0
289
Газета Стиль жизни Печатная версия

22.12.2025 18:29:00

Детские "чудеса" как результат работы множества промышленных шестеренок

О том, какие кукольные бизнес-модели и игрушечные социальные роли были популярны в прошлых столетиях

Тэги: пушкинский музей, выставка, августейшие, французская кукла 19 века, экономика производства, кукла малышка, наряды, аксессуары, инструмент воспитания, источник информации


241-8-2480.jpg
Кукла попадала на страницы журналов,
по которым судили о веяниях моды,
но она и сама часто становилась источником
информации о последних тенденциях
в разных индустриях.  Иллюстрация
из журнала «Вестник моды», 1887
Новый год – время чудес и подарков. Особенно для детей, мечтающих кто о кукле, которая умеет сгибать руки и ноги и владеет богатым «приданым» в виде нарядов, кто о конструкторе из разноцветных кубиков с пупырышками, предоставляющих почти безграничные возможности для создания новых вселенных. Так по крайней мере было во времена моего детства.

И только повзрослев, понимаешь, что каждое такое «чудо» – результат работы множества промышленных шестеренок, целых индустрий, имеющих свои красивые предыстории, миссии и ценностные ориентиры, но в конечном счете нацеленных на окупаемость продукции. Это и не хорошо, и не плохо – это данность, и вовсе не только сегодняшняя, ведь примерно так же было и в прошлые столетия.

Вот так, глядя через стекло – только это стекло не магазинной витрины, а музейной на выставке Пушкинского музея под названием «Августейшие. Куклы» (до 9 марта 2026-го) – на французскую куклу конца XIX века в платье с объемной вышивкой и кружевными вставками, держащую зонтик с набалдашником в виде головы таксы, начинаешь вдруг задумываться об экономике.

Об экономике прежде всего производства, не говоря уже о том, что в дальнейшем такие куклы становились предметом коллекционирования – тоже особый «рынок».

Итак, перед вами «бебе» (в переводе с французского – «малыш») – вид кукол, выглядящих как пятилетние дети или чуть постарше и обладающих полностью подвижным телом с детскими пропорциями. Впервые такая кукла появилась во Франции в конце 1870-х годов и сразу завоевала популярность, надолго потеснив конкуренток.

Конкуренцию тогда проиграли куклы-дамы, имеющие пропорции взрослой девушки: они были распространены в Европе до 1870-х годов.

241-8-1480.jpg
Детализация впечатляет: французская
 кукла-малышка конца XIX века на выставке
 «Августейшие. Куклы»
 (из собрания Дианы Панской). Фото автора
Стоит ли говорить, что после каждого поворота истории популярность одних видов кукол затухала, других – разгоралась с новой силой, и однажды вместо румяных наивных пупсов самой желанной куклой для девочек вновь стала знающая себе цену «дама» по имени Барби.

Но возвращаемся к «бебе», эпизоды из жизни которой описывает в Telegram-канале Doll stories сокуратор выставки, коллекционер Диана Панская (это стало изящной традицией Пушкинского музея, когда кураторы в своих каналах раскрывают любопытные детали об экспонатах, дополняя каталоги и этикетаж).

Успех кукол-малышек на парижской выставке 1878 года убедил фабрикантов в том, что такие игрушки отвечают потребностям времени, когда все внимание общества повернулось в сторону интересов ребенка. А затем, как пояснила Панская, идею куклы-малышки подхватили немецкие производители, конкурировавшие с французскими за рынок сбыта.

Тут же проявилась разница бизнес-моделей. Для ведущих французских производителей кукла была сродни бутиковому товару. Они считали, что куклы, будь то «дамы» или «бебе», должны изготавливаться из материалов высшего качества, наряжать их надо в роскошные эксклюзивные платья (шелк, кружево). И даже игрушечная посуда для них должна выпускаться, как и сервизы для взрослых, не только из фаянса, но и – для празднования особых случаев – из фарфора.

