0
2230
Газета Печатная версия

24.02.2021 20:30:00

Тихий лирик с Дона

Только промельк совиных крыл

Тэги: литература, журнал, эссе, пушкин, лев аннинский, дон, казак, лирика


литература, журнал, эссе, пушкин, лев аннинский, дон, казак, лирика И пристальному взору река начинает казаться живой… Фото Евгения Лесина

Виктор Петров – с Дона. И этим почти все сказано. Добавить больше нечего. Разве что: он – главный редактор журнала «Дон». А во мне половинка казачьей крови. Поэтому я и пристрастен. Поэтому все, что с тихого Дона, со дна моей памяти детской, когда я гостевал летом на хуторе Пролетарка, у своего дяди, дяди Володи, свято!

Впрочем, книга не об этом и не о том, был ли автором «Тихого Дона» Шолохов, а о тех писателях, поэтах, которые оставили в душе поэта Виктора Петрова неизгладимый след. А след этот глубокий, потому что донской казак Виктор Петров любит и привечает у себя на «Дону» всех: «Эта книга поистине «собранье пестрых глав», где авторские размышления о литературе, чей главный герой – человек Слова, тот, кто проходит по писательскому ведомству, перемежаются с радостными и горестными заметами на полях прочитанного как в силу служебной надобности, поскольку литературный критик и публицист Виктор Петров – главный редактор журнала «Дон», так и по велению души…» Все тексты первоначально увидели свет в разных газетах, а также в книгах и журналах. Собранные вместе, они в определенной степени дают представление о современном литературном процессе, куда как раз и направлен «Окуляр».

Скажу сразу: не нравится мне название «Окуляр». В конце концов, Виктор ведь не фотограф, хотя и память у него цепкая. Но от «окуляра» веет холодом и поликлиникой, окулистом и прочая. Но такова моя любимая провинция. Она хочет, чтобы в Москве увидели, услышали. Поэтому и режущий слух «Окуляр». И еще толстовское в колонтитуле: аз воздам! Виктор Петров воздает по заслугам красоте окружающего мира: «Тихая вода прихвачена лунным серебром и льнет к сонному хутору. Изредка залетный ветерок нагоняет морщинистую рябь у дощатых мостков, и пристальному взору река начинает казаться живой».

7-15-12250.jpg
Виктор Петров. Окуляр. Статьи,
эссе, заметки о литературе.– М.:
Вест-Консалтинг, 2020. – 208 с.
Ну и, конечно, людям, ее населяющим, в первую очередь близким, любимым. Очень трепетные, нежные строки, но недаром он – законченный лирик: «Кто не замечал удивительную особенность любого женского имени, когда им обладает та, что вдруг становится дорога и близка тебе, более того, любима тобой... Ты выделяешь это имя среди других, оно представляется волшебным, самым прекрасным не только по звучанию и смыслу, но и точнее всего соответствующим даже облику твоей избранницы. Она одна такая, другие, названные так же, не в счет!»

И только потом недружной толпой идут те, кто отобразился в окуляре объектива Виктора Петрова, писатели, поэты из разных концов нашего пишущего пространства: Пушкин, Борис Примеров, Лев Аннинский, Владимир Алейников, Андрей Антипин, Сергей Арутюнов, Валентина Ерофеева, Геннадий Калашников, Диана Кан, Марина Кудимова, Наталья Лясковская и т.д. Некоторых персонажей мне бы и не хотелось видеть. Но это – его выбор. Может быть, и мне надо посмотреть на тех, кого я не хочу видеть в этом сборнике, глазами Виктора Петрова. Прислушаться к судорожному биению его донского сердца. Почувствовать так, как он это чувствует: «Нескончаемая ночь за Полярным кругом. Край света, где обрывается двустишие железной дороги, никак не продлеваясь далее, называется Воркутой. Отсюда – никого и ничего до самой кромки Ледовитого океана. Полыхнет лишь в полнеба северное сияние, беспокоя душу своей знаковой непонятностью. Только промельк совиных крыл да потерянная тень одинокой волчицы. И мерзлая до звона тишина, что сближает с мирозданием...»

Тихий лирик с Дона Виктор Петров с «Окуляром» в руке и трепещущим, как воркующая голубица, большим и горячим сердцем!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Дарья Михельсон

Вся грязь земли

0
457
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
362
Региональная политика 10-13 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 10-13 ноября в зеркале Telegram

0
77
Огонь по одинокому всаднику

Огонь по одинокому всаднику

Андрей Мартынов

Про Деникина с берегов Терека и милосердие красных

0
425

Другие новости