0
1772
Газета Печатная версия

27.01.2021 20:30:00

Одиночный полет из пушки на Луну

Классические фантасты и детективщики против государства

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: англия, франция, классика, фантастика, детектив, государство, правительство, луна, ракеты, атомная энергия, жюль верн, герберт уэллс, агата кристи, чехов, толстой, эркюль пуаро, шерлок холмс


англия, франция, классика, фантастика, детектив, государство, правительство, луна, ракеты, атомная энергия, жюль верн, герберт уэллс, агата кристи, чехов, толстой, эркюль пуаро, шерлок холмс В английском детективе только свободное расследование свободных людей может быть беспристрастным и эффективным. Кадр из сериала «Шерлок». 2010

При обращении к классическим фантастическим романам XIX века – Жюля Верна и Герберта Уэллса – одно обстоятельство бросается в глаза: все достижения их героев – сугубо частная инициатива. Полет ли из пушки на Луну или на воздушном шаре, экспедиция ли к Северному полюсу, постройка ли подводной лодки у французского писателя, изобретение кейворита для того же полета на Луну, машины времени, средства становиться невидимым у английского собрата – все это было действиями частных лиц. Государство не существует как двигатель прогресса в произведениях фантастов. Им даже и в голову не может прийти, что основные научно-технические прорывы в XX веке будут связаны именно с государством. Да, достижение Южного и Северного полюса, покорение Эвереста были еще делом одиночек. Но вот серьезные дела – такие, как овладение атомной энергией, создание ракет, запуск спутника, полет человека вокруг Земли и на Луну – стали именно делом рук правительства.

Верн и Уэллс отражали господствующую в их время политику laissez-faire (принцип невмешательства. – «НГ-EL») с ее проповедью минимального участия государства не только в экономической жизни, но и в других сферах, в том числе науке. Правительства тогда редко выступали спонсорами путешествий, открытий, изобретений. Более того, к участию власти во всем, не связанном с управлением, публика относилась подозрительно. И эта настороженность ярче всего проявилась в другом популярном жанре, возникшем в одно время с научной фантастикой, – детективном.

Вспомним, кем были Огюст Дюпен из рассказов Эдгара По, Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, мисс Марпл? Они все подчеркнуто являлись либо любителями, либо частными сыщиками. Один Пуаро когда-то служил в бельгийской полиции, но об этом периоде его деятельности Агата Кристи книг не пишет. Для того времени характерно именно недоверие к государственным расследователям. И потому писатели добавляли в пару к своим положительным героям недотеп-полицейских – таких, как мистер Лестрейд из Скотленд-Ярда и его коллега, старший инспектор Джепп.

В классическом английском детективе главная идея – это утверждение ценностей, перешедших затем в Америку: частное – хорошо, а государственное – плохо. И только свободное расследование свободных людей может быть беспристрастным и эффективным. До 1829 года в Британии вообще не было профессиональной полиции, охрана общественного порядка осуществлялась добровольческими дружинами или занятыми на неполный рабочий день. Но после создания в 1829-м Скотланд-Ярда его юрисдикция распространялась только на Лондон и ближайшие предместья (при этом центр Лондона – Сити – имел свою особую полицию). А общеанглийской полиции создано не было. Более того, те немногочисленные полицейские, которые имелись, не носили оружия: настолько англичанам претила мысль, что они чем-то могут напоминать армию (на острове многовековой страх перед постоянной армией – возможным орудием усиления королевской власти). Им и форму пошили такую, чтобы резко отличалась от военной.

Правда, в континентальной традиции детектива, представленной Францией, произошло расхождение с англосаксонской, в отличие от фантастики. От инспекторов Лекока и Жюва до комиссара Мегрэ ее сыщики работают на государство. В этом, впрочем, заключалось соответствие французской культуре с ее этатизмом.

В дореволюционной России не сложилось традиций детективной и фантастической литературы, Толстой и Чехов имелись, а вот своих Конан Дойлей и Жюлей Вернов – нет. Это объяснялось, наверное, тем, что массовое общество у нас начало формироваться позднее. Но после 1917 года – по инерции – развитие масскультуры шло, и появились собственные фантасты. И у них в 20-е годы герои – именно внегосударственные одиночки. Обратимся к произведениям Алексея Толстого – «Аэлите», «Гиперболоиду инженера Гарина» или такому малоизвестному рассказу, как «Союз пяти». Все их персонажи конструируют свои хитроумные приборы без участия государства. Мысль о том, что правительство – уже советское! – может финансировать полет на Марс, Алексею Толстому в голову не приходит. Врачи и ученые в «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце» Михаила Булгакова тоже экспериментируют и изобретают вполне самостоятельно. Напротив, вмешательство государства в их дела приводит к печальным последствиям. Начальная классика советской фантастики – «Плутония» и «Земля Санникова» Владимира Обручева – также строится на личной инициативе. Да и в первых (и лучших) романах Александра Беляева – таких, как «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» – правительства также нет.

Это уже потом, в эпоху победившего соцреализма, научная кустарщина стала идеологически подозрительной, к тому же реалии эпохи показали, что одиночке построение ракеты не осилить, как и расщепление атомного ядра. Про детективы и говорить нечего – в социалистическом государстве частный сыщик являлся прямым вызовом существующему строю, поэтому он мог существовать только в книжках про капиталистическую заграницу или же в детской литературе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Прекрасная эпоха» Александра III

«Прекрасная эпоха» Александра III

Иван Дронов

Император был не только современником, но и активным участником культурного процесса

0
1244
Человек поднимающийся

Человек поднимающийся

Арсений Анненков

Ролан Быков вел дневники с середины 1940-х и почти до конца 1990-х

0
889
У нас

У нас

Виктория Фёрт

0
141
Евангелие от Дефо

Евангелие от Дефо

Владимир Голубев

0
271

Другие новости

Загрузка...