|
Вадим Степанцов. Мастодонт/ Masta Don'T. Сборник стихотворений.
– Серпухов: Старый Кремль, 2017. – 180 с. ISBN 978-5-9500094-2-6
Сборник поэта, музыканта, создателя Ордена куртуазных маньеристов и музыкальной группы «Бахыт-компот» Вадима Степанцова
(р. 1960) состоит из трех разделов. В первый, Cre'me de la cre'me, вошло избранное из произведений разных лет, начиная с уже классического «Бухгалтера Иванова» («Луны ущербный лик встает из-за холмов,/ В лесу продрогший фавн играет на сопелке./ Упившийся в соплю бухгалтер Иванов/ Бредет сквозь лес к своей летающей тарелке…»). Часть вторая включает лирические стихи последних лет. Завершают книгу циклы, на создание которых автора вдохновили политические события в Москве, Киеве, в Донбассе: «Машина времени распалась/ На тьму осколков – все не счесть,/ И ничего нам не осталось,/ Как в новую реальность влезть./ Тот мир, где ржачка и ламбада,/ Похоже, сгинул навсегда,/ И в состоянии распада/ Народы, страны, города…» Новые стихи Степанцова читайте на стр. 14 сегодняшнего номера «НГ-EL».
|
Алина Витухновская. Человек с синдромом дна.
– Издательские решения, 2017. – 192 с. ISBN 978-5-4485-5511-4
«Книга «Человек с синдромом дна» раздражает, но это полезное раздражение. Оно демонстрирует, что ваш мозг еще жив», – признается в предисловии к этой книге писатель Роман Сенчин. Текст лауреата премии «НГ-Нонконформизм» (2010), писателя и философа Алины Витухновской и вправду цепляет за живое. Недаром Валерия Новодворская писала Витухновской в тюрьму: «Я войти в Ваш мир, например, не могу. Но я могу заглянуть Вам через плечо. А большинство не может. Вы их пугаете. Вы абсолютно свободны и абсолютно правдивы. Вы не знаете страха, а они в нем живут». В сборник вошли стихи, мысли, афоризмы. «Россия – репрессивная страна не только, и не столько в силу негативного исторического опыта, но и (пожалуй, в первую очередь) потому, что здешний гражданин в основе своей натуры содержит некую обезличенную травму. С ней, с этой травмой, он отчего-то и идентифицирует себя, отождествляет, вместо Я, вместо всякой Самости. Ее-то он и хочет продлить, имея в виду не себя уже, а всех остальных. Отсюда «Я страдал, и вы пострадайте». Добавим, что Витухновская баллотируется в президенты России, о чем объявила еще задолго до Собчак, Гордон, Чеховой, Берковой и прочих.
|
Антропология искусства: язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире.
– М.: Индрик, 2017. – 392 с. ISBN: 978-5-91674-300-5
|
Василий Князев. Красное Евангелие.
– СПб.: Красный матрос, 2017. – 60 с. (Репринт).
Репринтное издание Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов 1918 года включает стихи поэта-сатирика, журналиста, одного из создателей «Красной газеты», анархо-коммуниста, впоследствии большевика Василия Князева (1887–1937). Точнее, это не стихи, а поэтические агитки, не лишенные, впрочем, музыкальности – недаром композитор Иван Вышнеградский написал на «Красное Евангелие» одноименное сочинение из 13 песен для бас-баритона и фортепиано: «Только зрячий солнце видит,/ Только мощный цепи рвет;/ Только тот, кто ненавидит,/ В революцию живет!»
|
Пауль Целан. Мак и память / Пер. с нем. Алёши Прокопьева.
– М.: libra, 2017. – 76 с.
Четыре части «Песок из урн», «Фуга смерти», «Противосвет», «Стебли ночи» составили сборник стихотворений «Мак и память» немецкоязычного поэта Пауля Целана (1920–1970). «Фуга смерти» – самое известное стихотворение Целана на тему Холокоста, в свое время вызвавшее много споров (в частности, немецкий философ и социолог Теодор Адорно высказался, что «писать стихи после Освенцима – варварство») и впоследствии вошедшее в множество антологий и учебников. Поэт и переводчик, лауреат премии Андрея Белого Алёша Прокопьев (р. 1957) дает свой вариант на русском этого (и других) стихотворения: «Чёрное млечево рани мы пьём тебя вечером/ мы пьём тебя в полдень и утром мы пьём тебя ночью/ мы пьём и пьём/ мы в воздухе роем могилу там не тесно лежать/ В том доме живет человек он играет со змеями ночью он пишет/ он пишет стемнеет когда в Германию он Маргарита твои золотые власы <…>».