0
2296
Газета Печатная версия

11.04.2002 00:00:00

На 10-летие "ослик" оказался "ослицей"

Тэги: вагриус, успенский

В апреле отмечает свое десятилетие "Вагриус" - одно из наиболее известных и "раскрученных" издательств новой России. Вряд ли на просторах родины остались еще читающие граждане, не знающие фирменного "ослика" на вагриусовских обложках. Кстати, саму эту эмблему (так же как и идею объединить в названии издательства начальные буквы фамилий учредителей) придумала в свое время Лариса Васильева. Началось, как и многие хорошие вещи, с анекдота. Нам он стал известен в следующей версии. Пилигримы в Ватикане наблюдают выезд сначала кардиналов на "Мерседесах", потом - папы на "Роллс-Ройсе", далее - папского кортежа на мотоциклах и обсуждают: "Слушай, а начиналось-то все с маленького ослика!" В предъюбилейные дни ваш корреспондент встретился с одним из учредителей "Вагриуса" ("ус" в названии!) Глебом Успенским. Кстати, это первое интервью Глеба Владимировича за последние 10 лет именно в качестве учредителя "Вагриуса".

-Глеб Владимирович, с какой ситуацией пришел "Вагриус" к 10-летию? Мысли, чувства, итоги?

- Как в сказке, наверное. Петух вылез из схватки слегка ощипанный, но непобежденный!

А вообще, не самые веселые времена мы все переживаем. Но читателя "Вагриус" определенно имеет! За 10 лет издано более 30 млн. книг. Среди них есть многие, которыми мы гордимся (хотя гордится, пожалуй, нужно всеми). Есть и потери - наиболее горькие из них, конечно, людские. Олег Васильев, наиболее литературно-известный наш учредитель, который ушел от нас вообще в первый год существования, - умер от рака.

(Третьим соучредителем "Вагриуса" был нынешний замминистра печати Владимир Григорьев. - Ред.) В этом году умер Юрий Овсянников, который долгое время был директором издательства "Искусство", а в наше "послереволюционное" уже время работал в Литературном агентстве Нюрнберга, во многих издательствах, в том числе и в "Вагриусе". Ему было много лет, он прошел всю войну - командовал полковой, по-моему, разведкой (больше 100 "языков" взял на фронте!). Когда такие люди умирают, многое по-другому понимаешь...

С другой стороны, подросла молодежь, есть когорта профессионалов, громадному количеству авторов мы дали, как это ни высокопарно звучит, путевку в жизнь - в том числе некоторому количеству иностранных авторов, многих из которых издают сейчас наши конкуренты. Но о последних говорить не буду. Скажу о себе.

Мы приходили в издательство с какими-то идеалами. Большинство из них истрепалось, но основные - остались. Мы по-прежнему стараемся не заниматься переизданиями - крайне редко, и то если это часть какой-то серии или если серия того требует (как было, например, в случае с собранием сочинений Эриха-Марии Ремарка, куда вошли новые переводы издававшихся уже произведений и некоторые вовсе не известные русскому читателю). И второе: никогда, ни при каких обстоятельствах мы не мешаем коллегам "раскручивать" новых авторов. Вот, по сути, творческий путь и философия "Вагриуса".

- Что вы думаете об отмене льгот для книгоиздания и соответственно росте цен на книги?

- Бухгалтерии еще предстоит с этим разбираться. Но наши издательские затраты должны подняться не более чем на 10%. Правда, многие магазины подняли цены на 20% еще в декабре - когда все льготы еще действовали. Происходит это потому, что ситуация на рынке практически монопольная. Торговля от введения НДС, наверное, даже выиграла. Но ни читателям, ни авторам, ни издателям лучше от этого не стало.

Тем не менее я считаю, что, хотя в принципе экономические поблажки для книгоиздания не нужны - в серьезных странах их просто нету, - по меньшей мере лет на пять льготы должны сохраняться. Просто чтобы бизнес поднялся. У нас же сейчас, например, покет-буки (то есть брошюры карманного формата) фактически на грани выживания - издаются они только, чтобы удержать рынок. Достаточно сказать, что до 1998 года было около 20 производителей покет-буков - а осталось пять. Ну кому это нужно?

