0
6579
Газета Интернет-версия

21.09.2017 00:01:00

Платон и летающие коровы

Тэги: поэзия, верлибр, гете, шаляпин, николай заболоцкий, журнал юность, феерия, олжас сулейменов, константин кедров


поэзия, верлибр, гете, шаляпин, николай заболоцкий, журнал «юность», феерия, олжас сулейменов, константин кедров В стихах Александра Вепрёва угадываются частушечные ритмы. Клавдий Лебедев. Пляска. 1900. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата

Александр Вепрёв не любит слова «верлибр», хотя пишет только верлибры. И даже изобрел собственную форму – «вепрлибр». У него две литературные родины – Ижевск и Вятка. А в запасе – множество историй о местных гениях и злодеях. На досуге поэт общается с ушедшими классиками, сочиняет стихи о ночных горшках в доме Гёте и перечитывает Цицерона. Точки над «ё» в беседе с Александром ВЕПРЁВЫМ расставил Владимир КОРКУНОВ.


– Александр, вашу первую книгу «Дом» в 1982 году – еще в Кирове – рекомендовали к публикации. Но книга так и не вышла. В чем причина?

– Теперь об этом можно говорить с долей горькой иронии. Мне тогда было 22 года. Редактор Волго-Вятского книжного издательства Владислав Заболотский был расположен ко мне – ему нравились мои поэтические опыты, он публиковал их в коллективных сборниках и включил книгу «Дом» в планы издательства. Она должна была выйти в 1985 году – в кассете из пяти книг молодых авторов.

Но этого не случилось. После речи Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР (в сентябре 1984 года) отношение к молодым изменилось. От них потребовали патриотических стихов с высоким градусом гражданственности.

Глава местной писательской организации Овидий Любовиков начал упрекать меня в отсутствии гражданской позиции, полагая, что я начну писать больше патриотических стихов. Но на такие подвиги я был не способен. В итоге издательство отклонило рукопись.

– В Москву со стихами не ездили?

– Однажды заглянул в «Юность». Мы поехали в Москву за мясом, и преподаватель (я учился в местном художественном училище) просил магазинную рапсодию совместить с походом по выставкам. В редакцию я отправился, отстояв очередь в музей и – перед очередью за колбасой. Принес сверток напечатанных на машинке стихов. Литконсультантом оказался Юрий Ряшенцев. Он узнал, откуда я, – и передал привет Олегу Хлебникову, который жил в соседнем Ижевске. Ему в моей подборке понравились полтора стихотворения, но публикация состоялась спустя много лет – уже при Валерии Дудареве.

– В молодости вы были знакомы с Леонидом Дьяконовым – двоюродным братом Николая Заболоцкого. О чем общались?

– О многом. Леонид Владимирович любил сидеть с закрытыми глазами. Осенью ходил в длинном плаще, на голове носил берет. Издали походил на Сергея Михалкова. Он писал детские книги и собирал фольклор. Встречался с жителями захолустья, которые делились сказками, частушками, загадками, пословицами и поговорками. В итоге собрал около 60 тысяч вятских народных текстов.

Общался, скажем так, осторожно, никогда не упоминал о репрессиях, пытках… Часто рассказывал об Ольге Берггольц и ее муже, Николае Молчанове, – они дружили. А о двоюродном брате почти не упоминал.

– Потом у вас произошел литературный отпуск. На полтора десятка лет.

– В 1990-е я действительно не писал стихов – работал директором рекламной фирмы. Зато украсил вывесками и яркими витринами весь Ижевск. К сожалению, подвело здоровье. Все пили – и я пил. Угодил в наркологию. Вел с соседом по палате беседы о поэзии… И вдруг, после многолетнего перерыва, написал стихотворение. Сейчас понимаю – в больницу попал не случайно. Меня не только поставили на ноги, ко мне вернулась поэзия. Уже 10 лет не пью, а в последние годы и не курю. Занимаюсь гимнастикой и ходьбой.

– В книге «Картофельное солнце» вы представили новую стихотворную форму… вепрлибр. Как дошли до жизни такой?

– Простите, это получилось нечаянно. Как назвать верлибр, если он походит на рассказ? Вот я и назвал, исходя из своей фамилии Вепрев.

– Расставим точки над «ё».

– У меня с точками – это псевдоним. «Ве» – от слова «верлибр», «п» – образует «веп» – «вепрлибр», «рёв» – от слова «рёв». Ревущий верлибр! Кстати, вепрлибр еще можно назвать метафорофразой, но это не совсем точно… То есть, если я пишу метафорофразы, – это не значит, что я пишу верлибры.

– Ничего не понял.

– Читать надо. Уверен – кто может в хаосе звуков услышать ритм, тот может сочинять не только верлибры, но и свободные стихи, метафорофразы, вепрлибры… и механическую музыку, как Сергей Курёхин.

– Вы всерьез рассчитываете, что форма приживется – или ее цель утилитарна?

– А как вы считаете – свободник, или дисрифменный стих, прижился или остался термином в литературоведении? Надеюсь, в ближайшее время разновидности русского верлибра исследуют, разложат по полочкам, может быть, и моей форме место найдется. Хотя все определяет художественный уровень – если он высок, то и текст в истории останется, нет – и разговора не будет.

