0
2285
Газета Печатная версия

25.05.2022 20:30:00

Профессор дразнил студентов

Верлибры и соло на фортепиано на вечере рано ушедших поэтов и композиторов

Тэги: поэзия, музыка, электронная музыка, терменвокс, арсений тарковский, давид самойлов, смог, митинги, самиздат, фортепьяно, бурятия, верлибр, союзпечать, милиция


В Культурном центре академика Д.С. Лихачева в рамках арт-проекта «Бегемот Внутри», возглавляемого Николаем Милешкиным, прошел вечер серии «Уйти. Остаться. Жить», посвященный рано ушедшим поэтам и композиторам. Милешкин рассказал об авторе второго тома антологии «Уйти. Остаться. Жить», бурятском русскоязычном поэте Намжиле Нимбуеве (1948–1971). Тонкий лирик, писавший по преимуществу верлибром, несмотря на ранний уход, оставил серьезное наследие: стихи, прозу, а также переводы на русский язык поэтов Бурятии и Монголии.

Композитор, музыковед Антон Ровнер рассказал про жизнь и музыку композитора Александра Филимонова (1995–2013), студента Колледжа имени Гнесиных по классу композиции профессора Юрия Воронцова. Преподаватель упоминал о своем ученике как о необыкновенно талантливом композиторе и показывал своим студентам в консерватории сочинения Филимонова, дразня их, что в колледже есть студент-композитор, до уровня которого им еще предстоит расти. Филимонов выбросился из окна, не достигнув 18 лет. Причиной этому, как говорят люди, его знавшие, были проблемы в семье. После него осталось девять сочинений для соло фортепиано и небольших камерных ансамблей, поражающих новаторством, изобретательностью и эмоциональной выразительностью. Все они были сочинены в течение последних трех лет жизни, большинство – в последний год. Пианистка из Японии, живущая в Москве, Саяка Такахаси исполнила два сочинения Филимонова для фортепиано – «Интермеццо» и «Пастораль», подчеркнув своим исполнением их выразительность и лаконичность.

Поэт, искусствовед Валерия Исмиева рассказала о московском поэте Сергее Морозове (1946–1985). Морозов сочинял стихи с раннего возраста, подростком занимался в литературном кружке Московского дома пионеров. В 1964 году он стал членом СМОГ (Самое молодое общество гениев). Морозов участвовал в нескольких выступлениях СМОГа, включая правозащитные митинги, его стихи печатались в самиздате, а также в эмигрантской периодике (журнал «Грани», 1965). Он учился в Московском государственном педагогическом институте, окончив его с отличием, служил в армии под Новокузнецком, работал в милиции в Норильске и в «Союзпечати». В 1960-х выступал в различных литературных объединениях, посещал курсы Арсения Тарковского и Давида Самойлова при Союзе писателей. Хотя в раннем возрасте у него были публикации, с 1970-х годов его стихи нигде не публиковались, за исключением одного стихотворения в журнале «Студенческий меридиан» в 1976 году. В 1985 году Морозов бросился с балкона своей квартиры. Перед смертью поэт собрал все свои стихи, написанные с 1965 года, в семь рукописных сборников. Со второй половины 1980-х они стали публиковаться в журналах, вышла отдельная книга. Стихи Морозова отличаются четким прозрачным слогом, философской рефлексией и в то же время эмоциональной экспрессией, порой трагической.

Музыковед, музыкальный критик Юлия Дмитрюкова рассказала о своем покойном муже, московском композиторе Валерии Белунцове (1969–2006). Белунцов – автор более 600 академических музыкальных произведений, а также популярных песен и сочинений в жанре электронной музыки. Композитор начал сочинять в раннем возрасте и уже тогда создавал яркие, зрелые сочинения. Он обучался композиции в классе Тихона Хренникова, затем – электронной музыке в студии московской консерватории «Термен-центр», руководимой в 1990-х Андреем Смирновым. Белунцов создал целый ряд выразительных электронных сочинений, а также написал несколько книг-руководств по сочинению электронной музыки. Вокально-инструментальные сочинения Белунцова написаны в классическом стиле, авангардные направления были чужды композитору. Также Валерий написал несколько сочинений для терменвокса соло или для ансамблей, включающих этот инструмент. Пианистка Ольга Табачник исполнила цикл фортепианных сочинений «Маскарад», сочиненный композитором в 1979–1981 годах, когда ему было 10–12 лет. Этот цикл обладает диатоническими гармониями с немногочисленными яркими вкраплениями диссонантных интервалов, контрастной изобразительностью и непосредственностью выражения. Написанное композитором в детском возрасте, оно поражает зрелостью музыкального мышления.

Формат, подразумевающий сопоставление творчества рано ушедших современных поэтов и современных композиторов, представляется очень важным, и арт-проект «Бегемот Внутри» планирует продолжать подобные вечера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1327
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
979
Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
454
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
462

Другие новости