0
2582
Газета История Интернет-версия

13.02.2014 00:01:00

Кричащая необъективность

Тэги: история, ссср, венгрия, война, унгвари, житорчук


история, ссср, венгрия, война, унгвари, житорчук

Кристиан Унгвари. Осада Будапешта. Сто дней Второй мировой войны/ Пер. с англ. А.Л. Андреева.
– М.: Центрполиграф, 2013. – 456 с.

Горе, одиночество, жертвы войны, и особенно такой, как Вторая мировая, способны словно выжечь изнутри, и не только современников событий, но и потомков. В этих травмах помимо прочего частично кроется кричащая необъективность западных исторических исследований. Порой кажется, что хоть книга и выполнена по правилам, на военном материале, все же так или иначе толкуемые реалии и документы – лишь декорация для разворачивания какой-то личной или национальной драмы. И приходится разделять добросовестного историка и автора, который заботится о популярности своих книг, вполне в традициях западной науки популяризируя знания, делая науку доступной и «интересной».

Кристиан Унгвари, автор книги «Осада Будапешта», подробно останавливается на мифе, который может привлечь европейского читателя. «К ужасам войны… прибавились деяния советских солдат, изнасиловавших тысячи женщин». Этот миф имеет давнюю историю. И Наполеон, и кайзер Вильгельм пугали жителей казаками, питающимися живыми европейскими младенцами и свально надругающимися над женщинами; и сколько раз европейцы убеждались в обратном! Все это кажется смешным, но доктор немецкой филологии Геббельс дело свое знал прилично и успешно применял пропагандистский опыт прежних агрессоров. В нацистской прессе начала 1945 года стали появляться кальки с прокламаций почти вековой давности. Они по традиции оказались подхваченными и современными «историками», ориентирующимися в психологии реванша: изменить прошлое люди, начавшие бесчеловечную войну, не могут, остается лишь попробовать поставить под вопрос справедливость победителей, диких московитов, они же монголы, большевики и евреи. Миф укрепляется, ибо европейцам психологически невозможно смириться с мыслью о победе русских, и в массовом сознании эта победа становится едва ли не сексуальным надругательством. Реальные же примеры тотального насилия, русские и белорусские деревни, сожженные вместе с детьми, стертые с лица земли города, знаменитые кадры, на которых немецкий офицер поднимает стеком за подбородок лицо старухи, – все это для европейцев абстрактные «ужасы войны». И все же Унгвари пытается сохранить видимость объективности – цитирует дневник венгерского подростка, который пишет, что хотя, по слухам, где-то и происходят насилия, но если удастся найти советского офицера, то он быстро наведет порядок.

Только история – это не астрономия, которая легко поддается занимательной популяризации. Исторические исследования слишком тесно связаны с реальной политикой. И если российский историк Юрий Житорчук, автор книги «Мир на краю пропасти: предвоенные хроники…», в первых же строках уведомляет, что перед нами «художественно-документальная реконструкция», то венгерский автор Кристиан Унгвари и написавший предисловие к его книге Джон Лукач в один голос и с пафосом уверяют, что книга эта – научное исследование, а значит, претендует на истину, способную быть положенной в основу политических решений. Хотя субъективности у Унгвари много больше, чем художества у Житорчука.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1539
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3954
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2193
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2471

Другие новости