Эолова арфа. Литературный альманах. Выпуск 6. Андреево древо: книга друзей, почитателей Андрея Вознесенского к его 80-летию.
– М.: Издание Нины Красновой, 2013. – 336 с. ISBN 978-5-85676-148-0
«Андрей Вознесенский, – пишет в аннотации автор-составитель этой книги поэтесса Нина Краснова, – всемирно знаменитый поэт-шестидесятник. Поэтарх Всея Руси, лидер русского авангарда, кумир миллионов. В 1996 году газета «Нувель Обсерватер» назвала его «самым великим поэтом современности». Он появился на свет 12 мая 1933 года, прошел через все испытания, через которые прошла наша страна, перешагнул из XX века в XXI и закончил земной путь 1 июня 2010 года. Но никуда не ушел от нас, превратился «в текст» и продолжает жить в своих стихах и песнях и в наших душах. И одно из свидетельств этого – вот эта коллективная книга о нем…»
Читайте в ней статьи, стихи и воспоминания Юрия Любимова, Михаила Сеславинского, Евгения Евтушенко, Кирилла Ковальджи, Константина Кедрова, Игоря Кохановского, Вадима Рабиновича, Юрия Кувалдина, Татьяны Бек, Зои Богуславской и многих других. Кроме того, читайте на этой же странице «НГ-EL» эссе поэта Всеволода Емелина о Вознесенском.
Ольга Кучкина. Ты где?: Семейный роман.
– М.: Время, 2013. – 256 с. (Самое время!) ISBN 978-5-9691-0863-9
«Его нисколько не раздражали ни пузатые менты, с их корявыми, в бараньем жиру руками, которыми они хватали с общей тарелки куски мяса и макали в общую соусницу, ни юнцы с их парикмахерскими ухищрениями, в результате которых волосы стояли дыбарем, склеенные в петушиные гребни». Это практически наугад выбранная, но довольно яркая цитата из нового романа журналистки Ольги Кучкиной, который, как утверждают издатели, отличается весьма захватывающим сюжетом. А связан этот сюжет – и это, кстати, очень популярно для любой эпохи – со сложными взаимоотношениями интеллигенции и власти. Причем жанр этого произведения не ограничивается рамками традиционной политической сатиры, выходя в пространство событий глубоких и драматических. Все очень истончено, прозрачно, узнаваемо – тусовки, названия, нравы. Остается разгадать еще одну интригу – почему сатирический и, казалось бы, чуждый родовых связей роман позиционируется как «семейный».
Яков Гордин. Николай I без ретуши.
– СПб.: Амфора, 2013. – 544 с. (400-летие дома Романовых). ISBN 978-5-367-02625-2
Как сказано в авторском предисловии, «в этой книге читатель найдет отнюдь не все из того, что он привык ассоциировать с именем Николая I. Здесь нет истории взаимоотношений императора с Пушкиным, гонений на Лермонтова, шельмования Чаадаева и так далее. Об этом написано достаточно». Из того, что есть: «Формирование личности» Николая Павловича Романова, его «Облик, манера поведения», «Вопрос о престолонаследии», «Император глазами европейцев», «Быт. Семья. Частный человек», Николай I как «Идеолог и практик», «Итоги царствования» (названия глав). А итоги таковы – «самоуверенный, жестокий к тем, кого он считал своими противниками и врагами России, безжалостный к нарушителям установленных им правил, исполненный гордыни и сознания своей миссии, император Николай Павлович… пытался задержать органическое течение истории… История отомстила ему. «Много от прапорщика и мало от Петра Великого», – записал в дневнике Пушкин, как никто слышавший голос истории».
Олег Мороз. Ельцин против Горбачева, Горбачев против Ельцина.
– М.: Маска, 2013. – 820 с. ISBN 978-5-91146-851-4
Очередная книга Олега Мороза – публициста и писателя-документалиста, автора книг «Красные больше не вернутся» (2007), «Почему он выбрал Путина?» (2009), «Главная ошибка Ельцина» (2010), «Так кто же развалил Союз?» – это последний штрих в его глобальном летописном труде – «пятикнижии», посвященном главным событиям эпохи российских перемен конца XX века. Главная тема здесь, как заметно из названия, история взаимоотношений между двумя ключевыми политическими деятелями перестройки. Поставив во главу угла прямоту и реалистическую точность, доступным прозрачным языком, с прямыми цитатами политиков, более-менее короткими главками, по возможности точно отслеживая хронологию и факты, автор представляет нам картину сложного диалога, сыгравшего решающую роль в истории новой России.
Манфред Шнайдер. Франсиско Гойя.
– М.: Искусство-XXI век, 2013. – 320 с. (Роман-биография). ISBN 978-5-98051-109-8
Книга немецкого писателя Манфреда Шнайдера об испанском художнике Франсиско Гойе (1746–1828) представляет собой популярный ныне беллетризированный вариант жизнеописания – роман-биографию: «С первых дней учения Франсиско презирал картины на историческую тему, считая их не живописью, а пыльным хламом, с которым возятся лишь старичье да легковерные ученики, и по возможности избегал работ такого рода. Вот он и наказан: тут можно было бы неплохо заработать…» В романе показан не просто жизненный и творческий путь художника, но и его связь с событиями и поворотами испанской истории:
«Император сидел за большим столом…
– Это кто? – осведомился он, когда адъютант ввел Франсиско.
– Художник де Гойя, государь.
– Холодная страна эта Испания, – заметил Наполеон. – Я представлял ее себе совсем другой. До Африки рукой подать, а в камин не успеваешь поленья подкидывать».