переходы в православие имели место также в Курляндии, особенно в Тукумской и Виндавской волостях (совр. Тукумс и Виндавы). Самое большое число вновь обращенных на этот раз дала Эстляндия, где движение активно поддерживали губернатор С.В. Шаховской (1885-1894) и Православная Церковь.

Движение достигло апогея в 1886 г., когда число обращенных составило 5700 человек. Всего, согласно статистическим данным, представленным Синодом, между 1881 и 1904 гг. православную веру приняли 31 341 человек. При этом с конца 1880-х гг. движение уже не имело массового характера, и люди часто переходили в православие (как, впрочем, это нередко случалось и раньше) в связи с заключением смешанного брака, чтобы избавить семью от конфессионального раскола. В остальном мотивы обращения были такими же, как в 1840-е гг., только теперь националистические, антинемецкие настроения играли, кажется, большую роль.

О подлинной тяге местного населения к православию как таковому можно говорить лишь с большой натяжкой; зато определенно имела место неприязнь эстонских и латвийских обращенных к Лютеранской Поместной Церкви, в которой главенствующую роль играли немецкие патроны и пасторы.

Русификация и возвращение в лютеранство

Ключевое значение в политике Александра III по отношению к Прибалтике имело не только поощрение переходов в православие, но и русификация Остзейских губерний. В 1885 г. русский язык был введен как обязательный язык делового общения в государственно-сословных учреждениях со смешанным национальным составом служащих и во взаимоотношениях между местными органами власти и любыми имперскими учреждениями; между 1885 и 1890 гг. правительство ввело преподавание на русском языке во всех прибалтийских школах, а в 1888-1889 гг. в Остзейские губернии были перенесены российские системы полиции и судопроизводства.

Особенно гнетущее впечатление производили на жителей прибалтийских провинций те государственные мероприятия, которые были направлены против Лютеранской Поместной Церкви. В октябре 1885 г. постановление, касавшееся Католической Церкви, согласно которому министр внутренних дел мог дать ей разрешение на строительство нового храма только после предварительной консультации с православным епископом соответствующей епархии, было распространено и на Лютеранскую Церковь в Прибалтике. Конкретным поводом для издания этого циркуляра министра внутренних дел послужило желание губернатора Эстляндии Шаховского воспрепятствовать сооружению лютеранской часовни в Иллуке (Везенбергский уезд - совр. Раквере), ибо неподалеку оттуда, в Пюхтице, намечалось строительство православного женского монастыря.

Дальнейшим ограничением свободы Лютеранской Церкви был указ министра внутренних дел от 23 апреля 1887 г., который обязывал консистории заранее извещать губернатора соответствующей провинции о повестке дня ее очередной годичной сессии; при этом публикация повестки дня и протоколов заседаний была запрещена.

Прочнейшим звеном, которое соединяло Лютеранскую Поместную Церковь с правящим слоем немецкого дворянства и делало ее зависимой от последнего, было право патроната, и оно все в большей мере вызывало недовольство эстонцев и латышей: в 1890-е гг. дело не раз доходило до акций протеста крестьян против назначений на должность пастора кандидатур, выдвинутых землевладельцами. В Министерстве внутренних дел в Петербурге уже в начале 1880-х гг. обсуждались планы упразднения права патроната, однако не в интересах латышей и эстонцев, а как средство политической борьбы против немецкого дворянства. Единственная мера такого рода, которую правительству удалось осуществить, заключалась в том, что в марте 1891 г. дворяне потеряли право предлагать кандидатуру президента консистории (сохранив при этом право предлагать кандидатуры генерального суперинтенданта и членов консистории); президентов отныне назначал по предложению министра внутренних дел сам император.

В ходе русификации Остзейских губерний в июне 1891 г. Лютеранской Церкви было вменено в обязанность вести приходские книги на русском языке, и ко всем выпискам из этих книг в будущем следовало прилагать русский перевод.

Хотя все вышеперечисленные меры означали чувствительные ограничения прав Лютеранской Церкви, они все же кажутся второстепенными по сравнению с восстановлением 26 июля 1885 г. действия закона об отказном обязательстве; в необходимости этой меры убедил царя лично Победоносцев, и она была воспринята обеими сторонами как открытое объявление войны.

