Джимми Лай, бывший издатель оппозиционной газеты в Гонконге, провел за решеткой пять лет в ожидании приговора суда.
Фото Reuters
В Гонконге завершился суд над Джимми Лаем, бывшим владельцем газеты Apple Daily, выходившей на китайском языке. Газета резко критиковала власти города и Пекин, а также поддерживала демонстрации в защиту гражданских свобод на территории, которая имеет полуавтономный статус в КНР. Суд вменил Лаю два обвинения: сговор с иностранными силами и публикация материалов, подстрекающих к мятежу.
Разбирательство длилось около пяти лет, и все это время Лай, которому сейчас 78 лет, сидел в одиночной камере. Лай – гражданин Британии. Клер, его дочь, говорит: отец умрет в заключении, если приговор будет выполняться.
Как пишет газета The Guardian, приговор представляет собой кульминацию саги, которую пережил сам Гонконг после возвращения его Британией Китаю в 1997 году. Когда эта территория была британской колонией, там в какой-то мере соблюдалось право людей публично высказывать свое мнение, пресса могла критиковать власть. А после передачи города Китаю диссидентство и несогласие было поставлено под запрет. Местное правительство стало проводить в жизнь законы о безопасности, действующие в КНР.
В Гонконге тем не менее суды следуют строгим правилам юриспруденции, существовавшим еще в период колониального правления. Лай был признан виновным в декабре прошлого года. А срок 20 лет был оглашен 9 февраля. Подсудимый не признал себя виновным ни по одному из обвинений. По статье «сговор с иностранными силами» может быть вынесен приговор на пожизненное заключение. Но и срок в 20 лет был самым суровым приговором по статьям о национальной безопасности, когда-либо выносившимся на этой территории.
В «Репортерах без границ» (нежелательная в РФ организация. – «НГ») заявили: «Опустился занавес над свободой прессы в Гонконге. Независимой журналистике там нет места».
Китайская сторона не стала отмалчиваться. Глава администрации Гонконга Джон Ли сказал: «Преступления Джимми Лая – это зло в крайней степени. Суровый приговор соответствует закону и справедливости, он вызывает глубокое удовлетворение». А Стив Ли, глава департамента полиции города, который занимается проблемами безопасности, сказал, что приговор соответствует нормам права. Слухи же о плохом состоянии здоровья осужденного представляют собой преувеличение.
Свою позицию высказало и британское правительство. Министр иностранных дел Иветт Купер подчеркнула: «Для человека 78 лет это равносильно пожизненному заключению». Купер призвала освободить Лая по гуманитарным соображениям.
Министр рассказала о том, что о судьбе Лая говорил с председателем КНР Си Цзиньпином премьер-министр Великобритании Кир Стармер во время визита в Китай. Таким образом, утверждала Купер, Соединенное Королевство на самом высоком уровне выразило сильное беспокойство. «После оглашения приговора мы и дальше будем заниматься кейсом Лая», – пояснила Купер.
На китайские медиа это не произвело никакого впечатления. Они заклеймили Лая как подстрекателя и предателя. Однако за бывшего издателя вступился не только Лондон, но и Вашингтон. Президент США Дональд Трамп сказал, что добьется освобождения Лая. И тут он опирается на поддержку конгрессменов от Республиканской партии. Джон Муленар, председатель комитета Палаты представителей по Китаю, заявил: «Президент Трамп сказал генеральному секретарю Си Цзиньпину в октябре, что Лая нужно освободить и дать ему возможность воссоединиться с семьей. Если генсек хочет улучшения отношений с США, с этого ему следует и начать». Муленар имел в виду встречу лидеров двух держав в Южной Корее в прошлом году.
Китайская правоохранительная система порой делает снисхождение осужденным. Канадец Роберт Шелленберг был приговорен к смертной казни за перевозку наркотиков. Но в январе Китай посетил глава правительства Канады Марк Карни. И как знак оттепели в отношениях между Канадой и КНР смертный приговор был отменен.

