0
5372
Газета Интернет-версия

02.03.2017 00:01:00

Не рыбы открыли воду

Тэги: поэзия, периодика, критика, 90е, нулевые, бог, возрождение, виртуальность, соцсети, пушкин


7-10-1.jpg
Подпись

Людмила Вязмитинова с высокой степенью профессионализма и неутомимого, почти подвижнического энтузиазма с 1990-х годов изучает современную поэзию: пишет о поэтах, которые, переосмыслив весь спектр направлений XX века, вышли на качественно новый уровень. Благодаря ей мы получили вдумчивую и подробную хронику литературного процесса рубежа веков, с которой можно ознакомиться в книге избранных статей «Тексты в периодике». С Людмилой ВЯЗМИТИНОВОЙ поговорил Владимир КОРКУНОВ.

– Людмила Геннадьевна, предыдущая ваша книга критики «Tempus Deliberandi» вышла в 1998 году. 18 лет молчания – едва ли не героический поступок в наше время…

– «Tempus Deliberandi» делалась, чтобы сохранить тексты, прочитанные на радио, в литературном пространстве. А «Тексты в периодике» – подведение итогов сделанного за много лет. Это сборник статей, написанных в разное время и по разному поводу, опубликованных в разных изданиях. Они собраны под одной обложкой и структурированы так, чтобы создать общую картину виденного и продуманного в том срезе литературной жизни, которому посвящены.

– Во вступлении вы оговариваетесь, что многие тезисы сформулировали бы сейчас по-другому. Не вдаваясь в мелочи, поясните.

– Есть такая поговорка: если кто и открыл воду, то это не рыбы. Находясь внутри ситуации, проживая ее – не только свидетельствуешь о ней; происходит оценка и встраивание в контекст, но изнутри. Спустя время открывается возможность вставить эту ситуацию в более широкий контекст, скорректировав ее значимость с точки зрения развития – в нашем случае литературного процесса. Отчасти это отражено в книге. Ее временной интервал весьма велик (почти 20 лет. – В.К.). Начинается она рассказом о расцвете пронизанных (как оказалось!) наивным энтузиазмом лихих 90-х? И если бы я сейчас взялась описывать те события, то, сохранив концепцию, нашла бы совсем иные слова!

– И тем не менее вы встаете в позицию «не зяблика», то есть меняете песнь…

– Так ведь общекультурная ситуация сейчас меняется глобально: происходит что-то вроде смены эпох. Теряются некие ключи, или культурные коды – для адекватной расшифровки происходившего раньше. Это в основном и подвигло меня на выпуск «Текстов…».

– В открывающем книгу интервью вы говорите, что, доведись вам выбирать вариант судьбы, вы никогда не занимались бы тем, что далеко от создания художественных текстов. Почему вы выбрали именно словесность?

– Потому что бог дал мне талант именно в этой области гуманитарного знания. Я очень ценю любой профессионализм, который нарабатывается годами упорного труда. Чтобы получить – надо отдать. В данном случае мне пришлось отказаться от приобретения знаний в отдаленных от литературы областях.

– …и стать литературным летописцем. Во всяком случае, так вас называют. Хотя «Тексты…» – это еще и энциклопедия. Практически для каждого персонажа ваших статей и заметок находится краткое, но емкое определение. Неужели вы не сталкивались с заурядными персоналиями?

– Каждый автор уникален. И чем более он талантлив, тем интереснее его уникальность. Другой вопрос, что в лихие 90-е в силу, как тогда говорили, «задержанности» и «потерянности» целых направлений и поколений число рвущихся реализовать себя талантов было столь велико, что ситуация сложилась беспрецедентная.

– Тогда вы и ощутили потребность в литературном летописании?

– Это произошло, когда я столкнулась с «поколением 90-х» (сначала я хотела назвать их «дети суммы») – теми, кто начал путь в литературе на рубеже 1980–1990-х. Они наследовали всему, что бурлило и кипело тогда в русской культуре, формируясь в единую общность.

И мне захотелось зафиксировать то, что происходило в тогдашней молодой литературе. Ее авторы творили будущее с нуля – того нуля, который есть невыраженная полнота всего. Я и по сей день, когда смотрю на них, уже маститых людей средних лет, поражаюсь: ну просто титаны Возрождения! А потом, далеко не сразу, пришли те, для кого революционный рубеж 1980–1990-х – всего лишь история. Понять их было непросто. Но, надеюсь, я сумела это сделать.

– С одной стороны, вы пишете о многом и о многих. Однако некоторых литераторов – из тех, что на слуху, в ваших «Текстах…» не отыскать. Самое время спросить о критериях и эстетической позиции.

