0
945
Газета Печатная версия

28.04.2021 20:30:00

Мастер акварели и «художники-пачкуны»

Юбилеи книжных графиков в «Библиофильском улее»

Тэги: графика, библиофилы, коллекции, ню, иллюстрации, сеславинский


16-11-1480.jpg
«Голышки» ламповой копотью и изысканные
акварели. Афиша выставки
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения художницы, акварелистки, графика Анны Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) и 130 лет со дня рождения мастера книжной и журнальной иллюстрации, одного из основателей ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева (1891–1967). К этим двум датам было приурочено апрельское заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ), прошедшее в «Галеев-галерее», где открылась выставка, носящая название «Два юбилея – два собрания. Графические работы и книги из собраний Ильдара Галеева и Михаила Сеславинского». В двух небольших залах представлены гравюры, рисунки, акварели, книги, журналы, фотографии и архивные материалы.

Михаил Сеславинский подчеркнул, «что выставка получилась камерной и почти домашней, но творчество юбиляров представлено на ней достаточно полно и оригинально». Достоинство этой выставки не в том, что она претендует на всеохватность и академичность, а в особом, индивидуальном взгляде на жизнь и творчество этих замечательных художников. Акцент здесь сделан на нюансы, детали, интонацию, настроение, на все то, что обычно упускается из внимания в рамках крупных выставок.

Анна Остроумова-Лебедева предстает на ней не только как выдающийся мастер гравюры, но и как женщина, которая живет и творит в мире преимущественно мужском. Как отмечает Ильдар Галеев: «Писать картины на холсте, покрывать лист акварельным пятном – это одно, но резать инструментами деревянную доску, с усилием обрабатывать ее, работать на камне – это ведь другое. Штрих за штрихом, заливки черным тоном, архитектоника объема – гравюры у Анны Остроумовой-Лебедевой лаконичные, строгие, чувствуется в них законченность, немногословная гармония. Без лишней аффектации и драм».

Совсем иначе представлена на выставке фигура Владимира Лебедева. Происходящий из совершенно другой социальной среды, нежели Остроумова-Лебедева, получивший свое образование в частной художественной школе Михаила Бернштейна, откуда вышли, скажем, Вера Ермолаева и Николай Лапшин, он вынес из нее прежде всего мысль о неразделимости свободы между группами и направлениями, институциями и мэтрами. По словам Галеева, Лебедев никакой не лидер, не герой и не Бог. Текстов не оставил, манифестов не произнес. Нэпманская серия говорила о его таланте пересмешника, любимые всеми «голышки» (ню) ламповой копотью – о пластической необузданности, детские книги – о его претензиях и праве на эксцентрику. Жил как хотел, носил модные гетры, никому не кланялся. Лебедев получил идеологический нокдаун в 1936-м – после того, как его обозвали художником-пачкуном и уничтожили весь тираж его «Сказок, песен, загадок». Экземпляр газеты «Правда» со статьей «О художниках-пачкунах», а также один из чудом сохранившихся экземпляров этой книги из собрания Михаила Сеславинского можно увидеть на выставке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Минюст переключает на себя третейские споры

Минюст переключает на себя третейские споры

Екатерина Трифонова

Сферу частного арбитража будут превращать в государственную систему

0
1148
 Выставка "Словографика"

Выставка "Словографика"

0
1208
Запоздалая весна книги

Запоздалая весна книги

Елена Семенова

Андрей Щербак-Жуков

«Поехали!» с «Красной горы» на «Красную площадь»: две недели, три фестиваля

0
3841
У нас

У нас

0
810

Другие новости