0
6916
Газета Печатная версия

22.06.2022 20:30:00

Не благодаря, а вопреки

Арслан Хасавов о цельных людях и о книге, в которой сошлись Александр Архангельский и Александр Проханов, Виктор Садовничий и Сергей Степашин

Тэги: пресса, педагогика, интервью, образование, александр архангельский, александр проханов, учительская газета, журналистика, политика, менеджмент, гум, университет

Полная online-версия

пресса, педагогика, интервью, образование, александр архангельский, александр проханов, «учительская газета», журналистика, политика, менеджмент, гум, университет Книга в отличие от безразмерного интернета – законченный проект. Ян Вермёлен. Натюрморт с книгами, глобусом и музыкальными инструментами. Около 1660. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага (Нидерланды)

Арслан Дагирович Хасавов (р. 1988) – писатель, главный редактор «Учительской газеты». Родился в Ашхабаде (Туркменистан). Окончил Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, магистратуру НИУ «Высшая школа экономики» по программе «Менеджмент в СМИ», аспирантуру РАНХиГС при президенте РФ. Публиковался в ведущих российских СМИ, в толстых литературных журналах, работал на радиостанции «Маяк» и Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Автор книг «Смысл» (2010), «Отвоевывать пространство» (2015), «Лучшая половина» (2017), «Диалоги о главном» (2022). Лауреат Премии правительства РФ в области СМИ, литературной премии «Дебют». Удостоен почетного знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член Общественного совета при Министерстве просвещения России, оргкомитетов всероссийских конкурсов «Учитель года России» и «Успешная школа», директор АНО «Центр развития школьной журналистики «Школьный пресс-центр»


Образование – понятие обширное. Оно включает, собственно, все стороны жизни. А литература, с чем вряд ли кто поспорит, стоит у педагогов в первом ряду. Недавно у главного редактора одного из старейших российских образовательных изданий – «Учительской газеты» – Арслана Хасавова вышла книга «Диалоги о главном». О ее героях, способных подать пример молодым, с Арсланом ХАСАВОВЫМ поговорил Глеб БОГАЧЕВ.


– Арслан Дагирович, представьте, пожалуйста, читателям вышедшую книгу.

– Прежде всего благодарю редакцию «НГ-Exlibris» за проявленный интерес! Сборник «Диалоги о главном» объединил под одной обложкой мои авторские интервью, выходившие в последние годы в «Учительской газете». Среди героев книги – профильные министры, ректоры ведущих вузов, ученые, политики, спортсмены, артисты и общественные деятели. Все они – яркие, энергичные и успешные в разных сферах люди, представители различных поколений и взглядов, чей жизненный опыт, полагаю, переплетается в замысловатый узор динамично меняющейся жизни. Тема образования и науки пусть и не центральная для многих из этих текстов, но является связующей нитью сборника. Книга вышла в одном из старейших российских издательств и, насколько я знаю, уже начала поступать в широкую продажу.

– Какие главные правила в жанре интервью вы для себя выработали? Чего делать категорически не стоит, а что считаете для себя обязательным?

– Думаю, что не открою большой тайны, если скажу, что критически важно умение слушать и слышать своего героя. И речь здесь не столько про хорошую подготовку (без нее, конечно, тоже никуда), но скорее про необходимость попытаться показать спикера таким, какой он есть. К примеру, иногда бываешь не согласен с какими-то из высказываемых собеседником позиций. В этом случае задача интервьюера, на мой взгляд, не затевать спор, а показать читателям героя со всеми его плюсами и возможными заблуждениями. Конечно, не стесняясь при этом задавать неудобные и острые вопросы.

Очевидно, что для интервью должен быть некий общественно-значимый информационный повод. Профессиональный праздник, дата – например, годовщина каких-то событий, юбилей или, как в нашем случае, выход книги.

Важно с самого начала попробовать расположить к себе собеседника, начать выстраивать диалог с чего-то кажущегося не очень обязательным. Если интервьюер заранее согласовывал вопросы, нужно в самом начале предупредить о каких-то возможных отступлениях от списка, чтобы в процессе общения это не стало неприятным сюрпризом.

