0
3539
Газета Интернет-версия

09.09.2004 00:00:00

Как жить после Беслана?

Тэги: писатели, трагедия, беслан


Владимир Войнович, писатель

1. Меня уже не удивила ложь, в которой постоянно упражняются власти в таких случаях. Сначала сообщили, что захватили заложников, человек 300, потом уточнили - 354, то есть посчитали до человека. Потом оказывается - больше тысячи! Поверить в то, что они даже приблизительно не знали сразу, - я не могу. Значит, это ложь, которой они только усугубляют дело и вызывают недоверие ко всем остальным своим действиям. Вот, например, говорят, что там бомба первая случайно взорвалась - и отсюда все началось. Я, например, думаю, что это правда. Но поскольку мне всегда готовы соврать - поверить трудно.

Потом меня очень сильно удивила фраза президента, который в этой связи сказал о том, что есть силы, готовые развалить Россию как ядерную державу. Я не думаю, что террористы - чеченские, арабские - нападают на Россию потому, что она ядерная держава. Это опять какой-то намек. Кто может быть заинтересован в развале России как ядерной державы? Ну, наверное, Соединенные Штаты. Но не думаю, что они связаны с террористами. Меня удивляет поиск подобных объяснений и, конечно, неистребимая привычка врать, про которую власти думают, что это, очевидно, занятие безобидное.

2. Да ничего хорошего не ждать! Надо сидеть дома, никуда не ходить, прятаться...

Дмитрий Галковский, писатель, историк, публицист

1. Больше всего меня поразила полная деперсонализация политической жизни. Например, события в Беслане являются прямым следствием политики 90-х годов. Политику эту осуществляли "двое из ларца, одинаковых с лица". Один близнец недееспособен, так что взятки гладки. Второй - занимает почетный пост посла на Украине. Так вот мне интересна реакция Черномырдина. В какой степени он считает себя ответственным за произошедшее. Ответственность его на уровне растяпы-врача, перезаразившего СПИДом детскую больницу. Но как-то не видишь Черномырдина на скамье подсудимых: я чего, этого, будем так говорить, того... то есть порешаем вопрос в таком разрезе, что это самое... того, то есть. Чеховский злоумышленник. По щучьему велению, по советскому хотению превратившийся из мужика в следователя.

2. Боюсь, что в условиях постнуклеарной мировой войны аналогичные события станут обычным фоном политической жизни: сегодня отравили 50 тысяч в метро, вчера взорвалась АЭС, позавчера убили президента. "На западном фронте без перемен".

Сергей Есин, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького

1. Меня более всего поразил и шокировал сам факт! Как могло это произойти после Буденновска, после "Норд-Оста", после недавних терактов в воздухе?! Меня удивила слабость наших спецслужб, полное отсутствие разведки, отсутствие контроля на дорогах и границах.

2. Нам надо принять решение - продолжать ли играть в бирюльки либерализма и демократии или попытаться жить в по-настоящему свободной и сильной стране.

Эдуард Лимонов, писатель, лидер НБП

1. Ничто не поразило и не удивило. Я думал, что события будут развиваться практически так же, как и с "Норд-Остом". То есть будет ложь, обман, нежелание переговоров, и оказалось - я как в воду глядел. Так и было: ведь скрыли кассету, где, очевидно, были требования. Невозможно представить себе, что целый отряд, решившись на такое, не озаботился тем, чтобы сформулировать требования. Очевидно - независимости Ичкерии, но власть отказалась даже показать их людям. Она, власть, ведет себя в той же трусливой, злобной и жадной манере, закрываясь людьми как живым щитом. Безусловно, боевики вели себя отвратительно и бесчеловечно, но и на Путина, и на правительство падает огромная часть вины за то, что они из узкоэгоистических интересов, ложно думая о своем престиже, не идут ни на какие переговоры.

2. А ждать от кого? От правительства я ничего хорошего не жду. Эти люди не могут быть иными. Сама суть людей, находящихся у нас у власти, совершенно определенная. Это мертвецы, люди прошлого. Они не могут иначе. Всегда будут лгать, всегда будут предпочитать спрятаться за телами детей. Они сделали именно это в Беслане - спрятались за заложниками от решения политической проблемы. Я не верю в их способность пойти на переговоры. Но они нужны - трехсторонние переговоры по Чечне, включая сепаратистов Масхадова, милиционеров Алханова и Рамзана Кадырова и, безусловно, Россию. Для России было бы разумным быстрее передать Чечню чеченцам - пусть они хотя бы на своей территории разбираются. Потому что ясно, что сейчас они войну вынесли к нам. И надо требовать отставки президента и правительства - они не только не справляются, они просто опасны для населения России. Военными методами эти проблемы решены быть не могут.

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты "Завтра"

1. Меня больше всего возмутило, что на этой крови, на костях, на месиве страшном опять либеральные журналисты и политологи пытаются поставить свои битые, тухлые и разложившиеся цели и идеалы. Это проявляется в том, что они усиливают атаку на последние, остаточные институты государства и пытаются лишить Россию остатков национального суверенитета и национальной воли. Вот что меня поражало все эти дни, а еще я жалел о том, что я не оказался там, как я оказывался в свое время в Афганистане, в Никарагуа, в Карабахе, на баррикадах 1993 года или в путчистской Москве. Это драгоценный, уникальный для художника, и для философа, и для богослова момент. Которым как художник я воспользуюсь.

2. А сейчас мы стоим на развилке. Путин в своей речи замахнулся на очень многое. По существу, он призвал к национальной консолидации и выдвижению в виде национальной идеи - идею государственную. Если расшифровать, он сказал, что государство превыше всего! И под этот тезис должно быть переформировано все общество - его структура, иерархия, элиты, приоритеты. Это правильно - и я был бы готов его наконец-то поддержать. Но опасность в том, что опять все уйдет в песок и опять получим такую демонстрацию силы слабого президента. Если бы он пошел дальше, то нам были бы не страшны другие теракты, которые неизбежны.

Людмила Улицкая, писатель

1. Мы очень давно живем в мире картинок. И 20 с лишним лет тому назад я монтировала фильм, документальные съемки, снятые во время освобождения немецких концлагерей. После этого меня очень трудно чем-то удивить - то, что я видела, это был предел. Скажем, вынимали из газовых камер тела детей. Лежит пятилетнее тельце мальчика, у которого очень аккуратно завязан шарфик на шее, потому что мама его провожала. Которая в другую камеру пошла... И картинки такие ужасные, их так много уже в мире, граница возможной жестокости так давно уже перейдена, что дело уже не в этом. Поразило меня то, что там были живые люди (их нам не показали, их, по-видимому, убили при захвате или самосудом), которые на это способны. Что так много в мире людей, которые способны это сделать.

2. Ждать в такой ситуации, я думаю, полагается гражданской войны на Кавказе, которую вызвали своей неуклюжестью, тупостью и бездарностью наши руководители. Я думаю, что нет такой страны в мире, где правительство после такого чудовищного провала удержалось бы и немедленно бы не пало. Но ждать этого - думаю, не дождемся.

Владимир Шинкарев, писатель, художник, митек

1. Чтобы ответить на ваш вопрос, надо как минимум знать, что произошло на самом деле и в Москве, и в Беслане, и в других местах, где были теракты. А пока мы не знаем правды, что-то удивить, поразить или возмутить нас в минувших событиях может лишь в зависимости от мастерства телеоператора. По-настоящему поражает тот факт, что главной мишенью террористов стала Россия. Как ни странно, Штаты в гораздо меньшей степени подвергаются их атакам. Если верить тому, что говорят нам власти, то, скажем, за взрывы в Москве ответственны не чеченцы, а международный терроризм. И главная его цель почему-то Россия. Вот уж нашли отъявленного врага!

2. Каждому понятно, что теракты продолжатся. И количество жертв будет возрастать неуклонно. Главная причина этого - однополярный мир. Настоящая открытая война сейчас просто невозможна. Стало быть, терроризм - единственное оружие угнетенных. Но оружие против кого? Неужели против России?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
832
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1448
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1653
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1186

Другие новости