Все это значительно повышало стоимость. Кукла, особенно дополненная многочисленными дорогими аксессуарами, становилась признаком элитарности, чуть ли не семейной инвестицией, а затем и реликвией – играть с ней, скажем так, «в полную силу» не допускалось.

Немецкие же фабриканты, стремясь снизить издержки, выпускали как можно больше дешевых кукол со всей сопутствующей этому экономией, что тоже имело свой финансовый смысл – это позволяло масштабировать производство и получить хорошую прибыль с оборота.

Так что, видимо, неудивительно, что все самые невероятные экспонаты на выставке то и дело сопровождаются справкой об их в основном французском «происхождении»: от разнообразных шляпок и боннетов (чепчиков), кожаных перчаток, даже мини-боа в виде лисьей шкурки и до маленького пианино, кукольной, однако по-настоящему функционирующей швейной машинки, используя которую можно было сшить для любимицы новый наряд по выкройкам из специализированного журнала.

Но все-таки, справедливости ради, и немецкие производители тоже могли поразить – пример из Германии есть: игрушечная металлическая кухонная плита, на которой можно было приготовить вовсе не игрушечную еду, если разогреть ее (под присмотром няни) углями.

241-8-3480.jpg
У этих французских бульдогов пронзительный
взгляд. Фото предоставлено пресс-службой
 ГМИИ им. А.С. Пушкина
Наконец, у приобретенных семьями кукол, правда больше для интерьера, чем для «общения» с детьми, могли быть даже собственные игрушки – рекурсия в действии. В этом случае примером на выставке стала итальянская будуарная кукла Lenci более позднего периода – начала ХХ века, – изготовленная из прессованного войлока и одетая в навеянный «Русскими сезонами» наряд в русском стиле: на ней и кокошник, из-под которого торчат две косицы, и сафьяновые вышитые сапожки на каблуке.

В руках она держит свой игрушечный талисман по имени, как сообщается в кураторском блоге, Борис – это миниатюрный русский паренек в объемной шапке, прихвативший в путь-дорогу деревянную бутылку с надписью «vodka».

Что ж, каждый интерпретирует увиденное как посчитает нужным, но что этот пример правда доказывает – ни в коем случае не спешите, каждый экспонат нужно рассматривать долго, чтобы заметить все его особенности. Игру света и тени на «бисквитных» щеках (бисквит – фарфор, который после обжига не покрыли глазурью). Выражение глаз дергающих головой исхудавших французских бульдогов из папье-маше. Застывшие в витринах автоматоны – механические игрушки, готовые, если их запустить, шагнуть в «зловещую долину», описанную совсем уже в другую эпоху японским робототехником.

Каждый наряд, аксессуар или иной необходимый в кукольном быту предмет преподносился производителями и воспринимался приобретателями не просто как элемент детской игры, но и как инструмент воспитания (ребенку прививалась определенная социальная роль), как способ обучения (в частности, этикету) и как источник информации – допустим, о веяниях парижской моды или даже о технологических достижениях.

И кстати, на индустрии игрушек прошлых столетий, безусловно, сказывался в том числе технологический прогресс. Особенно заметным его влияние стало в производстве игрушек для мальчиков: им предлагались разнообразные вариации железных дорог, паровозов, автомобилей и иных технических новинок времени. 


Читайте также


В павильоне "Рабочий и колхозница" открылась выставка о саратовских символистах

В павильоне "Рабочий и колхозница" открылась выставка о саратовских символистах

Дарья Курдюкова

Волга с эпилогом

0
1000
В сияющем кубе произрастает африканский лес скульптур

В сияющем кубе произрастает африканский лес скульптур

Анастасия Башкатова

Заглянуть в двенадцать глаз ритуальной маски и пройти инициацию вслед за Пикассо и Матиссом

0
2083
 ВЫСТАВКА  "Саврасов и тишина"

ВЫСТАВКА "Саврасов и тишина"

0
1256
 ВЫСТАВКА  "Архетипы авангарда"

ВЫСТАВКА "Архетипы авангарда"

0
1162