0
2975
Газета Печатная версия

04.08.2021 15:32:00

Вампиры-масоны на Крымской войне

Еще одна легенда о бессмертных сверхсуществах

Тэги: фантастика, миф, история, легенда, вампиры, масоны, крымская война, оборона севастополя, адмирал нахимов, хирург пирогов, матрос кошка, даша севастопольская, александр III


29-14-12250.jpg
С.Г. Малиновски.

Гвардии майор.– М.: Т8. – 474 с.

Роман С.Г. Малиновски (Сергей и Галина Малышевы) – приквел к их произведению «Вечная история». Обе книги сходны стилистически и ментально, однако имеют и существенные отличия. «Вечная история» – роман современный, его действие разворачивается с 90-х годов ХХ века по наши дни. «Гвардии майор» уносит нас в события XIX века, Российской империи времен императора Александра II. Никто не отрицает, что все это – сродни современной мифологии. А мифологию нельзя назвать в полной мере фантастикой. О фантастике мы точно знаем: она вымышляется сознательно, и все понимают это и соглашаются принимать чудеса. Один из таких жанров фантастики – криптоистория – изображает реальность, внешне не отличающуюся от обычной истории, но показывающую незаметное большинству участие неких иных сил (пришельцев, магов и т.п.). В свете этого возникает желание поточнее определить жанр книги «Гвардии майор», которая, будучи историческим романом, так тонко пронизана фантастикой, что начинаешь задумываться: а вдруг на самом деле именно так и было? Действующие в книге сверхъестественные существа, обладающие если не бессмертием, то очень долгой жизнью, пронесшие историю человечества на собственных плечах, выглядят настолько естественно, что вполне можно себе представить: вампиры действительно существуют и серьезно влияют на истории. А почему бы не представить себе на миг, что изложенное в рассматриваемых книгах – истинная правда?

Во все века существовали тайные духовные, религиозные и военные организации, ордена, ложи. И всегда они вызывали у людей сильнейший интерес, мистический трепет, почтение и страх – именно из-за того, что их представители обладали способностями, превышающими обычные человеческие. А теперь давайте представим, что все они – вампиры. Ну, или хотя бы их руководители, плюс непобедимые воины, искусные политики и дипломаты.

Что получится тогда? Люди – мы сами – на фоне могущественных вампиров становятся существами второго сорта… как в корейских манхвах (комиксах и мультфильмах), где вампиры полностью захватили власть над миром, а люди для них всего лишь сосуды для крови, выращиваемые на специальных фермах.

Именно таковы у С.Г. Малиновски вампиры Ложи. Они дают понять, что их задача – власть над миром и полное подчинение людей. Люди для них – лишь источники крови и таковыми должны стать официально. Но нет! Отношение к людям вампиров Лиги отличается кардинально. Они с уважением относятся к человечеству в целом, а особенно к самым ярким, выдающимся его представителям. Цвет нации, самые умные, интеллектуально развитые люди знают о существовании вампиров, об их бессмертии и других необычайных возможностях – и сами могут примерять эту роль на себя. Выбор оставлен за ними, и немало людей от этого отказываются: кто «из принципов», кто из нежелания лишиться возможностей иметь детей, кто-то же потому, что не желает зависимости от своей общности. И снова мы сталкиваемся с диаметральным различием в отношении к этой зависимости вампиров Лиги и откровенно беспринципных вампиров Ложи. Лига, даже не имея возможности обойти эту зависимость, всеми силами делает ее для своих представителей целесообразной, деятельной, просветляющей: не получит никогда подчиненный вампир приказа, расходящегося с его личными принципами. У Ложи иначе – они и инициировать могут против воли, и заманить-окрутить-опутать, и уже с мнением того, кого заполучили, практически не считаться – лишь бы действовал на пользу Ложе и ее задачам. Вот так пересекается история и современный миф-фантастика романа «Гвардии майор» – и происходит это очень реалистично. Так каков же жанр этого произведения? Ближе всего роман к жанру «легенда».

Определившись с жанром, мы подходим к историческим событиям, описанным в произведении. Это прежде всего Крымская война и героическая обороне Севастополя. Это самые динамичные и волнующие страницы романа, полные реализма, и в то же время авторы щадят читателей, не описывая ужасы войны слишком натуралистично. С одной стороны, мы и так верим описываемым ярким образам защитников города: адмирала Нахимова, военного инженера Тотлебена (вампира, Магистра Лиги), знаменитого хирурга Пирогова и многих других. С другой стороны, мы не можем не осознавать, как же сильно люди любят легенды! Легендами и мифами овеяна оборона славного Севастополя. Героев обороны славят, осыпают наградами и почетом – и в то же время персонажи романа знают: «Эта оборона никому не нужна». Страна уже списала Севастополь, не интересуется им. Награды присылают, а вот хорошее оружие и снабжение – нет. Героев славят, но помощи ждать неоткуда. Показательна судьба героя обороны матроса Кошки. Впоследствии из него сделали икону, некий символ, который выставляли на парадах, с ним как с героем знакомили высшие чины и иностранных дипломатов. Даже удивительно, что в романе и он – вампир. Обычно вампиры предстают утонченными дворянами, а тут – простой малороссийский парень. И именно он становится пророком будущего прогресса: предсказывает и появление многозарядного оружия, и подводной лодки, и даже самолетов.

Один из самых сильных образов книги – княгиня Елена Голицына. С ее появлением произведение из легендарно-исторической хроники незаметно превращается в авантюрный роман. Опытная, неотразимая дама-вамп сталкивается с наивным неискушенным юношей, и именно эта его наивность и становится для нее неожиданностью. С одной стороны, он умом понимает, кто перед ним, а с другой – не способен противиться влюбленности в эту невероятно красивую и умную женщину. И это чувство сбивает искусительницу с толку. До самого последнего момента княгиня Елена верит, что наивный птенец пойдет за нею в огонь и в воду, но…

И все же, несмотря на то что авторы тонко погружают нас в темные помыслы княгини, в ее черную внутреннюю бездну, в которой холодным огнем вспыхивает только одно – жажда власти, – эта женщина не может не вызывать определенного сочувствия. В романе очень мало героинь положительных, которые могли бы противостоять привлекательности княгини Елены. Даша Севастопольская тоже, как и Кошка, скорее некий символ, ее образ куда более иконописен, идеален. Потому и ждешь, что с княгиней Еленой произойдет что-то – некая трансформация, если не раскаяние, то изменение линии поведения, идейной подоплеки. Что если из «чужой» она не станет «своей», то хотя бы ее душа-бездна просветлеет благодаря любви, очеловечится.

Третья часть книги погружает нас в жизнь императорского двора. Здесь повествование максимально приближается к историчности, ну, разве что на внутреннем уровне более интимно, чем нам рассказали бы о том же хроники. Вампиры здесь всегда рядом с царским домом, берегут его покой. Император и его первый наследник Николай масштабно мыслят – и этот тип мышления не всегда принимается окружающими. В том числе и вторым наследником, Александром III, который «недолюбливал вампиров». И первое, что сделал по восхождении на престол, – официально запретил деятельность масонских лож, в том числе истинной Ложи, а имеющихся при дворе вампиров отдалил, если не лишив влияния на ход истории полностью, то очень сильно оное ослабив. Впрочем, вампирам не привыкать: в разные века отношение к ним было различным – от поклонения, словно богам, до преследования, а потому… Авторы оставляют нас с загадкой. А значит, истории еще далеко до окончания. 

Симферополь



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1335
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
455
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
634
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
415

Другие новости