0
2117
Газета Интернет-версия

10.03.2011 00:00:00

Лев Николаевич и его двойник

Тэги: толстой, церковь, религия


толстой, церковь, религия Кто сказал, что в религии все вопросы закрыты?
Николай Ге. Что есть истина? Христос и Пилат. 1890. ГТГ

Год памяти Льва Толстого закончился, но вопросы, волновавшие когда-то великого писателя, продолжают обсуждаться. Книга Георгия Ореханова «Русская православная церковь и Лев Толстой» (2010) – фундаментальный научный труд, где автор рассматривает не только отношения Толстого и Церкви, но и историческую ситуацию предреволюционных лет, идеи и искания писателей, богословов и философов того времени. Обо всем этом и, конечно, о Льве Толстом решила поговорить с о. Георгием ОРЕХАНОВЫМ Дарья ДАНИЛОВА.

– Отец Георгий, почему вы выбрали именно эту тему? Какую роль Толстой играл и играет теперь в вашей жизни?

– Интересно, что этот вопрос я сам себе задавал много раз. Почему именно Толстой? Ведь всю жизнь для меня гораздо большее значение имело творчество Ф.М.Достоевского. Но моя кандидатская диссертация была посвящена теме «Церковь и первая русская революция», поэтому начало ХХ века уже входило в сферу моих научных интересов. А один из самых важных эпизодов этого периода – «отлучение» Л.Н.Толстого. Так возникла необходимость разобраться в этой истории, которая только на первый взгляд представлялась известной и понятной. Конечно, когда я прочитал, что писали на эту тему советские авторы, то сразу понял, что с научной точки зрения эти концепции выглядят очень неубедительно. Человеку, который очень далек от Церкви, трудно писать на церковные темы.

Но важно было и другое. Как только я обратился к источникам, то сразу стало ясно, что религиозное творчество Льва Толстого, причем не столько трактаты, написанные после 1881 года и несущие, с моей точки зрения, на себе печать пристрастной необъективности, сколько его размышления в дневнике на религиозные темы, тесно связано с особенностями восприятия духовной проблематики русским образованным человеком второй половины ХIХ века. Христианство Льва Николаевича – это тот тип христианства, который был очень популярен в этот период времени в Европе.

И для меня главным стал вопрос: почему именно такое восприятие Христа и Церкви, что именно повлияло на формирование взглядов писателя, почему он именно это христианство проповедовал? Тут и произошло возвращение к Достоевскому, очень для меня важное. Потому что хотя два писателя никогда в жизни не виделись, их творчество – своеобразный диалог, который, я уверен, не прекращается до сих пор. Ведь они были людьми одного поколения, читали одни книги, отвечали на одни и те же вопросы. Задача науки – понять, почему отвечали именно так, а не иначе.

– А что это за особое понимание христианства, пришедшее к нам с Запада? Это когда принимается только мораль, а таинства отрицаются? В случае с Толстым это, видимо, связано с влиянием на него Руссо и идей Просвещения?

– Да, вы совершенно правы, хотя список авторов, оказавших влияние на Льва Толстого, может быть расширен. Я бы прибавил также Канта и Шопенгауэра. Но в первую очередь Руссо. Вообще, это рецидив либерально окрашенного протестантизма на русской почве. Действительно, такой подход не оставляет места христианской догматике и таинствам, не оставляет места вере в Воскресшего Христа и спасительное значение Церкви, но на первый план выдвигает мораль, а Христа пытается представить прекрасным человеком, давшим людям моральный закон жизни и совершенный эстетический образ. Достоевский очень глубоко и тонко почувствовал ущербность такого подхода, в этом смысле роман «Идиот» – гениальный ответ на попытку очеловечить Христа: главный герой, Мышкин, очень хороший и добрый человек, но он только человек, и в итоге он погибает сам и несет гибель всему вокруг себя. Достоевский гениально, но не столько на вербальном, сколько на образном уровне понял и пережил главную мысль апостола Павла: если Христос не воскрес, наша вера тщетна. Именно поэтому тема Воскресения – главная тема его романов. Интересно, что интуитивно и Толстой подошел к пониманию этого главного евангельского смысла, но его рационалистически-утилитарная трактовка идеи Воскресения крайне неубедительна, как показывает финал одноименного романа.

– Хорошо, но ведь Толстой все-таки верил не только в мораль, но и в Бога. Он в дневнике называл его «Отец», он иногда говорил даже, что смерти нет┘

– Толстой был очень волевым человеком. В молодости (посмотрите его дневник 1850-х годов) он провел над собой титаническую работу – боролся с ленью, с искушениями плоти, составлял себе многочисленные правила. И это, конечно, впечатляет. Но вот что важно: он старался соответствовать некоему образцу. И в религиозных поисках он, к сожалению, пошел тем же путем: его представление о вере, его представление о Христе, о Боге, о законе жизни не является результатом мистической встречи, а есть продукт пусть титанической, но в первую очередь интеллектуальной и моральной работы. Другими словами, он не открывает для себя Евангелия и Христа, а, наоборот, Евангелие (да и Христа) подгоняет под свои представления о предмете.

