0
140
Газета Культура Печатная версия

23.12.2025 18:47:00

Страусы, слоны, шкафы и прочие "Прекрасные чудовища"

Выставка об экзотике в Пушкинском музее оказалась изящной и любопытной к миру

Тэги: пушкинский музей, выставка, прекрасные чудовища, обзор


пушкинский музей, выставка, прекрасные чудовища, обзор Вера, диво и познание в «Прекрасных чудовищах» идут бок о бок. Фото агентства «Москва»

Для выставки «Прекрасные чудовища», идущей в 31-м зале главного здания Пушкинского музея, кураторы Александра Данилова и Надежда Истомина отобрали произведения, в которых восхищение экзотическими животными идет рука об руку с Великими географическими открытиями, появлением кунсткамер – и будит фантазию художников. Эту линию здесь прочерчивают из XVI века в XX, преимущественно через графику, но с включением живописи, декоративно-прикладного искусства и даже видеоарта. Американский классик видеоарта Гари Хилл переводит фокус с удивления экзотикой на созерцательное умение изумиться привычным вещам.

Собрание носорогов, единорогов, слонов, страусов показывает мир, где в незыблемость религии врывается эпоха Великих географических открытий, восхищение экзотикой, желание ее зафиксировать (и додумать, если живьем не видал), иначе говоря, присвоить символически, а иногда и по-настоящему, то есть коллекционировать, понять, изучать. И в конце концов прийти к тому, что всем эпохам так дорого почти детское восхищение диковинами, которые помогают раздвинуть горизонты. Даже если новые вселенные открываются в пределах твоей мастерской, как у Дмитрия Краснопевцева или Гари Хилла.

Здесь есть «Благовещение» круга Шонгауэра с единорогом как символом непорочности Марии – и «Эдем» Ламберта Сустриса, где мир еще гармоничен, хотя пес уже с интересом обнюхивает петуха, хотя видное место в ряду всех бестий отведено обезьянам, которые были распространенным в Нидерландах, на родине Сустриса (в 40 он уехал в Италию и даже попал работать в мастерскую Тициана), дурным символом и алчности, и похоти, а Бог обратил в сторону первых людей жест то ли благословения, то ли предупреждения, мол, остановитесь. Библейские сюжеты сосуществуют, например, с дюреровским «Носорогом», таким чудным и так тщательно воспроизведенным, что он инспирировал длинную волну подражаний уже среди современников и дальше на несколько столетий вперед.

Как известно, носорога Дюрер не видел. Об индийском носороге, который и правда будто закован в броню, он знал из описания: животное привезли в подарок португальскому королю в Лиссабон. «По величине – полагал художник, – он равен слону, но ноги у него короче… Этот зверь – смертельный враг слона, и слон его очень боится. Ибо где бы он его ни встретил, этот зверь просовывает голову между передними ногами слона и вспарывает ему брюхо… Говорят также, что носорог быстрый, веселый и подвижный зверь». Видимо, схватка носорога со слонами вот-вот начнется на размещенной неподалеку гравюре, под вопросом приписываемой Абрахаму де Брейну и Маркусу Герартсу. Слоновьи морды там по-человечески угрюмы, что ничего хорошего не предвещает. Вообще фантазии, пытающиеся соединить анималистику с «мимикой», «между строк» становятся одним из главных эмоциональных акцентов выставки.

Художник Дмитрий Плавинский, возможно, видел в Пушкинском музее тот же оттиск дюреровского «Носорога», на который смотрим сейчас мы. И, сохранив его монограмму, создал вариацию, обратив животное во вместилище вселенной с морями и горами, солнцем и месяцем. Но в носорожьей части если кто и выглядит веселым, так это детеныш Генриха Штруба из альбома «Животные в Базельском зоопарке». За аналоги «зоопарков» прошлого отвечает Стефано делла Белла, который при дворе Медичи в том числе зарисовывал обитателей зверинца (где, по словам Надежды Истоминой, обреталась даже дрессированная слониха), попутно пытаясь уловить их повадки и нравы.

В центре гравированного Питером Пикартом «Торжественного вступления персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года» появляется слон (впрочем, не первый в этих рубежах – слонов царям дарили еще в XVI веке). Весьма приблизительно соотносящийся с реальным животным, он представлялся настолько выразительным, что, во-первых, когда спустя год процессия с дипломатическими дарами, включавшими и других животных, добралась до Петербурга, там возвели Зверовой двор, а во-вторых, «Сильный зверь слон» сделался героем лубков.

Вера, диво и познание в «Прекрасных чудовищах» идут бок о бок, напоминая, что из ранних картинок для разглядывания со временем вырастут иллюстрации для энциклопедий, а из кунсткамер – музеи (петербургской Кунсткамере здесь тоже нашлось место). Но в конце концов все возвращается ко взгляду художника как коллекционера впечатлений, будь то фрагмент мастерской Краснопевцева с раковиной и сушеным крокодилом или видео Хилла «Site Recite (Пролог)». Хилл визуализирует осязательный взгляд. То фокусирующийся на предметах, то рассеянный, он воображает предметы на расстоянии вытянутой руки чем-то гораздо большим – и островом, и своим прибежищем. Такое всматривание сродни оптике башляровской «Поэтики пространства», где тоже много необязательных, но необходимых вещей, способных составить частную вселенную.  


Читайте также


Детские "чудеса" как результат работы множества промышленных шестеренок

Детские "чудеса" как результат работы множества промышленных шестеренок

Анастасия Башкатова

О том, какие кукольные бизнес-модели и игрушечные социальные роли были популярны в прошлых столетиях

0
782
В павильоне "Рабочий и колхозница" открылась выставка о саратовских символистах

В павильоне "Рабочий и колхозница" открылась выставка о саратовских символистах

Дарья Курдюкова

Волга с эпилогом

0
1337
В сияющем кубе произрастает африканский лес скульптур

В сияющем кубе произрастает африканский лес скульптур

Анастасия Башкатова

Заглянуть в двенадцать глаз ритуальной маски и пройти инициацию вслед за Пикассо и Матиссом

0
2255
Левон Аронян обыграл Магнуса Карлсена в шахматы Фишера

Левон Аронян обыграл Магнуса Карлсена в шахматы Фишера

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В индийском Мумбаи стартовала Глобальная шахматная лига

0
2016