0
4581
Газета Интернет-версия

06.08.2015 00:01:00

Женский космос

Тэги: проза, феминизм, космос, женщина, советский союз, оттепель 60х, 70е годы, бетти фридан, симона де бовуар, валерий ободзинский, веслава дроецкая


проза, феминизм, космос, женщина, советский союз, оттепель 60-х, 70-е годы, бетти фридан, симона де бовуар, валерий ободзинский, веслава дроецкая У женщины свой взгляд на строение мира. Борис Кустодиев. Русская девушка у окна. 1923. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Космос глазами женщины – вот что увидит читатель этой книги. Женщина эта многолика: то это девочка-божество, сочиняющая прелестные щемящие истории, то неопытная девушка, поддавшаяся страсти, то зрелая дама, а то незнакомка прекрасной эпохи конца XIX столетия. И все это – она. Она видит мир постоянно изменяющимся, она предсказывает эти изменения благодаря уникальной способности принимать тончайшие импульсы. Она и сама излучает импульсы: порой нежные, порой резкие, провоцируя эти изменения. Она ввергает вселенную в водоворот влюбленности. И она же принимает циничное решение сделать аборт.

О феминизме спорят давно и много. Есть разные виды феминизма, можно справиться о них в изданиях, которые доступны. Есть романы, ставшие притчей во языцех: «Загадка женственности» Бетти Фридан, «Гостья» Симоны де Бовуар. Роман Ланы Аллиной «Воронка бесконечности» – роман феминистский. Этот феминизм не борется за права женщины, повышение зарплаты или за признание однополого женского брака. Этот феминизм показывает, что у женщины может быть свой взгляд на строение мира и связи внутри него. По мнению автора, космос женщины намного сложнее и пластичнее мужского – именно потому женщине порой  так неуютно среди понятий и отношений, за которыми закреплен статус мужских. Лана Аллина показывает, как обстоят дела в космосе женщины и как изменяется в нем погода. Это роман-путешествие, роман-медитация. Он причудлив, однако очень доверчив, как будто это живое существо.

29-6-03_t.jpg
Лана Аллина. Воронка бесконечности: Роман.
– М.: Сказочная дорога, 2015. – 360 с.

Временной центр романа смещен. Эпоха перекрывается эпохой. То это 50-е, то конец 90-го, а то вдруг – начало XXI века. Однако наиболее значительный по эмоциональному и событийному сосредоточению период – рубеж 60-х и 70-х. Сладкие голоса Валерия Ободзинского и Веславы Дроецкой, влюбленность, подруга и принц. Сын обеспеченных торговых работников. А она – дочь из интеллигентной семьи. Ассоль? Алиса в Стране чудес?Образ воронки бесконечности – коса. Она вьется, складывается в венок, то сама распрямляется, а то начинается долгий период расчесывания. Судьба героини изменяется, отвечая на изменения этой косы. Или же героиня сама вызывает эти изменения? Вопрос, увы, только с частичным ответом. Биографические даты героини нераздельно связаны с датами биографии страны, в которой живет героиня, и не будет преувеличением сказать: страна – это я. Так могли бы сказать многие, но чувство сопричастности, связанности личности со страной и страны с космосом, чувство единого движения возникает далеко не у многих. У героини романа оно есть. Она влюбляется после окончания оттепели 60-х, на спадающей волне великих надежд, но еще теплится счастливая звезда. Это уже начало 70-х. Счастливая сказка влюбленности рассыпалась пылью.

Из неведомого мира наблюдает за героиней и ее подругой Аленкой чудесное дитя. И трудно определить, когда читаешь, в прошлом или будущем это дитя открыло глаза. Героиня чувствует связь с этой девочкой. Странная девочка, смотрящая на нее из своего мира, – не то ли дитя, которое Майя обрекла на небытие?

Коса – и три центральных героя, один из которых во второй половине романа уходит в тень, как прядь, которая короче остальных. Центр – две героини, подруги, Майя и Аленка, готовые на все друг за друга, но вдруг – молния и разлука. И через много лет – встреча. Коса продолжает виться. Прежде чем оказаться прекрасным зимним днем на крылечке подмосковного пансионата, с которого и «сбегает» роман, прежде его начала. Такова особенность движения женского космоса: начало несет в себе зачатки последующих событий. Одно легкое движение – и все возникло. Одно движение – и ничего нет.

Майя жаждет любви, однако пытается не изменить себе. Автор  показывает и ресторан, где героиня отмечает с возлюбленным его возвращение из внезапной поездки, и районную женскую консультацию. Молодой читательнице будет интересно узнать, что и в Советском Союзе чувственная жизнь была богата. Майя с ужасом обнаруживает, что для многих привлекательных молодых и не очень женщин аборт – привычное дело. Но узнает также, что, несмотря на почти агрессивное отношение общества, матери-одиночки счастливы в своем крохотном семействе.

Если возможно такое выражение – политизированная нравственность, то автору удалось показать, что это такое и как проявляется в людях. Героиня, прислушиваясь к себе, начинает слышать сквозь себя космос, в котором политизированной нравственности нет. И она решается жить дальше,  слушать космос, а не подстраиваться под обстоятельства. Не всегда удается. Но Майя снова вслушивается в космос – и он отвечает ей взаимностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1838
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1780
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1389
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1229

Другие новости