Таким образом, возвращение к лютеранской вере, которое с 1874 г. молча принималось как данность, хотя никогда не было юридически легализовано, вновь оказалось в центре межцерковной борьбы. На крестьян, которые уже на протяжении более чем десяти лет рассматривались местными чиновниками как лютеране, вдруг предъявила свои права Православная Церковь на том основании, что когда-то их имена были занесены в православные приходские книги. Кроме того, государственная Церковь претендовала теперь на (приблизительно) 16 тыс. детей от смешанных браков, детей, которые после отмены в 1865 г. закона об отказном обязательстве были крещены в лютеранскую веру. Губернаторы Эстляндии и Лифляндии Шаховской и Зиновьев поначалу были полны решимости со всей строгостью применять в Прибалтике законы, не допускавшие никакой возможности выхода из Православной Церкви, и грозили вероотступникам тяжелыми наказаниями, предусмотренными в законе об отпадении от государственной Церкви: браки и дети таких людей будут считаться незаконными, детей у них могут даже забрать, а за воспитание детей в лютеранской вере им грозит тюремное заключение.

Прибалтийскоое дворянство после 1885 г. многократно и безрезультатно обращалось к императору, министру внутренних дел и обер-прокурору, пытаясь добиться легализации положения людей, вернувшихся к лютеранству. В записке обер-прокурора (март 1887 г.) по поводу одной из таких петиций немецкие помещики и пасторы, чьи устремления с самого начала квалифицируются как противоречащие российским государственным интересам, обвиняются в том, что они агитацией и запугиванием склоняют крестьян к возвращению в лютеранскую веру.

Те же самые принципы Победоносцев излагал в одном из своих выступлений (в июле 1895 г.), в котором попытался опровергнуть представленные лютеранами данные о том, что число вернувшихся к прежней вере составляет 35 тыс. чел. Он заявил, что, по сведениям, поступившим от православной консистории в Риге, эта цифра может быть снижена до 15 тыс. По его словам, в последнее время случаи отпадения от государственной Церкви стали весьма редкими, и, как и прежде, можно надеяться на то, что благодаря русификаторским мероприятиям и влиянию Православной Церкви в будущем удастся вернуть в лоно православия даже вероотступников.

Между тем к применению уголовных законов против лиц, вернувшихся к лютеранству, власти прибегали редко, так как опасались беспорядков среди местного населения. И теперь, как во времена Александра II, чиновники придерживались того принципа, что наиболее строго следует обращаться с пасторами, судебные же процессы против самих лиц, вернувшихся к протестантской вере, возбуждались лишь в исключительных случаях - "ради острастки".

Государственная власть, наказывавшая самих вероотступников лишь в исключительных случаях, тем с большей беспощадностью обрушилась на немецких пасторов. К 1894 г. общее число "пасторских процессов" достигло двухсот, так что опять почти все лифляндские пасторы оказались втянутыми в судебные разбирательства, которые по большей части велись русскими судьями. Чаще всего такие процессы заканчивались отстранением виновного пастора от должности на несколько месяцев, однако девять лифляндских пасторов были высланы из Прибалтики, а несколько человек вообще лишились права заниматься пастырской деятельностью.

Сенат, однако, как это не раз бывало и раньше при разбирательстве уголовных дел религиозно-политического характера - во многих случаях отменял приговоры, вынесенные низшими судебными инстанциями, либо снижал меру наказания.

Другой ужесточающий меры наказания закон приравнивал принятие православными конфирмации (миропомазания) к уголовному преступлению и включал соответствующую статью в Уложение о наказаниях.

Поворот в отношении к обострившейся проблеме "пасторских процессов" произошел в 1894 г., возможно, не без влияния новой петиции, с которой лифляндское дворянство обратилось к министру юстиции Н.В. Муравьеву; как бы то ни было, в Петербурге тоже наконец осознали противоестественность такой ситуации, когда против 101 из 120 лифляндских пасторов были возбуждены уголовные процессы.

