0
1415
Газета Интернет-версия

29.05.2003 00:00:00

Cиндром дисси-детскости

Тэги: Сапгир, Диссиблюз


Кира Сапгир. Дисси-блюз. - СПб.: Алетейя, 2003, 304 с.

Кира Сапгир. Оставь меня в покое┘ - СПб.: Алетейя, 2003,112 с.

Кира Сапгир - первая жена замечательного поэта Генриха Сапгира, с 1978 года живущая в Париже. В принципе на этом рецензия на обе книжки тут должна и кончаться - неужели вам не все ясно? Но есть некие оригинальные черты, отличающие ее от Женщин Тусовки (неважно какой), написавшей воспоминания - всегда, кстати, интересные, потому что пишущие женщины, почти никогда не вытягивая глобальный замысел произведения, всегда сильны в бесстрастной точности конкретных деталей, делающих легендарных людей и исторические обстоятельства, свидетелями которых дамы волею судьбы стали, живыми и неоднозначными. Есть и очевидные отличия Киры Сапгир и вообще от традиционных женских эмигрантских воспоминаний, прежде всего от классических образцов - сочинений Ирины Одоевцевой и Нины Берберовой. Стиль Киры Сапгир - легкий, донельзя игровой, скользящий, нарочито как бы наивный, как будто детский. Впрочем, в чем-то, наверное, повторяющий общий стиль ее Круга Общения - неподцензурной советской интеллигенции 60-70-х годов. Не случайно некоторые тогдашние поэты, прежде всего Генрих Сапгир, параллельно с непечатными "серьезными" произведениями писали и печатали тогда стихи для детей. Эпоха была мрачная, унылая в своей дурной бесконечности - хотелось назло ей скакать на игрушечной лошадке, являться голым королем, быть нарочито легким в противовес нудной тяжелости советских трудовых буден и праздников с обязательными старцами - членами политбюро на трибуне Мавзолея. Официальна была старость - душа вожделела детскости.

Отсюда такой скользящий, "несерьезный" стиль в описании, в общем-то, вполне трагедийных жизненных событий: житье-бытье писателей, вынужденных писать в стол, и эмиграция, с ее интригами, отсутствием Родины - в смысле отсутствия Своей Страны, где "я дома", и вообще разнообразными, вполне материальными, проблемами.

Первая книжка "Дисси-блюз" напоминает┘ придется употребить модное слово "конспирология". То есть всем даны клички, все зашифровано, но в отличие от "Алмазного моего венца" Катаева или недавнего романа Проханова "Господин Гексоген" тут все объясняется в сносках. И правильно, что объясняется - читая эту книгу, ловишь себя на том, что буквально приходишь в ужас, насколько изменилась эпоха. В.Максимов, В.Марамзин, А.Синявский, "Русская мысль"┘ да, в общем-то, и Солженицын - где они сейчас? Увы, остались там, в ХХ веке. Как писал эмигрантский классик Г. Иванов: "Был целый мир - и нет его┘ Вдруг - ни похода ледяного, ни капитана Иванова, ну абсолютно ничего!"

Но тому, кто что-то слышал, что-то помнит, где-то что-то читал, будет весьма интересны эти заметки Кинтии Синдром (так себя величает К.Сапгир). Опять-таки эффект кроссворда ("конспирология") и изящная легкость изложения.

Во второй книжке мне были наиболее любопытны разные описания Парижа, опять-таки осуществленные по-женски точно и жестко.

А в целом? В целом остается грустное чувство - прекрасное детство осталось вдали, кончился век, и неизвестно, что нас всех ждет впереди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1631
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1494
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1715
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1427

Другие новости