О том, что нельзя опаздывать на встречу и других прописных истинах, актуальных в рамках любого делового общения, – говорить не буду. Нередко гости бывают многословными и чрезмерно обстоятельными. Автору, на мой взгляд, нужно хотя бы в общих чертах представлять конечный текст, его примерный объем в количестве знаков, чтобы четко вести беседу.

– Был ли у вас опыт неудачных интервью? Например, для меня таким был разговор в 2011 году с известным поэтом. Тогда она написала, что интервью – высокое искусство и волшебное действо. И упрекнула, что слишком поспешно собрал вопросы. А у вас были такие интервью, после которых захотелось собраться и готовиться уже по-иному?

– Наверняка были, но я о них не помню. Иногда случается, что у журналиста и его героя что-то не ладится. Это всегда видно по тексту – чуда не случается, само интервью нередко выходит поверхностным, ничем не отличающимся от сотен других. При этом профессионалу всегда понятно, связано ли это с плохой подготовкой интервьюера. Мне, как вы понимаете, приходится много работать с текстами своих коллег по «Учительской газете».

Что касается моей собственной подготовки к интервью, то, конечно, это занимает очень много времени. Порой мне кажется, что к моменту встречи со спикером я знаю о нем все, что он когда-либо говорил в публичном пространстве. Кроме того, я нередко опрашиваю друзей и коллег героя, чтобы как можно лучше представить его образ.

Помню, как готовился, например, к интервью с министром просвещения России (на тот момент), а ныне президентом РАО Ольгой Васильевой. Вы наверняка можете себе представить количество и качество интервью, которые Ольга Юрьевна давала. Я отсмотрел, прослушал и прочитал все, что было хоть сколько-нибудь важным, потратив на это почти полтора месяца. И было видно, что она это заметила и оценила.

Глубокая проработка вопросов позволит избежать повторов многократно сказанного, и как следствие – раздражения спикера, а результат такой работы неизбежно заинтересует читателей. Кроме того, я стараюсь не брать интервью у героев, которые мне неинтересны. Подготовка в данном случае – пусть сложная, но все-таки интересная часть этой работы. А после того как встреча состоялась, предстоит расшифровка записи, сокращение необязательных фрагментов, редактирование и процедура согласования текста, прохождение производственного цикла в издании, прежде чем материал появится в газете и на сайте.

Все описанное относится к интервью, которые мы готовим при личной встрече, по телефону или в формате видеоконференции. Это гораздо сложнее, чем просто выслать список вопросов и ожидать письменных ответов на них.

– Вы – главный редактор известнейшего образовательного издания. Что дала вам практика в нем? Помогла ли развитию как журналиста?

– В «Учительской газете» сильная и профессиональная команда, причем не только из числа непосредственно творческих сотрудников, но и тех, кто нередко остается «за кадром». Кроме того, у газеты сильные – без малого вековые традиции. Я возглавляю издание вот уже почти четыре года, и за это время мы прошли и продолжаем проходить длинный путь, на котором случается всякое. Это касается в том числе и персонального состава нашего достаточно большого коллектива – часть наших коллег работает в издании на протяжении нескольких десятилетий, другая появилась в газете по моему приглашению.

Регулярное взаимодействие с коллегами, обсуждение выходящих материалов, позволяет каждому из нас расти над собой. Значительная часть моего рабочего дня занята решением вопросов, не связанных с творческими процессами внутри издательского дома. Здесь на первый план выходят менеджериальные навыки, способность к управлению персоналом, возможности и желание выстраивания отношений с ведущими спикерами, источниками, органами государственной власти и так далее. Многому из этого я научился на магистерской программе НИУ «Высшая школа экономики» «Менеджмент в СМИ» и в аспирантуре Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ. С благодарностью вспоминаю каждого, кто прямо или косвенно помогал мне в профессиональном развитии.

Возвращаясь к навыкам интервьюера, стоит сказать, что, наверное, определенный рост связан не в последнюю очередь со спикерами, возможность общения с которыми появилась после того, как я стал главным редактором одной из старейших российских газет.

Еще один важный аспект в этом развитии – консультации, в которых ни разу не отказал многолетний главред издания, а ныне председатель редакционного совета нашей газеты – Петр Положевец. Это настоящий мастер пера, который в сложных ситуациях может дать, как потом оказывается, – единственно верный совет.

К слову, в начале года Распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина нас с Петром Григорьевичем наградили Премией правительства РФ в области СМИ с формулировкой «за большой вклад в сохранение лучших традиций педагогической журналистики, просветительскую деятельность и реализацию новых проектов».

– В предисловии вы пишете: «Мне бы хотелось, чтобы мои собеседники стали вашими и, как бы парадоксально это ни прозвучало, поддержали в наше непростое время». Кто из ваших собеседников способен поддержать читателя именно в нынешней общественной ситуации? И чем именно?

– Профессия журналиста уникальна среди прочего и тем, что открывает двери кабинетов людей, представляющих различные профессии, сферы деятельности, несущих различный опыт. Некоторые коллеги отметили, что на обложке «Диалогов о главном» пересекаются люди, которые, возможно, даже не подали бы друг другу руки. Каждый из них – например, Виктор Садовничий или Сергей Степашин, Лео Бокерия или Евгений Касперский, Александр Архангельский или Александр Проханов – люди, сумевшие внести значительный вклад в развитие нашего общества, преуспевшие в своих областях. Это люди, реализовавшие свой потенциал, сумевшие, скажем так, «сделать себя», порой не благодаря, а вопреки обстоятельствам и временам.

– Кто из героев вашей книги произвел особое впечатление в мировоззренческом смысле?

– Самое первое интервью в этом сборнике датируется 2018 годом, когда мне было тридцать лет, мировоззрение в общих чертах было сформировано. Тем не менее меня всегда впечатляли и впечатляют цельные личности. Люди, которые умеют не только преобразовать свою жизнь и жизнь своих близких, но и реализовывать масштабные проекты, влияющие на развитие общества. Конечно, это невозможно без сумасшедшей работоспособности, смелости идей, порядочности и, что важно, оптимистического отношения к жизненным обстоятельствам.

После общения с такими людьми понимаешь, как важно не жалеть себя, продолжая движение к поставленным целям.

– В рамках фестиваля «Красная площадь» прошла презентация вашего сборника. А что вы сами думаете о движении формата? Сейчас явно более востребованы видео – в связи с этим не думали ли создать YouTube-шоу и имеет ли еще актуальность бумажная книга?

– Начну с последнего. Мне кажется, об актуальности бумажной книги и конкретнее обсуждаемого сборника интервью говорит количество собравшихся на презентации. По словам организаторов, в Демонстрационном зале ГУМа было около двух сотен человек, и это притом, что попасть на эту площадку случайно практически невозможно – надо знать, куда и зачем ты идешь. Плюс это лето, суббота, дачный сезон. Я имел возможность пообщаться с гостями после презентации. Среди них были и совсем еще юные журналисты-старшеклассники, их руководители и маститые коллеги, преподающие на профильных факультетах ведущих московских вузов. Кроме того, книга в отличие от безразмерного интернета – законченный проект или продукт (назовите, как вам больше нравится). Об этом на презентации говорила и декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО Елена Вартанова, назвав этот сборник хроникой отечественного образования и культуры. Не стоит забывать и о литературоцентричности российского общества. Думаю, вы согласитесь, что книга в нашей стране носит еще и сильное символическое значение.

О создании YouTube-шоу я, честно признаюсь, не задумывался. Это, к слову, притом что мне самому порой приходится выступать в теле- и радиопрограммах. Важно, на мой взгляд, чувствовать себя органичным в том, чем занимаешься.

До «Диалогов о главном» у меня выходил сборник эссе «Отвоевывать пространство», удостоенный премии «Дебют». Были и книги прозы, другие публикации. В них, как и в «Учительской газете», я чувствую себя на своем месте.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Елена Герасимова

Приоритет отдан специальностям, способствующим технологическому лидерству

0
986
Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.06.25

0
2303
"Старая гвардия" Жириновского самораспустилась

"Старая гвардия" Жириновского самораспустилась

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Возможное исключение Нилова подчеркнет новую роль партии Слуцкого

0
2257
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Геннадий Петров

Президент США, не добившись желаемых результатов, объявил об окончании боевых действий

0
2144

Другие новости