Вопросы:
1. Ключевая фигура 90-х в отечественной философии.
2. Направление западной философии, наиболее повлиявшее на отечественный гуманитарный дискурс 90-х годов.
3. Методологически наиболее принципиальная книга десятилетия.
Валерий Подорога
(философ, руководитель
"Лаборатории постклассических исследований" ИФ РАН )
1. Такой философ, вероятно, есть, но имя его назвать трудно.
2. Постструктурализм и аналитическая философия.
3. Таких книг не бывает.
Виктор Лапицкий
(переводчик)
1. Не вижу.
2. Деконструкция... к сожалению, потому что воспринята она была очень по-советски. Я сам поклонник деконструкции, но ее рецепция здесь удручает.
3. "Манифест философии" Алена Бадью. Это попытка нового создания философии как позитивной науки.
Борис Дубин
(социолог, переводчик)
1. Может быть, Мамардашвили. Можно ли сейчас говорить об отечественной философии - не знаю, есть несколько людей в разные стороны философствующих. Я бы выделил группу Валерия Подороги, на них, мне кажется, как раз и повлиял Мераб Мамардашвили, но не напрямую, а как влияет гуру.
2. Я бы выделил две линии влияния. Одна - французская (Фуко, Деррида, Делез), другая - феноменологическая; это сказывается и на издании книг, и на опытах самостоятельной мысли.
3. "Надзор и наказание" (или "Надзирать и наказывать") Мишеля Фуко. "Искусство памяти" Фрэнсис Йейтс - методологически очень сильная работа, но еще не прочтенная в России. "Идеи к чистой феноменологии" Эдмунда Гуссерля. Все три книги написаны не в этом десятилетии. Мы находимся в положении двойственного запаздывания. Вялость и дряблость собственной мысли вынуждает нас спекулировать на чужих идеях, к тому же эти идеи мы усваиваем неохотно и с опозданием - это во многом школьная ситуация.
Кети Чухрукидзе
(филолог, переводчик)
1. Валерий Подорога.
2. Постструктурализм.
3. "Бытие и время" Хайдеггера. Естественно, надо признать влияние французских философов и их работ. Мне кажется, влияние Деррида более очевидно по массовости, Делеза же - по интенсивности.
Елена ПетровскаЯ
(философ, арткритик, переводчик)
1. Мераб Мамардашвили.
2. Французский постструктурализм.
3. "Пролегомены к истории понятия времени" Мартина Хайдеггера в переводе Евгения Борисова.
Вадим Руднев
(философ, переводчик, ответственный секретарь журнала
"Логос")
1. Нет такого.
2. Неопрагматизм (в первую очередь Ричард Рорти), ну и вся эта французская белиберда.
3. "Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психоанализе" Александра Сосланда.
Владимир Порус
(философ, историк философии)
1. Пиама Павловна Гайденко с ее "Прорывом к трансцендентному", ничего более существенного не вижу.
2. Язык не поворачивается назвать "постмодернизм", потому что это влияние с отрицательным знаком.
3. Нет новых принципиальных работ, сплошное пережевывание старого. Ничего выдающегося в 90-е годы не было написано.
Валерий Анашвили
(философ, директор издательства "Дом интеллектуальной книги", главный редактор журнала
"Логос")
1. В первой половине 90-х - Валерий Подорога, во второй - никого нет. Это не чья-то вина, это общая беда.
2. Французская философия второй половины ХХ века. Именно она больше всего повлияла на "школу" Подороги, то есть на тех, кто сделал в России основную философскую работу. Я бы назвал их поименно, потому что не все представляют себе этот круг: Елена Петровская, Елена Ознобкина, Олег Аронсон, Александр Иванов, Михаил Маяцкий, Сергей Зимовец, Эдуард Надточий, Сергей Долгопольский, Андрей Парамонов, Михаил Рыклин, Михаил Ямпольский. Продолжает существовать у нас и философия науки, но в рамках своих прежних достижений 70-х годов.
3. Нет такой книги. Те авторитеты, которые существовали в философии, остались в прошлом. Мне кажется, можно констатировать некоторое измельчание философского дискурса. Появление же в России переводов ключевых философских работ не сделало ссылки на них более частыми. Это тоже о многом говорит.
Александр Иванов
(философ, директор издательства "Ad Marginem")
1. У нас есть отдельные имена, которые на слуху... Но они никак не вписаны в мировой контекст, а это значит, что они предназначены, что называется, "для домашнего употребления". То есть ситуация в отечественной философии остается, к сожалению, той же, что и 150 лет назад. Для всего мира мы представляем страну, где философию определяют писатели.