Впрочем, президент недавно выступал, сказал, что вроде бы погорячились с отменой льгот. Хотя выступление его было очень русское. Во-первых, сейчас может оказаться, что вот на детские книги не надо будет платить НДС, а на взрослые надо. Я сяду с налоговым инспектором, и он мне будет доказывать, что "Граф Монте-Кристо" - взрослое произведение ("Там же такой секс!"), а я буду говорить, что детское ("Потому что трусы не снимают!").

А во-вторых, в то, что отмена льгот дает какие-то громадные деньги, которые важны для страны, никто сегодня просто не верит. Потому что это неправда: их там реально нет!

- В какой степени сейчас занимаются бизнесом "Вагриуса" собственно учредители? Насколько я понимаю, вы уходили, приходили, потом снова уходили, сейчас вновь вернулись, так?

- Что касается меня, то я некоторое время занимался Книжным клубом "ХХI век", сейчас вновь более плотно занимаюсь "Вагриусом". Григорьев не может заниматься бизнесом в соответствии с законом о государственной службе. Его акции находятся в управлении у юриста, но это, разумеется, не мешает помогать ему советом.

Пять лет назад действительно весь выпуск книг "Вагриуса" можно было поделить, условно говоря, между Григорьевым и Успенским. Сегодня выходят книги, о которых я, например, уже ничего не знаю - может быть благодаря как раз подросшим кадрам.

- Сколько всего сейчас сотрудников в издательстве?

- Сегодня как раз составлял список - кто будет ходить в столовую. Оказалось, 39 человек.

- А какое количество книг выходит в среднем?

- Приблизительно от 250 до 300 титулов в год. По тиражу - от 3 до 8 миллионов, как придется: потому что бывают годы без бестселлеров, бывает (зачем-то!), убегают авторы, бывают кризисы. Если брать статистику по выпуску, по численности сотрудников, по участию в рынке реализации - наше издательство из второй десятки. А если учитывать степень знакомства рынка с самим словом "Вагриус", мы окажемся, наверное, в первой тройке. Наших авторов знают, не знаю - знают ли нас самих, но уж "осел"-то наш примелькался.

- "Осел" или все-таки "ослик"?

- Это вообще, кажется, "ослица"!.. Кстати говоря, тут есть тоже своя философия рынка. Вот, скажем, великий наш книжник Яков Михайлович Хелемский строит в издательстве "АСТ" такого "быка" - покрывая все ниши рынка. Но "АСТ" - это 20 "Вагриусов", 30 "Вагриусов" - то есть масштабы несоизмеримы.

- "Вагриус" ведь тоже работал с "АСТ"?

- Я познакомился с Яковом Михайловичем только года три назад. Мы подружились, начали работать и в 1999-2000 годах издали больше 700 титулов. В их сериях выходили наши авторы, в наших сериях - их авторы, какие-то книги выходили под двумя марками. По-моему, все от этого получили удовольствие.

- Будете делать что-то еще вместе?

- Надеюсь. Просто сейчас на рынке в очередной раз происходит что-то неизведанное, негаданное. Например, перестают продаваться детективы. И никто не знает, почему!

- "Вагриус" издавал немало книг известных политиков. Вплоть до посвященной президенту. Это сознательное, скажем так, сотрудничество с властью?

- Да нет, мы в политику особо не лезем, но с уважением относимся ко всем авторам. И, в частности, считаем, что общество имеет право знать все точки зрения - в том числе разные и крайние. Хотя, конечно, крайности многих раздражают - когда мы, например, издаем "Азбуку секса Жириновского", с одной стороны, а с другой - произведения Александра Николаевича Яковлева.

- Авторы часто говорят, что в "Вагриусе" мало платят. Ваш комментарий?

- Тут существует несколько подходов. Есть авторы, которые признаны читателями, возможно, они общаются и знают, где и сколько платят (хотя цифры эти обычно полупрозрачны). Я лично для себя раз и навсегда усвоил американскую систему: автор не может получать больше 10-12% от стоимости книги. Но в стране есть одна проблема, которую надо, наверное, решать. Сейчас у нас имеется издательская цена. А продавать книгу человек, книготорговец, может за какую угодно цену. Естественно, если автор приходит в магазин и видит, что книга стоит 100 рублей, то у него возникает недоумение - почему я плачу ему 2 рубля 50 копеек? И он не верит мне, что книжку-то я продал по 25 рублей! Это первое.