– Критики о ваших стихах пишут нечасто. Но вот Анна Кузнецова дала им такую характеристику: поэзия социальных ландшафтов – и даже частушечные ритмы с примитивистской юродивой интонацией углядела. Справедливо?

– Абсолютно. Это сказано о книжке «Вятская улица» (в ней – стихи о родных для меня местах). А вот Данила Давыдов отрецензировал мой «Пейзаж с железными колесами» еще точнее: «Александр Вепрёв, не избегающий минималистических форм, чаще, однако же, работает с потоком говорения, устроенного как репрезентация памяти, опыта, проходящего бытия». А кто-то провел параллель с Губановым и Аполлинером.

– Не стесняетесь себя с великими через запятую писать?

– Так это не я – критики. Моя задача писать, а их – оценивать и в контекст встраивать. Кстати, о великих. Года два работаю над поэмой-феерией «Гёте и Сара». Там, в поэме, я живу и работаю в доме Гёте служащим… по выносу ночных горшков.

– Пожалуйста, без подробностей…

– (перебивает) …хотя выносить-то их должна служанка Сара. Сара Вагенкнехт! Немецкий политик, доктор экономических наук, депутат Бундестага. И это провоцирует домашний конфликт. Со мной, служащим по хозяйству, общается Гёте. И я с ним – на равных… В одной из сцен он сказал мне: «Тебе, Вепрёв, оказана великая честь! Дерьмо гения – это как бальзам на голову способного человека. А на твою – тем более!»

– Я же просил, без подробностей…

– Да подождите. Это же так лестно! Не знаю, как оправдать доверие гения… А как оправдать доверие Константина Кедрова? Впрочем, я знаком и с Платоном.

– Час от часу не легче.

– До сих пор удивляюсь своим словам: «Творец оглядел землю, на которой творил много лет, и сказал, что любовь к этой его земле безмерна, как безмерна и необъятна земля, содрогнувшаяся под ним…» Надо же! Как широко… Видимо, сказывается общение с великими…

– Санитаров!

– (смеётся) Это я вам еще о диалогах с Шаляпиным не рассказал…

– Увольте. Давайте лучше о живых собеседниках. Какие поэты оказали и оказывают на вас влияние?

– Сейчас, думаю, таких уже нет. Свое интереснее. Медитирую, ловлю с небес подсказки… Занимаюсь самообразованием. Хотя и понимаю – все, что внутри, высказать невозможно. А иногда кажется, что во мне погиб гений…

В молодости я легко поддавался влиянию. Это были самые разные поэты: Пушкин, Есенин, Высоцкий, Рубцов, Чухонцев, Евтушенко… Сейчас читаю Губанова, Кедрова, того же Гёте… Но не думаю, что они как-то влияют на мое творчество. Скорее, мотивируют. Часто читаю зарубежных классиков – от Готфрида Бенна до Макса Жакоба. И философов.

– Не так давно вы стали одним из лауреатов фестиваля ЛиФФт. Награду вам вручал Константин Кедров. Вторым лауреатом, кажется, стал Олжас Сулейменов?

– Да. Олжас Омарович прочитал со сцены стихотворение про волчат, а казахский певец Ержан Нургалиев исполнил «О море, море...» – и песню на казахском языке. Воистину культура сближает народы. После фестиваля я принял участие в работе съезда Ассамблеи народов Евразии, где познакомился с Амарсаной Улзытуевым. Мы разговорились и сошлись на том, что не стали бы участвовать в ЛиФФте, если бы не два великих поэта современности – Олжас Сулейменов и Константин Кедров. Спасибо за них организатору фестиваля Маргарите Аль.

– Поэзия Кедрова вам близка?

– Мне нравится движение его мысли, неожиданный строй метафор… Он умеет рисовать словами образные картины. Его поэзия – совершенно самостоятельное государство…

– То есть?

– Она похожа на формулу существования творческого человека. Иисус сам по себе, Пилат тоже – сам по себе. И у Амарсаны Улзытуева свое государство, его стихи напоминают огромных летающих рыб и бурятских мамонтов. Они движутся над землей, а внизу, около жилых построек, лежат остовы этих «небесных» животных. Кстати, у Кедрова есть стихотворение про летающих слонов. И у меня – про летающих коров…

– Пожелаю им мягкой посадки. А скажите, у вас есть сверхцель в поэзии?

– Чтобы стихи начали цитировать и публиковать без ведома автора. Чтобы они начали жить своей жизнью. И пусть авторские права подождут.

– Неужели заработать на горшках из-под Гёте не желаете?

– Не для этого же пишу. Литература не нужна ни государству, ни массовому читателю. Избитые слова. Но все же – в Ижевске по-прежнему ходят красные трамваи, разве что лозунги на бортах изменились да звонки поутихли. А в Кирове, как и в Сочи, трамваи никогда не ходили, но старые жители Вятки иногда вспоминают, что во время войны было два трамвайно-паровозных маршрута: № 1 и № 2.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
658
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
382
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2461
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1934

Другие новости