0
8644
Газета Печатная версия

14.05.2019 17:38:00

Создатель – в альтернативной реальности

Восприятие акта творения через органы чувств насекомых

Наталия Холмогорова

Об авторе: Наталия Леонидовна Холмогорова – публицист, переводчик.

Тэги: александр храмов, эволюция, дарвин, креационизм, адам, бог, биология


8-15-2_a.jpg
Александр Храмов. Обезьяна
и Адам. Может ли христианин
быть эволюционистом? –
М.: Никея, 2019. – 213 с.
Книга «Обезьяна и Адам» ставит амбициозную задачу: разрешить спор, уже полтора столетия сотрясающий все христианские церкви, в том числе и православную – спор об эволюции. Как совместить библейский рассказ о сотворении мира с современными научными данными, рассказывающими о развитии Вселенной, Земли и жизни на ней в течение миллионов и миллиардов лет?

Автор книги Александр Храмов – выпускник биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН. За плечами у него более 20 публикаций в научных журналах. Однако чтобы прочесть и понять его книгу, не обязательно иметь естественнонаучное образование. Несмотря на серьезную научную «подкладку» и на обилие обращений к мыслителям прошлого, Храмов пишет просто, живо и увлекательно, доступно для любого грамотного читателя.

И по существу его книга носит не столько естественно-научный, сколько богословский характер. Для векового спора креационистов и эволюционистов Храмов предлагает остроумное решение, которое не столько дает ответ на их вопросы друг к другу, сколько снимает сам предмет спора.

Позиции обеих сторон в самом деле выглядят не слишком убедительно. Верующие (теистические) эволюционисты утверждают, что Бог творит мир через эволюцию; что реален именно наш мир, начавшийся с Большого взрыва, а библейский рассказ о сотворении мира и человека следует понимать как притчу или символ. Но при таком понимании размываются и обессмысливаются важнейшие догматы христианства: о грехопадении, изгнании из рая, спасении. Если мир и человек в целом таковы, какими задумал их Бог, то и спасаться не от чего! Кроме того, трудно представить себе, что известный нам мир – жестокий, безжалостный мир, построенный на взаимном пожирании, где сами законы природы обрекают неисчислимое множество живых существ на муки и смерть, – вышел напрямую из рук благого, любящего Бога.

Что же до креационистов – это течение мысли, зародившееся среди американских протестантов-фундаменталистов, стремится согласовать научные данные с буквально понимаемым библейским рассказом о творении и отвергает те данные, что согласовать не удается. Результаты чаще всего выходят странные и натянутые и нередко вызывают справедливые насмешки. В наше время, пишет Храмов, для человека с естественно-научным образованием не может быть сомнения, что известные нам формы жизни возникли именно в результате эволюции, и отнюдь не за шесть дней.

Но вот вопрос: точно ли наш мир – единственный, и формы жизни в нем – единственно возможные? И точно ли на первых страницах Книги Бытия речь идет именно о нашем мире?

Концепция, предлагаемая Храмовым (он называет ее «альтеризмом»), знакома тем, кто изучал богословие и читал греческих отцов Церкви, но для светских людей может прозвучать неожиданно. Вот ее суть: библейский рассказ о творении и грехопадении нет нужды «согласовывать» с имеющимися у нас сведениями о геологических периодах или о жизни питекантропов, поскольку речь в нем идет об иной реальности. Райской реальности, существовавшей до грехопадения, в которой и природа с ее законами, и живые существа, и неживая материя, и даже само пространство и время были иными. Совершенно иными были и люди.

Тот человек, которого мы знаем, – «голая обезьяна», разумное животное, встроенное в эволюционную цепочку, подчиняющееся законам биологии и физиологии, – возник уже после грехопадения. Обитатели рая не старели, не болели, не нуждались в пище и питье, не размножались привычным нам образом. Бестелесными духами они не были – но тела их были иными по своей природе, невозможными и непредставимыми для нас нынешних.

Именно такие люди отдыхали в тени райских древ, вкушали сладчайшие плоды, повелевали животными – также совсем не похожими на нынешние растения и нынешних животных. И весь рассказ о творении мира и о грехопадении – о той, иной реальности.

Весь наш мир, от начала и до конца, каким мы его знаем, – плод грехопадения; он почти безнадежно изуродован, все в нем как бы отвернулось и от человека, и от Бога. «Наша вселенная устроена так, как если бы Бога не было», – пишет Храмов. Поэтому, продолжает он, наивны претензии познать Бога через изучение природы: падшая природа может дать нам представление самое большее о далеком равнодушном Боге деистов или о злом Демиурге гностиков. Любящий Бог, желающий вернуть человеку и всему миру его истинное достоинство и красоту, познается лишь через Откровение.

И этого мало: иная, райская реальность продолжает существовать бок о бок с нашей, иногда прорываясь в нашу – например, в чудесах или в жизни святых. Где-то там, за пределами пространства и времени, быть может, обитают и наши нетронутые тлением «двойники», чуждые эволюции и неразрывных с ней страданий и смерти; и мы воссоединимся с ними после конца мира…

Очевидно, что райскую реальность, живущую по неведомым нам законам и непредставимую для падшего человеческого ума, невозможно постичь средствами логики или научного эксперимента. А единственный доступный нам мир, умопостигаемый и изучаемый наукой, нет нужды «согласовывать» с Откровением: это просто другое и о другом.

Красивое решение. Однако у скептически настроенного человека оно, безусловно, вызовет вопросы. И главный из них: с какой стати умножать сущности, придумывая какой-то непостижимый параллельный мир рядом с нашим? Не проще ли предполагать, что наш мир – единственный, и ориентироваться только на действительность «как она есть»?

На это автор дает остроумный, пусть и не вполне убедительный ответ, в сущности, восходящий к «пари Паскаля». Нет никаких гарантий, говорит он, что воспринимаемый нами мир реален. И наше чувственное восприятие, и разум – продукты эволюционного процесса. Они помогают нам выживать – но точно ли показывают нам действительность «как есть»? Приводя впечатляющие примеры из жизни насекомых, Храмов показывает, что органы чувств могут безнадежно нас обманывать. И если уж у нас нет способа проверить, как на самом деле устроен мир, кому лучше доверять: равнодушной, безжалостной природе – или Существу, которое утверждает, что любит нас и хочет нам помочь?

Книга Александра Храмова – из тех, что заставляют задуматься. Не со всем в ней можно согласиться; но побуждать к размышлениям и поиску ответов – главная задача хорошей книги. «Обезьяна и Адам» – добротный апологетический труд, написанный легко и увлекательно, из тех, что интересны и верующему, и неверующему читателю. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бога почему-то нет, но любовь есть

Бога почему-то нет, но любовь есть

Никита Сунгатов

0
490
Человек как скороварка, искусство как аварийный клапан

Человек как скороварка, искусство как аварийный клапан

Ирина Осинцова

В театре мы смеемся и плачем над иллюзией, но слезы-то у нас настоящие

0
2617
Бог свидетель – правду говорю

Бог свидетель – правду говорю

Константин Кедров-Челищев

Маяковский, Пушкин, Голем и другие творческие люди

0
1200
На дне океана обитают существа, которые останутся, даже если на поверхности планеты жизнь исчезнет

На дне океана обитают существа, которые останутся, даже если на поверхности планеты жизнь исчезнет

Иван Сапрыкин

Океанология – технологичная наука

0
8640

Другие новости