Бог Толстого – не Живой Бог Евангелия, Бог живых и мертвых, а некая рационально-интеллектуальная конструкция. Поверьте, это все не мои выдумки: вчитайтесь в дневник Толстого более внимательно, на каждой странице его автор сомневается буквально во всем. Конечно, для русского интеллигента такое богоискательство очень привлекательно, и в ХХ веке такой подход, который получил наименования «демифологизации» и «веры открытых вопросов», очень характерен для европейских интеллектуалов, но ведь это не евангельская вера! Ведь даже ваша оговорка уже очень характерна: иногда Толстой говорил, что смерти нет. Да, иногда говорил, а чаще в этом сомневался. И это еще не вера, только поиск веры, который действительно никого спасти не может. Именно поэтому так печален финал жизни писателя – в разладе с детьми, с женой, под жестким контролем ближайшего «ученика»┘

– Да, но литература – это все же не религия, и в ней вопросы открыты.

Многие толстолюбы отделяют для себя Толстого-проповедника от Толстого-художника. Тургенев на смертном одре в письме умолял Толстого вернуться от проповеди к литературе. А вам Толстой-художник интересен?

– А почему вы считаете, что в религии все вопросы закрыты? В этом-то все и дело! Толстого, на мой взгляд, как раз и не устраивала «открытость» христианской веры, то, что вера всегда существует «вопреки». Вера – вызов всему, что для человека в этом мире привычно: традициям, государственным порядкам, личным ожиданиям и надеждам человека, даже свидетельству разума┘ Это звучит парадоксально, но откройте первое послание Коринфянам апостола Павла, он говорит, что проповедует Христа распятого, который является соблазном для иудеев и безумием для эллинов.

Так и было в первые три века христианской проповеди: христиан считали либо безумцами, либо преступниками. Именно поэтому великий русский богослов ХХ века протоиерей Георгий Флоровский в одной из своих статей говорит, что вера – ответственный и тревожный подвиг, основой которого является свободный выбор человека, выбор, лишенный каких-либо оснований, подпорок.

Нужно сказать, что Толстой всю жизнь мучился этой метафизической неопределенностью, мне кажется, он не нашел в себе ресурса для ее преодоления: то, в чем хочет убедить себя и других Толстой-моралист, в этом сомневается Толстой-художник и Толстой – автор дневника. Если говорить о моем собственном восприятии Толстого, для меня наиболее интересен именно его дневник – грандиозная лаборатория, грандиозное свидетельство честности поиска, ежедневной работы над собой. Если говорить языком Достоевского, Толстого победил его темный двойник – Нехлюдов. Победил своим мнимым «воскресением», своей прямолинейной моралью, которая без Христа распятого и Христа воскресшего оказывается совершенно безжизненной. У Толстого в романе «Воскресение» в самом начале есть яркий образ: молодая поросль, травка, которая пробивается сквозь толщу городского асфальта. Мне кажется все-таки, что всю жизнь Толстой до конца не верил «нехлюдовщине» и эта травка – символ его великого дара, дара художника – постоянно пыталась пробиться сквозь толщу моральных построений, а его чуткое сердце пыталось противостоять рациональной экспансии. В конце концов своим чутким сердцем Толстой почувствовал, куда должна привести его последняя дорога жизни – в Оптину пустынь.

– А Толстому казалось, что Церковь (и не только православная, а любая) – как раз тот асфальт, сквозь который травка любви к ближнему не может пробиться. Я не говорю, что он прав, но многие соглашаются с Толстым до сих пор, даже после того, как «безбожные» проекты провалились: история сталинизма и фашизма многому нас научила. И все равно чаще люди не доверяют Церкви, предпочитают просто верить в добро и некий высший разум. Почему?

– Мне кажется, здесь важны два обстоятельства. Во-первых, политика дискредитации Церкви, которая проводилась в течение долгого времени изощренными методами. Конечно, на этой антицерковной политике выросли многие поколения. Во-вторых, психологически людям проще и понятней «просто добро» и «высший разум», потому что лично на тебя это не накладывает никаких обязательств. И в этом смысле наши современники, если, конечно, они вообще интересуются какой-либо религиозной проблематикой, часто становятся «толстовцами», даже не подозревая об этом.

Однако сам-то Толстой был честнее. Опять сошлюсь на его дневник: и за три года до смерти, и за три месяца до ухода из Ясной Поляны он по-прежнему искал, искал ответы на мучившие его вопросы. В нем очень притягательна именно эта честность, готовность меняться, динамизм мысли. И мешал Толстому не асфальт церковного учения, в которое он, к сожалению, потратив массу сил и времени, так и не смог глубоко вникнуть, а асфальт просвещенческого рационализма. Это был настоящий бич его жизни.

– И последний вопрос. Если бы вас Лев Николаевич спросил: отец Георгий, а что для вас церковные таинства? Зачем они? Причастие, например?

– Я бы ответил словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: если я не причащаюсь, я умираю. Вопрос: зачем церковные таинства? – для меня и любого православного христианина звучит так: а зачем человеку дыхание? Или зрение? Таинства – это и есть жизнь. Ведь Сам Христос в Евангелии говорит совершенно определенно: «если не будете есть Моего Тела и пить Моей Крови, не наследуете вечной жизни».

Эта тяга к вечности, к «мирам иным» очень отличает творческий импульс Достоевского от морализаторства Толстого. В сущности, Достоевский понял в христианстве главное: ценность на земле имеет только то, что устремлено к вечности. Для Церкви таинства – это не какой-то придаток, а реальная возможность получить опыт общения с Богом, опыт благодатной и радостной жизни во Христе.

Только, боюсь, мой ответ Льва Николаевича не удовлетворил бы┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
657
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
381
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2460
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1931

Другие новости