Второе. На рынке существуют издающие организации, которые намеренно предлагают автору заведомо больше 12% - себе в убыток. Лишь бы отобрать часть рынка, а потом начать автора, как правило, обманывать. Как автора обмануть - существует тысяча способов. Самый простой: заплатить сто процентов прибыли с тиража в 10 тысяч экземпляров, а напечатать 200 тысяч. Я лично никого никогда не обманывал. Надеюсь, не обманывало и издательство. А то, что мы мало платим, - так в Америке и книга стоит 30 долларов. У нас - чуть больше двух долларов. В моей же практике самые дорогие авторы - те, которых сам открываешь.

- Или перекупаешь?

- Я никогда никого не перекупал. Еще году в 1994-1995 среди ведущих издателей начались первые телодвижения в направлении того, чтобы авторы не меняли издателей. Вроде бы договорились - и тем не менее периодически авторам позванивают, предлагают какие-то деньги. Но все этих людей знают. Все и всех - я имею в виду в нашем бизнесе, потому что Россия страна вообще уникальная. Книгоиздатели у нас друг друга знают и общаются - в отличие, скажем, от издателей американских, которые еще поколение назад успели переругаться.

- "Вагриус" - насколько я понимаю, издательство по замыслу брэндовое...

- Совершенно верно. Есть, условно говоря, пять серий, десять авторов - и это три четверти выпуска издательства. Мы работаем не вширь, а вглубь. Есть у нас, к примеру, автор - Эдвард Радзинский. И мы стараемся показать со всех точек, во всех обложках, во всех видах, что такое Радзинский, почему его нужно читать и чем он интересен.

Вообще преимущество брэндового издательства в том, что не нужно много авторов. А когда их много не нужно, сами авторы стремятся попасть в наши прозаические серии. Зачем? Никто не знает! Но в этом уже наше преимущество рыночное.

- Так, стало быть, какие из известных брэндовых авторов будут выходить в "Вагриусе" в ближайшее время?

- Готовится "Наполеон" Радзинского - по-моему, за последние 30 лет это лучшая книга о Наполеоне. Могу ошибаться - но мне очень понравилось. В конце апреля - начале мая выйдет книга Виктора Доценко под названием "Бешеный жив!". Виктор Николаевич не писал уже года два и в последней книге решил Бешеного убить. Теперь вот отдохнул и воскресил - тем более, что читатели пишут огромное количество писем. Плюс, возможно, вскоре будет снят наконец фильм про Бешеного.

Разумеется, будут выходить традиционные наши серии - "Мой ХХ век", "Современная проза"... И, как всегда, интересны новые проекты, новые книги: первая - четырехтомная сага Павла Сутина (абсолютно новое имя!). Речь там идет о людях, которые живут среди нас, начиная примерно с конца 1990-х годов и заканчивая 2050-ми годами. Названия у нее даже еще и нету, но мы собираемся предложить ее в качестве сериала на ОРТ. Еще один автор - Игорь Плотник. На мой взгляд, это нечто! Даже и рассказать нельзя, и сравнить не с чем: каждая страница - находка юмориста. Последний раз у меня было такое же ощущение успеха, когда мы купили "Молчание ягнят" (хотя это и совсем из другой оперы!)

- А будет ли выходить что-то у Виктора Пелевина?

- Он пишет новый роман - я еще ничего не видел, но книга, надеюсь, будет к сентябрю. Кроме того, готовятся его рассказы - в том числе еще нигде не печатавшиеся...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иран откроет генконсульство в городе Алеппо на севере Сирии

Иран откроет генконсульство в городе Алеппо на севере Сирии

0
186
Ахмадинежад подал документы для участия в предстоящих президентских выборах в Иране

Ахмадинежад подал документы для участия в предстоящих президентских выборах в Иране

0
187
Налоговая служба Испании начала налоговую проверку в отношении Хуана Карлоса I

Налоговая служба Испании начала налоговую проверку в отношении Хуана Карлоса I

0
191
Россия в январе–апреле 2021 года существенно увеличила экспорт скота

Россия в январе–апреле 2021 года существенно увеличила экспорт скота

0
227

Другие новости

Загрузка...