0
1094
Газета Печатная версия

02.09.2020 22:00:00

Об отдаленных и близких землях

Этнограф разрушается сам, а изучаемое остается нетронутым

Тэги: этнография, мифология, азия, русский север, амазония, миклухомаклай


mm-t.jpg
Миклухо-Маклай с папуасом
Ахматом. Малакка,
1874 или 1875 год.
Фото wikipedia.org
Предметом всякой науки является логически доказуемая истина. Одним из путей достижения этого является преодоление заблуждений прошлого. Этнография представляет для этого благодатную почву: чего только не навоображали мы себе об отдаленных и даже близких землях, в плену каких нелепых мифов находимся и сейчас! Андрей Туторский в своих этнографических записках делит мир на быстрые и медленные территории. Первые – модернизирующиеся страны Азии, Россия, Европа, здесь время течет быстро, и «люди не успевают даже спать и есть». К северу и югу от «Глобального Севера» лежат территории медленные, их обитатели «живут интересами своей семьи, деревни, острова» и потому успевают есть и даже спать. Указывая на труды «Описывая культуру. Антрополог как писатель» Джорджа Маркуса, «Каннибальские метафизики» Эдуарду де Кастру, Андрей Туторский делает вывод: «После книги Маркуса мы узнали, что ученые мало смотрят на местных жителей, а фактически придумывают, как писатели, свои повествования, полагаясь не столько на научную точность, сколько на литературные запросы читателей. После книги де Кастру мы узнали, что мировоззрение индейцев Амазонии настолько сложно, что может поспорить с европейской философией. Оно включает несколько картин мира, который рассматривается с позиций разных животных, включая человека». В 1871 году немецкий биолог Эрнст Геккель утверждал: «Гомо папуа еще не выработал прямохождения, ноги у него согнуты в коленях, кожа у него жесткая, волосы растут пучками…» Служащий британской Новой Гвинеи Хью Хастингс писал в письме: «Я очень заинтересован сообщениями о существовании племени людей с хвостами, если мне удастся поймать одного из них, я привезу его домой и буду демонстрировать в Вестминстерском аквариуме». Андрей Туторский заключает: опровержение этих заблуждений и было одной из целей экспедиции русского ученого Миклухо-Маклая.

Андрей Туторский замечает, что в отличие от туриста этнограф разрушается сам, в то время как изучаемое остается нетронутым. В числе этого нетронутого остаются мифы, легенды, без знакомства с которыми современное понимание этносов невозможно. Почти как этнограф, вникающий в легенду человек ощущает влияние, испытывает эффект узнавания. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Петровское "окно на Восток" как предчувствие будущего

Петровское "окно на Восток" как предчувствие будущего

Анатолий Торкунов

Евразийская сущность геополитического мышления царя до сих пор остается недооцененной

0
2397
У Грузии и Абхазии впервые совпали позиции

У Грузии и Абхазии впервые совпали позиции

Юрий Рокс

Передача хрущевской дачи Москве вызвала скандал и в Сухуме, и в Тбилиси

0
2189
Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Взгляд камня, черепахи или древней секвойи

Ася Аксёнова

В проекте «Бегемот Внутри» выступил Александр Фоменко

0
649
Мигранты из Центральной Азии займут в Польше места украинских наемных рабочих

Мигранты из Центральной Азии займут в Польше места украинских наемных рабочих

Светлана Гамова

0
3502

Другие новости