Ольга Галактионова заявляла, что наводит порядок. Фото агентства «Москва»
Искусствоведа Елизавету Лихачеву, человека энергичного и неравнодушного к происходящему в культуре, уволили из директоров в начале января. На этом посту ей не дали проработать и двух лет. Ее место заняла Ольга Галактионова, прежде возглавлявшая государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». В пору ее управления «РОСИЗО» запомнился «блокбастером» «ДК СССР» в Манеже, вызвавшим противоречивые впечатления. В этом году в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) блокбастера не случилось. Многие прежние планы были отменены, Галактионова рассталась с частью филиалов, а из музея ушли многие сотрудники.
Новый руководитель отказалась от филиалов в Калининграде, Екатеринбурге и Владикавказе, сохранив Нижний Новгород и Томск (филиал в Петербурге закрылся в конце 2024-го при Лихачевой). Истории у всех были разные, сложные с точки зрения площадок, но в событийном плане – уникальные и сайт-специфичные, то есть создаваемые для конкретного места. «Cобытий нет, не было площадей, не было возможности расширяться», – цитировал Галактионову один из федеральных каналов. Эти претензии противоречили друг другу и отчасти реальности (в смысле событий уж точно), но когда не хочется развивать, проще закрыть. Таким образом в истории Государственного центра современного искусства, основанного в 1992-м и ставшего символом развития и важности современного искусства даже в России, обраставшего филиалами в разных частях страны, в 2016-м фактически расформированного и подчиненного «РОСИЗО», в 2020-м перешедшего к ГМИИ, – поставлена точка.
С прежним местом работы Галактионова поддерживает тесную связь, кого-то пригласила в ГМИИ, и гастроли импрессионистов в Сибири тоже организованы с оператором «РОСИЗО». В самом Пушкинском при этом произошли большие кадровые сдвиги, люди уходили – от администрации нового директора до пиар-отдела. Зато в музейном Telegram-канале уже отметились Степашка из передачи «Спокойной ночи, малыши!» и Юра Борисов.
Год для музея, конечно, не срок, и выставками в 2025-м ГМИИ не блеснул, а с помпой открывавшийся показ Шагала удивил разве что ценами на билеты, отрицающей интерьеры главного музейного здания сценографией и желанием вау-эффекта. Готовившийся до Галактионовой и суливший новые данные проект «Вернуть будущему. К истории шедевров, утраченных и сохраненных во Второй мировой войне» она отменила, заменив быстро сверстанной «датской» экспозицией. Самым запомнившимся стал новый цикл Ars Graphica, задуманный до Галактионовой. При ней наскоро придумали «Новые шедевры Пушкинского» – двухнедельные показы одного произведения.
Не все временные проекты стали анонсировать афишами на музейных фасадах: экспозицию французского рисунка, приуроченную к выходу научного каталога собрания, афишей не удостоили, зато у кукол из частной коллекции, с декабря квартирующих в ГМИИ, она была. Еще красноречивее, что не ко всем проектам издавали каталоги. Так что самым ценным выглядел анонсированный в конце года межмузейный проект по атрибуции и реставрации европейской живописи «Автор неизвестен».


