0
2140
Газета Печатная версия

27.05.2020 20:30:00

Новые старые боги

Куда движется эволюция жизни и человека?

Борис Режабек

Об авторе: Борис Георгиевич Режабек – поэт, философ, биофизик, кандидат биологических наук, директор Института ноосферных разработок и исследований (ИНРИ).

Тэги: семенова, русский космизм, христианство, эволюция


19-15-4350.jpg
В созвездии творцов русского космизма имя
Федорова сияет, как звезда первой величины.
Леонид Пастернак. Портрет Николая
Федорова.  1919. РГБ
Мы живем в интересное время: напряженное, разновекторное, полное вызовов, кризисов и одновременно – разнообразных ожиданий. Мир быстро меняется, у людей кружится голова, как во время качки на бушующих морских волнах. И поэтому особую ценность сегодня представляют книги, позволяющие увидеть «охранительный свет маяков» (Николай Гумилев). Одной из таких книг является изданная посмертно работа Светланы Семеновой «Созидание будущего. Философия русского космизма».

Светлана Семенова (1941–2014) – доктор филологических наук, писатель, литературовед, глубокий и незаурядный мыслитель ХХ века. Стали классикой гуманитарной науки ее книги о метафизике русской литературы, «вечных вопросах», бившихся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Достоевского, Толстого и Чехова, Хлебникова и Маяковского, Клюева и Заболоцкого, Платонова и Пастернака... А философская монография о французском ученом и мыслителе Пьере Тейяре де Шардене, которая впервые ввела в горизонт читателей и исследователей весь корпус идей автора «Феномена человека», создателя концепции христианского эволюционизма, является одной из самых авторитетных сегодня.

Благодаря воистину подвижнической работе Светланы Семеновой мы получили возможность познакомиться с творчеством Николая Федорова. В 1982 году, несмотря на все идеологические препятствия, ей удалось издать в серии «Философское наследие» сборник избранных работ удивительного российского мыслителя, который еще в XIX веке, когда далеко не все физики признавали реальность атомов, думал о «собирании и синтези­ровании разложившихся частиц праха умерших на основе позна­ния и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира», совпадая здесь, как убедительно показывает Семенова, с интуициями христианских эсхатологов, защищавших христианство с его верой в «воскресение мертвых» от нападок античных критиков.

Говоря о русском космизме, Светлана Семенова не устает подчеркивать его христианские корни. Главным в христианстве является победа Христа над смертью, и огромное значение имеют Его слова: «Дела, которые творю Я, и он (верующий в Меня. – Б.Г.) сотворит, и больше сих сотворит». Человек должен стать сотрудником Бога в деле возделывания мира, восстановления его «в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров), а не расхищать этот мир, эксплуатируя ресурсы земли, но не умея их возобновлять, ведя себя в природе, как вор и разбойник. Об этом говорят представители христианского космизма Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Александр Горский, Николай Сетницкий, Валериан Муравьев. А их собратья, представители естественно-научной ветви космизма, выдающиеся ученые XX века Николай Умов, Владимир Вернадский, Пьер Тейяр де Шарден (палеонтолог и одновременно богослов и священник) выдвигают концепцию «активной эволюции» и «ноосферы» как нового, творчески организованного состояния мира, основанного на регуляции.

В книге Семеновой стержневые идеи русского космизма раскрываются в целой россыпи глав: «Куда движется эволюция жизни и человека?», «Восходящая эволюция в философии русского космизма», «Активно-христианская мысль», «Реальность и идеал ноосферы», «Ноосферные задачи», «Автотрофность человека», «Архитекторы бессмертия». Автор смело входит в глубину сложных, в том числе богословских вопросов, таких как вечная жизнь, Царствие Небесное, сущность новозаветного учения и христианской веры, согласимость веры и науки. И здесь она, не будучи богословом, оказывается на высоте, пока что недостижимой для многих современных церковных мыслителей.

19-15-12250.jpg
Светлана Семенова. Созидание
будущего. Философия русского
космизма.
– М.: Ноократия, 2020.– 458 с.
К сожалению, в современном православии имеет место невежественно-критическое отношение к самой идее эволюции, являющейся важнейшим элементом научной картины мира, которое сочетается с попытками обвинить в ереси даже священников, понимающих эту идею, – например, о. Александра Меня. В католичестве тоже были христиане, резко отвергавшие идеи Пьера Тейяра де Шардена, но сейчас они утихли, и книги о. Тейяра исключены из списка запрещенных. У таких людей вызывает отторжение и мысль Николая Федорова о необходимости соработничества человека Богу. Между тем эта мысль, ни на йоту не отступающая от заветов и догматов православия, делает христианство одушевляющей силой истории и дает альтернативу пассивно апокалиптическому сознанию, широко распространившемуся сегодня, особенно на фоне глобальных угроз. «Философия общего дела» – апофеоз Жизни, высший из всех, о которых только можно помыслить и помечтать, и в созвездии творцов русского космизма имя Федорова сияет, как звезда первой величины.

