0
467

18.06.2025 20:30:00

Был похоронен живой и закрыт в гробу

Лев Толстой и Федор Достоевский: Кавказ против Сибири

Тэги: история, достоевский, толстой, сибирь, записки из мертвого дома


история, достоевский, толстой, сибирь, «записки из мертвого дома» Растительности решительно никакой, ни деревца – чистая степь. Михаил Нестеров. Земля. Степь. Государственный музей изобразительных искусств Республики Калмыкия, Элиста

Приблизительно в одно время – в 1851–1855 и в 1850–1859 два будущих великих русских писателя, Лев Толстой и Федор Достоевский, соответственно оказались на краю России, в экзотических местах. Граф на Кавказе, а после в Дунайских княжествах и в Крыму, автор «Бедных людей» – в Сибири, на каторге в Омске, затем на воинской службе в Семипалатинске, где прожил пять лет. Правда, город сейчас к Сибири не относят в силу политических причин (Достоевский был другого мнения). Но в любом случае это была не коренная Россия, а киргиз-кайсацкие степи, как бы сказали тогда.

Любопытно, что странствия Толстого весьма напоминают пушкинские тридцатью годами ранее. Оба (Пушкин и Толстой) сперва едут на Кавказ, позже у обоих Крым, Бессарабия с Кишиневом, украинские и донские степи, хотя и в разном порядке. Толстой, правда, заехал дальше, несколько месяцев прожив в Бухаресте, откуда выезжал к Дунаю, отделявшему русскую армию от турок. Достоевский путешествовал за девять лет меньше, но все равно, помимо Омска и Семипалатинска, городов на Иртыше, побывал на Оби, в Барнауле, на Алтае и в Кузнецкой котловине. Для Льва Толстого Кавказ стал откровением: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода… Мне кажется, что странная мысль поехать на Кавказ внушена мне свыше. Это рука Божия вела меня, и я непрестанно благодарю Его. Я чувствую, что здесь я стал лучше». У Достоевского, понятно, в силу недобровольного выбора мысли были иные: «А эти четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу. Что за ужасное было это время, не в силах я рассказать тебе, друг мой. Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела, как камень, у меня на душе». Сибирь для него откровением не стала, никакого впечатления не произвела и следов в его творчестве почти не оставила. «Записки из Мертвого дома» – что угодно, но только не книга о Сибири. Да, на каторге Достоевский испытал духовное перерождение, но именно на «каторге», не в «Сибири». Главным для него стала потеря свободы, а не пространственное перемещение. Я уже лет пять тому упоминал о странном безразличии Федора Михайловича к своему сибирскому этапу биографии, но теперь хотелось бы разобраться детально в этом вопросе, и в связке со Львом Толстым – его главным соперником на ниве русской литературы, ибо только в сравнении главные черты обоих представляются рельефнее и четче.

Толстой писал о Кавказе долго, считай, всю жизнь. Начав с рассказов о Кавказской войне еще в начале 50-х, он продолжил «Казаками», после «Кавказским пленником» и циклом про Бульку в начале 70-х, и уже в конце творческого пути он обратился к «Хаджи-Мурату». Дважды уже пожилым он побывал в Крыму, причем во второй раз прожил там почти год.

Достоевский почти десять лет жизни на востоке вычеркнул из жизни. Иные литературоведы считают, что в повести «Дядюшкин сон» в городке Мордасов выведен Семипалатинск, но это, я считаю, ошибочное мнение. В Мордасове нет ничего специфически сибирского, азиатского. Город явно глубинно-русский. Даже удивительно, насколько у Достоевского отсутствовал интерес к окружающему его миру – к Иртышу, к степям, к горам, к инородцам, их обычаям. При том, что он дружил и с Чоканом Валихановым, и с Петром Семеновым-Тян-Шанским – великими путешественниками, географами и этнографами, а самому Валиханову давал вполне здравые советы: «Напишите статью о Степи. Ее напечатают (помните, мы об этом говорили?). Всего лучше, если б Вам удалось написать нечто вроде своих «Записок» о степном быте, Вашем возрасте там и т.д. Это была бы новость, которая заинтересовала бы всех. Так было бы ново, а Вы, конечно, знали бы, что писать (например, вроде «Джона Теннера» в переводе Пушкина, если помните). На Вас обратили бы внимание и в Омске, и в Петербурге. Материалами, которые у Вас есть, Вы бы заинтересовали собою Географическое общество».

Толстой жадно впитывал в себя впечатления, как губка. Считают, что он начал серьезно писать именно под влиянием природы Кавказа. А уж севастопольские рассказы выдвинули его в центр внимания читающей публики. Достоевский холодно отстранялся от всего нового и необычного. И в своих первых повестях («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково»), написанных в конце воинской службы, он словно стремится бежать от среды, в которой принужден жить. На сибирском материале (повторимся – почти десять лет его не столь уж и долгой жизни) у него нет ни одного произведения. (Что-то подобное было у Шукшина – ни одного рассказа, даже намека на его трехлетнюю службу на флоте, причем в Крыму.)

Конечно, разница между писателями заключалась в первую очередь в их темпераментах и особенностях художественного таланта. Толстой – реалист, с даром почувствовать каждую мелочь, выделить важнейшую деталь, создатель непревзойденных пейзажей в русской литературе. Достоевский – писатель антиреалистичный, выдумщик, фантазер. Знаменитый рассказ Григоровича про пятак, который падает, «звеня и подпрыгивая» (так Достоевский якобы учил его писать не «сухо»), скорее всего «вранье». Замечание это совершенно не в духе Достоевского, да и упоминая о самом Григоровиче в письмах жене, Федор Михайлович использовал слово «врал»: «Григорович врал разные рассказы». Не случайно его наблюдения в прозе о Сибири – смесь банальности и ерничества: «Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освященные… в Сибири можно блаженствовать. Климат превосходный; много чрезвычайно богатых и хлебосольных купцов; много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать. Вообще земля благословенная». В письмах родным Достоевский, если и был принужден писать о Сибири, то не восторженно и пунктирно: «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени… Климат здесь довольно здоров. Здесь уже начало киргизской степи. Город довольно большой и людный. Азиатов множество. Степь открытая. Лето длинное и горячее, зима короче, чем в Тобольске и в Омске, но суровая. Растительности решительно никакой, ни деревца – чистая степь. В нескольких верстах от города бор, на многие десятки, а может быть, и сотни верст. Здесь всё ель, сосна да ветла, других деревьев нету. Дичи тьма. Порядочно торгуют, но европейские предметы так дороги, что приступу нет. Когда-нибудь я напишу тебе о Семипалатинске подробнее. Это стоит того». Но не написал, и не случайно. Это была не его тема.

Кстати, одним из «азиатов», проживавших в Семипалатинске в то время, являлся Абай Кунанбаев, будущий классик, казах более великий, чем Валиханов, учившийся в медресе и русской школе. Можно сочинить рассказ: как Достоевский видит на пыльной улице щекастого киргизского мальчишку, о чем-то думает, глядя на него, тот тоже думает, смотря на печального русского солдата (и написать – кто о чем думает). Такая встреча-невстреча двух гениев.

Сравните с отношением Льва Толстого к башкирской степи, куда он в зрелом возрасте многократно ездил и на кумыс, и купить землицы: «Тоска и равнодушие прошли, чувствую себя приходящим в скифское состояние, и все интересно и ново... Ново и интересно многое: и башкиры, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа… Жить без дерева за 100 верст, в Туле, ужасно, но здесь другое дело: и воздух и травы, и сухость, и тепло делают то, что полюбишь степь…» О башкирах Толстой пишет много и подробно, и в письмах, и в дневниках, и в дидактических рассказах 80-х годов: «Много ли человеку земли нужно?» и «Ильяс». А Достоевский, дружески общаясь с самым образованным из казахов, Валихановым, не любопытствует об их быте вовсе. При том, что когда ему было интересно, он мог близко принимать к сердцу дела, скажем, дагестанцев, как это случилось на каторге, и в «Записках из Мертвого дома» он создал выразительный портрет одного из них: «Мало-помалу я начал с ним разговаривать; в несколько месяцев он выучился прекрасно говорить по-русски... Он мне показался чрезвычайно умным мальчиком, чрезвычайно скромным и деликатным и даже много уже рассуждавшим. Вообще скажу заранее: я считаю Алея далеко не обыкновенным существом и вспоминаю о встрече с ним как об одной из лучших встреч в моей жизни».

Для Толстого попадание из Центральной России на Кавказ, а после в другие южные места стало побудительным толчком к написанию многих книг, талант его заиграл новыми красками. Для Достоевского перемещение из Петербурга в Сибирь явилось проклятьем, несчастьем, про которое хотелось поскорее забыть навсегда.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Шел до тех пор, пока не был ранен

Шел до тех пор, пока не был ранен

Арсений Анненков

К 60-летию публикации повести Виктора Курочкина «На войне как на войне»

0
469
У белорусов появился национальный духовный центр

У белорусов появился национальный духовный центр

Михаил Стрелец

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке отмечает 900-летие

0
251
Стрела времени. Научный календарь, июнь 2025

Стрела времени. Научный календарь, июнь 2025

0
610
В Киеве ищут подход к новому президенту Польши через старого

В Киеве ищут подход к новому президенту Польши через старого

Наталья Приходко

Варшава ужесточили позицию в отношении ответственности украинских националистов за Волынскую резню

0
2550

Другие новости