2. Произошло то, что в связи с понятным отставанием 90-е годы здесь были годами пламенеющего постмодернизма. Те влиятельные философские школы, которые существуют в Америке, Великобритании и в континентальной Европе - аналитическая философия, герменевтика, психоанализ, - у нас активно публиковались и только... Наибольшее же влияние оказывал постмодернизм, причем не столько на философию, сколько на литературную и окололитературную практику: журналистику, арткритику, кинокритику, литературоведение. Философы же продолжают осваивать современные западные тенденции (аналитическую и герменевтическую традиции), но это освоение держится в рамках историко-философского интереса. Попыток творчески переработать западный метод не происходит.
3. "Призраки Маркса" Жака Деррида. Эта книга отмечает новый рубеж в интеллектуальном освоении марксизма. Она вызвала огромное количество откликов и плодотворную полемику.
Алексей РуткевиЧ
(философ, переводчик)
1. На мой взгляд, нет такой фигуры. Сказывается до сих пор то, что философия от нас когда-то уплыла на большом большевистском пароходе. У нас существуют специалисты в разных областях, но оригинальных философов нет. Есть уважаемые мною коллеги, которые пишут весьма интересные работы, но в связи с ними пока можно говорить только о рецепции западной философской мысли.
2. Наибольшее влияние оказал постмодернизм или то, что под этим здесь подразумевается. Но влияние это в большой мере негативное.
3. Мне сложно ответить на этот вопрос. Сошлюсь на Гадамера, который сказал, что поиски метода иной раз не открывают, а только скрывают истину.
Михаил Рыклин
(философ, критик, переводчик)
Девяностые годы так сложились, что вообще ставят под сомнение правомерность поставленных вами вопросов. В 70-е года я бы ответил на них легко. А сейчас...
1. Пожалуй, Борис Гройс. Хотя он скорее не отечественный, а русскоязычный философ. Несколько его работ вызвали в свое время дискуссию и как-то взбудоражили отечественную мысль, я имею ввиду "Стиль Сталин" и "О новом". Для меня лично были очень значимы недавно опубликованные тексты московских концептуалистов.
2. Деконструкция.
3. Я бы назвал такие книги, как "Проповеди" Майстера Экхардта и "Лотосовую сутру". Это то, что было принципиальным лично для меня. На западе в 90-е ничего существенного не вышло, там перепевают сюжеты 60-70-х годов.
Елена Ознобкина
(философ, критик, преподаватель)
Я бы сказала, что ваши вопросы не совсем корректно поставлены. То, как они поставлены, предполагает наличие некоторого философского сообщества, которого сейчас в России нет.
1. Из фигур влияния я могу назвать троих. Есть группа состоявшихся переводчиков, которые, безусловно, влияют на общую гуманитарную ситуацию. Я бы выделила Евгения Борисова. Появление переводчика такого уровня - это большое событие в феноменологии.
Из небольшого круга тех философов, кто ведет самостоятельные штудии, я бы назвала Валерия Подорогу.
Ну и, наконец, есть круг, ориентированный на русскую философскую традицию. Из него я бы выделила Владимира Бибихина.
2. Глубоких влияний не произошло. В общемировом интеллектуальном пространстве мы занимаем по-прежнему маргинальную позицию: ни один из языков западной традиции здесь пока не присвоен. Пока налицо только мимикрия под те или иные влияния.
3. Я бы сказала, что переведенные массивы значительнее, чем одна какая-то книга. Переведен большой массив Хайдеггера, Гуссерля, Мерло-Понти, Фуко, Делеза. И это очень важно. Хочу отметить одну книгу 1999 года, которая находится на уровне диалога с западной мыслью, причем диалога на равных - это "Corpus" Нанси с предисловием Елены Петровской и послесловием Валерия Подороги.
Игорь Чубаров
(философ,
содиректор издательства "Логос")
1. Валерий Подорога.
2. Феноменология и психоанализ.
3. "Логика смысла" Делеза, вышедшая у нас несколько лет назад.
Сергей Хоружий
(философ, переводчик)
1. Никакой ключевой фигуры не было, ибо ключом нечего было отпирать. В России нет единого философского процесса. Есть несколько очажков мысли, но к такой картине неприменимо понятие ключ. Можно говорить только о наиболее значительной фигуре - это Мераб Мамардашвили. Но и он не выносил никаких оригинальных идей. Его работы не лишены блеска. Но это блеск скорее застольной, а не философской речи.
2. Простенький вопрос - простенький ответ. В 90-е годы произошло, что называется, техническое перевооружение гуманитарной мысли, повышение уровня грамотности. И здесь главную роль сыграл постструктурализм в его французской версии - Фуко, Барт, Делез. Даже не Деррида, а именно эти трое. В результате переведены и усвоены основные понятия, создан язык, который сейчас является базовым для гуманитарного сообщества.
3. Просто нечего назвать. Ни ярких имен, ни глубоких вещей.