Общее дело, которому служат представители русского космизма, Светлана Семенова определяет как «свершение Богочеловеческое, направленное на регуляцию стихийных, смертоносных сил падшего мира, на преображение несовершенно-смертной человеческой природы в бессмертную и обоженную. Человечество в нем становится орудием осуществления Божьей воли, действует с благодатной ее помощью». Николай Бердяев называл такое мировоззрение «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в твар­ном мире, обращенным к преображению мира» и «антропо­центрическим… обращенным к активности человека в природе и обществе». Светлана Семенова особенно подчеркивает звучащий в космизме, и в религиозном, и в естественно-научном его крыле «эволюционно-нравственный импе­ратив восхождения к новой высшей природе и человека, и мира», рассматривает его как один из изводов «русской идеи» как идеи всечеловеческой и всемирной, синтезирующей религиозное действие и научное знание, философию и искусство.

Идеи русского космизма принципиально важны сегодня, когда делаются попытки манипуляции массовым сознанием в глобальном масштабе, причем в качестве инструментов запугивания предлагаются ненаучные идеи, вроде «озоновых дыр» или представлений об антропогенной причине «глобального потепления», или прямые аферы с пандемиями, вроде «свиного гриппа» или сегодняшней пандемии коронавируса. Современный мир находится в критическом состоянии. Говорят о «глобальных кризисах» – энергетическом, ресурсном, демографическом. В книге этим проблемам посвящены специальные главы: «Две мировоззренческие альтернативы для XXI века: новое экологическое сознание и русский космизм» и «Глобализация и ноосфера». Светлана Семенова противопоставляет идеи русского космизма модному в 90-е годы «новому экологическому сознанию», адепты которого заявляют, что слишком уж много развелось людей на планете и поэтому следует сократить их численность примерно до одного миллиарда. Этим неомальтузианским, по сути, людоедским идеям и противостоит ноосферное мировоззрение, утверждающее представление об уникальном положении и роли человека во Вселенной, направляющее человечество к сознательному преображению, которое позволит осуществить задачу, обозначенную в Книге Бытия, – «хранить и возделывать сад», которым должна стать вся Вселенная.

Светлана Семенова остро ощущает опасность того пути, по которому сегодня идет цивилизация, служащая «все тем же языческим богам эроса, торговли и войны (новой Венере, Гермесу и Марсу…), любым страстям и порокам человека, выбравшего, по выражению Федорова, «последнею целью жизнь для себя, для настоящего, для комфорта». Эта цивилизация агрессивно утилизирует «тех, кто за ней поспеет, или, точнее, будет покорнее и эффективнее служить ее процветанию – природными, энергетическими ресурсами, дешевой рабочей силой, предоставляемым пространством для ее геополитических нужд, для эвакуации туда опасных отходов, грязных технологий…». Россия, выдвигая идею созидания гармоничной ноосферы, предлагает миру совершенно иной выбор.

Человечество уже сегодня может встать на активно эволюционный путь развития, взять, как выражается Семенова, штурвал эволюции в свои руки. Речь идет «о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека». Главным на этом – совершеннолетнем – этапе является не технология, а аксиология, не инженерно-технические моменты, подчиненные по определению, а осознание целей, возможностей и обязанностей человека, его реальной роли во Вселенной как проводника Божественных энергий, способных противостоять энтропийной деградации мира. На первый план выходит этика, с которой и должны согласовывать использование своих открытий и изобретений наука и техника. Эта идея кардинально отличается от фантазий трансгуманистов, которые мечтают о том, чтобы совершить «апгрейд человека» с помощью достижений компьютерной техники и генной инженерии. Их путь – прямая дорога к чипизации человеческого мозга, открывающей ворота в «электронный концлагерь».

Русский космизм противостоит сегодня миру, в котором «человек отменяется», миру, в котором, как пишет Семенова, идут рука об руку «инстинктивная естественность и зверобожие, но и механистическая отрегулированность, изощренная манипуляция сознанием всех и каждого, приводящая к созданию человека внедренных, умело отработанных реакций и вкусов, ощущаемых как «свободно» выбранные, – при особо тщательном погашении в нем метафизических забот и беспокойств, любого порыва к онтологическому восхождению».

Книга «Созидание будущего» дает для ищущих истины энциклопедический свод представлений о творцах русского космизма. Она станет настольной для всех, кто серьезно думает о будущем человечества и роли России, которая может и должна стать страной-лидером среди современных стран, причем не в области экономики и вооружений, а в первую очередь в качестве лидера ноосферного мировоззрения, противостоящего разрушительной идеологии потребления и возвращающей Человеку понимание его значения и предназначения. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пощечина наследникам Византии

Пощечина наследникам Византии

Милена Фаустова

Почему православный мир равнодушен к судьбе Святой Софии

0
3838
Национал-популизм – еще не новое средневековье

Национал-популизм – еще не новое средневековье

Алексей Малашенко

Как слово Божье отзовется в третьем десятилетии третьего тысячелетия

1
4493
От посольства квакеров до Amnesty International

От посольства квакеров до Amnesty International

Андрей Мельников

Правозащитник написал книгу о непростом сотрудничестве «сектантов» с большевиками

0
1449
Сюжет о том, заломает ли глава Бурятии Алексей Цыденов главу бурятского "Яблока" Наталью Семенову

Сюжет о том, заломает ли глава Бурятии Алексей Цыденов главу бурятского "Яблока" Наталью Семенову

Тиртей

Спарринг без манекена

0
2254

Другие новости

Загрузка...