– Я руководствуюсь исключительно интуицией. Если чувствую: «вот оно», значит, передо мной нечто интересное. Как правило, то, за чем будущее. И это явление (или автор) будет развиваться и влиять на происходящее в культурном пространстве, участвовать в общей расстановке сил. Поэтому я стараюсь бывать на мероприятиях, участвовать в многочисленных проектах и все такое. Разумеется, всего не охватить, и что-то, вполне достойное, проходит мимо.

– О литераторах, течениях, тенденциях etc. в «Текстах…» рассказано весьма подробно. А что с аудиторией?

– На рубеже 1980–1990-х и даже в нулевые люди искали информацию. Они испытывали дефицит знания, как бы в продолжение ситуации советского и постсоветского периодов. А сейчас информация сама – и все более настойчиво! – ищет аудиторию. (А про то, что знание и информация – не одно и то же, уже и думать забыли.) Литература вынуждена подчиняться законам времени, думать о… развлечении читателя/слушателя, пусть даже интеллектуальном. Не говоря уже о погоне за монетизацией… Это очень большая проблема!

– И куда теперь в поисках аудитории и новых средств самовыражения двинется литжизнь?

– В сторону «виртуальности»! Недавно одна дама в ответ на мой фейсбучный пост о малой посещаемости Клуба истории и теории литературы (один из проектов Людмилы Вязмитиновой. – В.К.) написала, что, мол, раз есть возможность общаться в соцсетях – чего же вы хотите еще?! А затем пришли просьбы прислать аудиозапись прочитанной мною там недавно лекции. Иными словами, пребывай себе где угодно, начитывай на аудио или снимай на видео, вывешивай в Сети и получай или не получай отзывы. Увы, знание таким путем не обретешь…

– Но и не на каждом мероприятии можно это знание получить. Вопрос дискуссионный. Но вернемся к «Текстам…» Илья Кукулин в предисловии отметил, что «...Вязмитинова сформировала жанр аналитического репортажа, позволяющий говорить о литературе как о пространстве непредсказуемых событий». Расскажите о самых непредсказуемых.

– По большому счету дело критика предсказывать, то есть прогнозировать на основе анализа. А непредсказуемые события – опорные информационные точки для прогноза. На них настраиваешься, их ждешь, их ищешь, им радуешься, их осмысливаешь. Думаю, Илья имел в виду именно это. Однако подобная непредсказуемость работает лишь в малых масштабах: появилась книга, которая выделилась на фоне других (как это было с «Горизонтальным положением» Дмитрия Данилова), или манифест (вроде «нового эпоса», провозглашенного Федором Сваровским), или новое слово (скажем, о билингвизме от Андрея Грицмана). Помню, как меня удивила книга Кирилла Медведева «Все плохо» (написанная им еще до обращения в неомарксизм) виртуозностью ритмических плетенок из словесных рядов; этот прием прочно вошел в арсенал современной поэзии!

– Теперь поговорим о тенденциях. Не вдаваясь в персоналии, что глобально изменилось в литературной жизни при переходе от 1990-х к 2000-м и к нынешнему времени?

– В 1990-е русская литература стала единым целым. Для этого понадобилась «салонная культура». Второй заключительный ее этап пришелся на 2000-е. Ну а в последние годы за место под «литературным солнцем» бьется «поколение нулевых». Оно, кстати, сформировалось внутри «салонной культуры», в едином – международном! – пространстве русской литературы. Эти авторы во многом принципиально отличаются от прошлых поколений.

– Как именно?

– Если коротко, они возродили естественное деление на «архаистов» и «новаторов».

– Вы посвятили книгу поэту и культуртрегеру Руслану Элинину – другу, сподвижнику, вашими словами, одному из символов постперестроечной столичной литературы…

– На рубеже 1980–1990-х я оказалась в лито «Сретенский бульвар», на основе которого возник легендарный Гуманитарный фонд им. Пушкина. Одним из моих сотоварищей по лито оказался Руслан, с которым мы быстро подружились. А вскоре он заявил о себе как о выдающемся культуртрегере и в орбиту своей деятельности вовлек друзей, в том числе и меня. По сути, это стало началом моей серьезной деятельности в литературе.

– В одной из статей вы подметили: «Высшие поэтические удачи есть отражение попадания человека в состояние бытия». А высшие критические?

– То же самое. Речь ведь идет о художественной критике! И что бы ни говорили, а информацию критик подает, используя художественные средства. А иначе он не затронет душу читателя!

– Помимо исполнения миссии литературного хроникера чем вы еще сейчас занимаетесь?

– Не так давно неожиданно для самой себя я оказалась организатором нескольких проектов. Прежде всего литстудии «Личный взгляд», а еще – двух литературных клубов. Времени на статьи остается немного. Но… культуртрегерство дает возможность изнутри увидеть те стороны литпроцесса, за которыми раньше я следила только снаружи. Полагаю, это поможет мне в будущем как критику, тем более что писать хочется по-прежнему именно о современных поэтах и прозаиках.        


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
526
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
625
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
747
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
727

Другие новости