Вначале императорским указом от 27 июня 1894 г. было предусмотрено, что в будущем вопрос о возбуждении или прекращении "пасторского" судебного процесса в каждом отдельном случае будет решаться лично министром внутренних дел после консультации последнего с министром юстиции и обер-прокурором. Затем "Манифест о помиловании" Николая II, изданный 14 ноября 1894 г. по случаю бракосочетания царя, привел к прекращению многих таких процессов, а из немногих оставшихся большинство, так сказать, "ушло в песок".

Укрепление позиций Православной Церкви

Православная Церковь в Прибалтике, помимо участия в борьбе против Лютеранской Церкви, занималась еще и тем, что пыталась укрепить собственные позиции, приобрести новых прозелитов и вновь вернуть в свое лоно тех, кто от нее отпал.

Численность православных верующих в Прибалтике возросла от 200 тыс. в 1879 г. до 282 тыс. в 1904-м, и теперь приверженцы государственной Церкви составляли около 10% всего населения. Примерно на четверть православная община состояла из русских, на три четверти - из латышей и эстонцев.

С 1883 по 1900 г. Синод открыл в прибалтийских провинциях 49 новых церковных приходов; на жалованье клира выделялось в общей совокупности от 1500 до 2900 руб. в год - это была довольно большая по российским меркам сумма, но все равно недостаточная, чтобы обеспечить православному духовенству такой же уровень жизни, какой был характерен для лютеранских пасторов. Православное духовенство в Остзейских губерниях было гораздо более образованным и безупречным в плане своего поведения, чем духовенство других российских губерний. В 1902-1903 гг. Православная Церковь в Прибалтике имела 243 священника, 32 диакона и 390 певчих - вместе они обслуживали 198 церковных приходов.

С открытием новых православных приходов в Прибалтике возникла потребность в строительстве большого количества церквей, и Победоносцеву удавалось получать необходимые дополнительные средства из казны. С 1886 по 1888 г. государство ежегодно выделяло для этой цели 100 тыс. рублей.

Чтобы облегчить для латышей и эстонцев переход в православие, государственная Церковь во многих отношениях сознательно пыталась приспособиться к культу и обычаям Лютеранской Церкви. Так, например, при строительстве православных церковных училищ воспроизводили архитектурные особенности лютеранских школ; Православная Церковь также придавала большое значение как можно более частому совершению богослужений с проповедями, потому что проповеди нравились местным жителям. В Прибалтике читались катехетические поучения для молодежи и даже была введена православная конфирмация. И наоборот, Православная Церковь не настаивала здесь, например, на строгом соблюдении постов.

Одной из тяжелейших внутренних проблем Православной Церкви в Прибалтике было наличие напряженности в отношениях между эстонско-латышской и русской группами православного духовенства. В начале 1880-х гг. русское духовенство, по большей части переведенное сюда из Пскова, сосредоточило в своих руках все руководящие должности в Риге, консистория целиком находилась под контролем русских священников, и епископскую кафедру всегда занимали только русские иерархи. Знание эстонского и латышского языков у учеников Рижской духовной семинарии было минимальным, и Победоносцев, который во время своей первой инспекционной поездки летом 1880 г. посетил эту семинарию, нашел уровень преподавания в ней весьма низким (что отчасти объяснялось разногласиями между местными и русскими преподавателями). В 1882 г. ректор семинарии, латыш, был смещен с должности.

Подводя итоги, можно сказать, что Православная Церковь в Прибалтике с 1880-х гг. не только выросла в количественном отношении, но одновременно сумела значительно улучшить свою организационную структуру. В этом ее поддерживали как российское правительство в Петербурге, так и влиятельные русские чиновники в Остзейских губерниях.

Расширение сферы влияния государственной Церкви происходило не только за счет Лютеранской Поместной Церкви, но и сопровождалось массовыми репрессиями против последней; русское высшее церковное руководство и обер-прокурор одобряли эти репрессии, потому что им было выгодно поддерживать дело православия, которое они идентифицировали с русскими государственными интересами. В представлении же Победоносцева и националистически настроенной общественности государственные интересы были неразрывным образом связаны с интересами русско-национальными, требовавшими русификации западных пограничных территорий империи.

Перевод с немецкого Татьяны Баска


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3421
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1939
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости