Виктор Курочкин – особый, самый светлый, чистый писательский голос военного поколения.
Марка «Почты России». 2023
Одно из главных достоинств «лейтенантской прозы» (Виктор Некрасов, Юрий Бондарев, Борис Васильев и другие) – душевная, эмоциональная документальность. Люди, прошедшие войну, пытались разобраться в себе – что они принесли из тех мест, откуда не возвращаются. По крайней мере прежними. Здесь не до желания кому-то понравиться или «идеологической составляющей». Другими словами, уже на этапе возникновения авторского запроса «лейтенантская проза» несла в себе многое из лучшего, что содержит в себе литература вообще.
Классический пример «лейтенантской прозы» – небольшая повесть Виктора Курочкина (1923–1976) «На войне как на войне». Впервые она была опубликована в 1965 году, 60 лет тому назад, в журнале «Молодая гвардия». Ее главный герой – младший лейтенант Малешкин написан с натуры. Отчасти это гвардии лейтенант Иван Кошелкин, которому посвящена повесть, – командир СУ-85 (самоходной артиллерийской установки), погибший в феврале 1945 года. Но каждый, кто видел фото самого Курочкина военных лет, даже по внешнему виду поймет, что «маленького, пухлогубого» Саню Малешкина автор-орденоносец, командир такой же самоходной установки, писал в первую очередь с себя.
Из стенограммы выступления Курочкина на приеме в Союз писателей: «…участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины, форсировал Днепр в районе Канева, участвовал в боях за Киев. Шел до тех пор, пока не был ранен».
Курочкин – особый, самый светлый, чистый писательский голос военного поколения. Не в последнюю очередь потому, что видел и войну, и то, что происходило вокруг нее: перед тем как воевать, подростком шлифовал зенитные снаряды на заводе, страдал от голода в блокадном Ленинграде.
Правда войны в повести Курочкина даже не с первых строк, а с названия выстраивается в определенную философию. Война как особый тревожный мир со своими законами. Не всегда понятными даже тем, кто воюет – неделями, месяцами, годами. Война как форсирование отдельной человеческой и в целом народной судьбы. Когда вопрос о будущем народа находится в прямой зависимости от того, сколько человек готово отдать жизнь ради него. Война как добровольная жертва – человек готов отдать жизнь за Родину. И одна из идей повести, вынесенная в название: он отдаст ее в свой срок и необязательно в сражении. Малешкин, герой войны, побывавший в единственном настоящем бою, убит во время ужина от осколка случайной мины.
А до этого, в самом начале повести, его самоходка выведена из строя осколком случайного снаряда. Ее отправили на ремонт, и Малешкин «все это время сидел около пустого корпуса своей самоходки. За это Пашка Теленков присвоил ему звание «корпусного генерала». Оно так прилипло к Малешкину, что теперь редко кто называл его младшим лейтенантом». В конце повести смерть Малешкина продолжает цепь «случайностей». «Беззубцев... надрывно, хриплым голосом закричал: «За смерть товарища! По фашистской сволочи! Батарея, огонь!» Залп всполошил немцев. Они открыли по Кодне суматошную стрельбу».
Поэтому на войне – особенно – «нельзя желать того, чего не знаешь», поэтому фронтовая жизнь учит «в первую очередь – не торопиться» и так далее. Война собирает жертвы в определенный для каждого срок. И не только где хочет: «Саня увидел тридцатьчетверку с обгоревшим танкистом. Малешкину показалось, что на башне сидит веселый негр и, запрокинув назад голову, заразительно хохочет, а чтобы не упасть от смеха, держится за крышку люка». Но и как хочет: «...поперек дороги лежало что-то темное, бесформенное. Саня не успел рассмотреть, как самоходка накрыла его. А когда оглянулся, то с трудом распознал человеческое тело. По нему, видимо, прошло не меньше сотни танков и раскатало, как блин».
Война собирает жертвы не только с людей, но и с природы. «Лес этот младший лейтенант Малешкин... считал ни с чем не сравнимым убожеством. Немецкие летчики и артиллеристы так его обработали, что он просматривался насквозь – и с боков, и сверху». Война возвращает человека к Богу. Прежде всего через близость смерти, особенно если она не героическая, а какая есть. Например, в самоходке случайно выпала чека из гранаты. И эту гранату надо достать. «Малешкин почувствовал, что немеет от страха. «Господи, помоги!» – прошептал гвардии младший лейтенант Малешкин и спустил ноги в люк, как в могилу».
С той же степенью «случайности» писатель Курочкин в одноименном художественном фильме, снятом по его повести, где он выступает одним из авторов сценария, играет роль... не Малешкина, не его сослуживца, не командира, не солдата... а старика, читающего над покойным Псалтырь.
![]() |
Повесть вышла в 1965 году. А в 1968-м была экранизирована. Кадр из фильма «На войне как на войне». 1968 |
Люди не идеальны. «Редко увидишь, чтоб офицер на отдыхе читал книгу. «Малешкин, почему ты ничего не читаешь?..» Саня закусил губу, опустил голову и до тех пор не поднимал, пока Овсянников не кончил обличать его в невежестве, неряшливости и еще во множестве пороков, которые полковник Овсянников знал наперечет». И в ком больше любви к своему неидеальному соотечественнику – брату по оружию, к родным, что остались дома... – тот и победил. «Малешкину хотелось сказать Щербаку что-нибудь доброе, теплое, но подходящих слов не находилось. И он сказал: «Ты бы хоть рожу помыл. А то ведь ужас на кого ты похож».
Поэтому отрицательных героев в этой повести очень немного. Немцы вне оценки, а среди своих это исключительно те, кто к боевым действиям отношения или вообще не имеет (например, майор Дядечка, «чмошник проклятый»; ЧМО – части материального обеспечения, чудят, мудрят, обманывают), или пока не имеет (командир батареи Сергачев): «Вы недавно на фронте? А до этого где служили?» – как бы между прочим спросил полковник Басов. Сергачев побледнел и растерялся: «В Нижнем Тагиле. В учебном полку».
Как во всей «лейтенантской прозе», в повести Курочкина слышна совершенно непонятная, казалось бы, ностальгия. По страшным, тяжелым, кровавым временам, где один бой, один день оправдывал так и не прожитую или прожитую когда-нибудь после долгую человеческую жизнь. Потому что все-таки победили. Эту победу одержали, конечно, пушки, танки и самолеты, конечно, солдаты, конечно, генералы, но прежде всего – люди. Такие, как мы, только лучше.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать