0
7429
Газета Печатная версия

18.01.2022 15:58:00

РПЦ устроила в Европе «брак карпа и кролика»

Почему рассорились Парижская архиепископия и Зарубежная церковь

Тэги: русская православная церковь зарубежом, рпцз, парижская архиепископия, иоанн реннето, раскол, зарубежники


русская православная церковь зарубежом, рпцз, парижская архиепископия, иоанн реннето, раскол, зарубежники Митрополит Иоанн (Реннето) получил грамоту о восстановлении единства своей архиепископии с РПЦ из рук патриарха Кирилла в 2019 году. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Архиерейский собор РПЦ, перенесенный с ноября 2021 года на конец мая 2022 года, как было объявлено, из-за коронавирусной пандемии, может пройти без представителей Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). У последней еще в конце 2020 года обострились отношения с Парижской архиепископией, и делегаты Зарубежной церкви теперь не желают пересекаться в Москве с главой французской православной структуры митрополитом Дубнинским Иоанном (Реннето). В декабре 2021 года в Нью-Йорке состоялось заседание Синода РПЦЗ, в ходе которого епископ Лондонский и Западноевропейский Ириней (Стинберг) заявил о «неканонических действиях» митрополита Дубнинского. Еще в начале 2021 года он запретил подчиненному ему духовенству в Англии сослужить с клиром архиепископии. А в конце ноября другой иерарх РПЦЗ, митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) также наложил вето на общение своего духовенства со священнослужителями бывшего некогда под омофором Константинополя русского экзархата, недавно перешедшего в РПЦ, из-за того, что эта европейская «юрисдикция нарушает каноны на каждом шагу».

В Московском патриархате к ссоре зарубежных учреждений отнеслись со спокойствием. Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) в начале декабря выразил надежду на «преодоление трудностей в общении между Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) и Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции с центром в Париже». «Я не хотел бы входить в детали этого конфликта, потому что это не относится к сфере моей компетенции и к сфере служебной ответственности Отдела внешних церковных связей. Но я надеюсь, что те трудности временного характера, которые возникли, будут преодолены путем переговоров», – заметил церковный дипломат. А вот руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской патриархии, патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк), куратор обеих конфликтующих структур, признался, что между организациями «действительно существуют небольшие шероховатости». «Это связано с тем, что, воссоединившись с Русской православной церковью несколько лет назад, архиепископия теперь осуществляет свое служение наряду с другими структурами Московского патриархата в Западной Европе», – заметил Севрюк. «Для того чтобы эти шероховатости в отношениях Зарубежной церкви и Парижской архиепископии сгладить, предпринимаются определенные шаги. В том числе имеют место братские встречи между представителями архиепископии и Зарубежной церкви, где все эти шероховатости обсуждаются. Надеемся, что везде, где есть какие-то недопонимания, будут найдены правильные способы решения».

Константинополь как раздражитель

Шероховатости и трудности, о которых говорят московские архиереи, намного серьезнее, чем хотели бы их представить в РПЦ, пояснил в беседе с «НГР» докторант школы теологии и религиоведения Тартуского университета (Эстония) Андрей Шишков. «В РПЦЗ в принципе есть общее недовольство действиями митрополита Иоанна, поскольку он демонстративно не хочет порывать с Константинополем. Недавно он присутствовал на интронизации нового митрополита Галльского (Константинопольский патриархат. – «НГР»), чем всех удивил. Этим были недовольны не только в РПЦЗ, но и в экзархате Московского патриархата. Можно вспомнить и то коммюнике о сотрудничестве, которое было подписано год назад с Галльской митрополией и тогдашним ее главой митрополитом Эммануилом Адамакисом. Дело в том, что в европейских странах взаимодействие религиозных организаций с государством проходит через епископские конференции или ассамблеи. Когда Московский патриархат разорвал отношения с Константинополем, он приостановил свое участие во всех этих организациях. Между тем не во всех странах ему удалось добиться прямого контакта с государственными органами. А это достаточно серьезный вопрос, касающийся и образования, и военных капелланов. И я предполагаю, что митрополит Иоанн стремится поддерживать общение с Константинопольским патриархатом еще и потому, что не хочет терять возможность участия в этих ассамблеях. Вероятно, у архиепископии есть проблемы, которые необходимо решать с государством и для этого требуется участие в этих конференциях. Такое поведение в отношении Константинополя всех сильно раздражает. А поскольку РПЦЗ настроено не просто консервативно, а ультраконсервативно, то поступки митрополита Иоанна действуют на них как красная тряпка на быка».

Несмотря на то что в РПЦ не всегда довольны решениями главы Парижской архиепископии, московскому священноначалию пока приходится их принимать. «В Москве воссоединение с архиепископией подается как историческое событие, великое воссоединение церквей, завершение процесса объединения русских частей церкви за рубежом, которое организовал патриарх Кирилл. Предыдущее объединение было при патриархе Алексии II, и ключевую роль там играл вовсе не нынешний патриарх Кирилл, который тогда был главой ОВЦС, а Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский. Поэтому сейчас предъявить что-то митрополиту Иоанну невозможно, потому что он точно так же, как легко вышел из Константинопольского патриархата и перешел к «москвичам», сделает подобное еще раз: выйдет из Московского патриархата, заберет с собой все приходы и перейдет, например, к румынам. В этом смысле он чувствует себя в безопасности», – считает Шишков.

Напомним, что в 2019 году вместе с Реннето под омофор патриарха Московского и всея Руси Кирилла перешло порядка 60 приходов во Франции, Германии, Италии, Великобритании, Скандинавии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурга.

Казус Сименса

Кризис между православными духовными центрами в Париже и Нью-Йорке разразился после того, как 17 декабря 2020 года Реннето принял в число клириков архиепископии греко-католического священника Иакова Сименса, служившего в Уэльсе. В состав православного клира священнослужитель вошел без перерукоположения, сохранив свой сан. Сименса в Англии называют «церковным прыгуном». За 15 лет служения он поменял несколько конфессий. Вначале был англиканским священником, затем – греко-католическим. В интервью, опубликованном на сайте orthochristian.com в конце 2020 года, он сообщил, что захотел принять православие, еще будучи священником Англиканской церкви и проживая в Канаде, благодаря тесному общению с клириком Православной церкви в Америке (ПЦА). Мысли о православной вере не покидали его и тогда, когда он переехал жить в Англию и перешел в Украинскую греко-католическую церковь. К этому его «вынудила среда»: жена была из Западной Украины, и их дети общались с ровесниками из украинской диаспоры. «Я должен был сделать этот шаг. Я искренне верил – и это был выигрышный аргумент, если можно так выразиться, – что можно быть православным в общении с Римом. Конечно, мой опыт со временем изменил мое мнение об этом. Я пришел к выводу, что войти в общение с Римом – значит получить больше Рима, чем православия. По сути, я не искал Рима. Я исповедовал православие и, оглядываясь назад, был неправ, что его можно было найти в общении с Римом».

Любопытно, что в своих более ранних заявлениях Сименс крайне негативно отзывался об РПЦ. «Отдельно хочу заметить, что, перейдя в православие, я не стал русским православным – я стал просто православным. Когда я только двигался в этом направлении, я спросил у священника Православной церкви в Америке, какая юрисдикция в Западной Европе ближе всего к моему опыту. И мне ответили, что, вероятно, Парижская архиепископия. При этом год назад они попали под омофор Московского патриарха. Это нормально. Вы должны находиться под чьим-то омофором. Но я по-прежнему утверждаю, что везде, где церковь и государство становятся слишком близкими, церковь оказывается под угрозой», – заметил он в своем последнем интервью.

1-11-1480.jpg
Западноевропейский епископ от РПЦЗ
Ириней (Стинберг) не намерен брать
под козырек после каждого решения Москвы.
Фото с сайта www.holyascensionchurch.org
Принятие Сименса через простое сослужение для представителей РПЦЗ стало последней каплей в чаше терпения. 23 января 2021 года Ириней (Стинберг) строго запретил своему духовенству «участвовать в литургиях или иных церковных мероприятиях как с вышеупомянутым священнослужителем, так и каким-либо духовенством архиепархии на Британских островах». Получилось, что он, по сути, разорвал евхаристическое общение структур в рамках одной канонической юрисдикции.

В августе 2021 года в архиепископию из РПЦЗ перешли 13 клириков из Великобритании вместе со своими приходами. В Нью-Йорке священников тут же запретили к служению. В Париже объяснили, что приняли их в связи с «неоднократными и настоятельными просьбами и прошениями, чтобы они могли жить в полноте благодати православной церкви». В распространенном по благословению Реннето документе Statement on the Reception of Clergy говорится: «Этот перевод был продиктован двумя основными факторами. Во-первых, духовенство стремилось вырваться из ситуации раскола, в которую их поставил правящий епископ епархии РПЦЗ Ириней (Стинберг). Во-вторых, духовенство не могло примириться с нападками Иринея на русскую православную традицию, а также с антиканоническими действиями, которые значительно выходят за рамки его собственной юрисдикции внутри церкви. После перевода клириков епископ Ириней в нарушение как святых канонов Православной церкви, так и собственных процедур РПЦЗ выдал нескольким священнослужителям уведомления об отстранении от должности и повестки о явке в его епархиальный суд».

В 16-страничном тексте утверждается, что РПЦЗ инициировала раскол в православном сообществе Великобритании. «Ириней (Стинберг) 25 апреля 2021 года устно заявил протоиерею Эндрю Филипсу (настоятель прихода святого Иоанна Шанхайского в городе Колчестер, бывший в ведении РПЦЗ. – «НГР»), что намерен разорвать духовное общение епархии РПЦЗ с Сурожской епархией, если последний не разорвет общения с архиепископией Московского патриархата в Соединенном Королевстве. Этим заявлением Ириней дал понять, что готов и активно планирует расширить раскол епархии РПЦЗ, выходящий за рамки простого раскола с архиепископией МП в Соединенном Королевстве, до раскола со всем Московским патриархатом на Британских островах», – поясняется в заявлении.

«В этом документе они пытаются показать, что епископ Ириней совершенно неадекватный и его действия чрезмерны», – комментирует Андрей Шишков. «При этом надо понимать, что епископ Ириней очень образованный человек. А то, что сделал митрополит Иоанн, переходит границы. С точки зрения церковных правил митрополит Иоанн был неправ и не мог принимать клириков РПЦЗ в архиепископию без отпускных грамот».

В разговоре с «НГР» клирик Парижской архиепископии, специалист по каноническому праву Свято-Сергиевского богословского института (Париж) протоиерей Живко Панев заявил, что в архиепископии имели полное право принимать как католического священнослужителя, так и православных клириков Великобритании, желающих покинуть РПЦЗ. Собеседник напомнил, что в 2018 году именно Стинберг принял в РПЦЗ трех священников и два прихода архиепископии без отпускных грамот. «Тогда мы еще были под омофором Константинопольского патриарха. Несмотря на это, он все-таки принял к себе приходы архиепископии. Тогда митрополит Иоанн спрашивал священноначалие РПЦЗ и лично задавал вопрос митрополиту Илариону (Капралу, первоиерарху Зарубежной церкви. – «НГР»), почему так вышло, но ответа не последовало. На этом фоне утверждение, что сейчас митрополит Иоанн поступил неканонично, тем более удивляет». «Что касается практики приема бывшего униата через сослужение, то она также придумана не нами. Это практика Московской патриархии. Поэтому нам непонятно, почему представители РПЦЗ запретили своим священникам сослужить и даже общаться с нашим клиром. Более того, епископ Ириней не просто запретил и объявил о перерыве канонического общения с нами, он начал угрожать своим священникам. Но это должно быть не решение одного архиерея, а общее, синодальное или соборное, решение. У епископа Иринея просто нет таких прав. Поэтому некоторые священники возмутились его решением и решили уйти в архиепископию». «У РПЗЦ двойные стандарты. Они считают, что сами могут принимать наших священников без отпускных грамот, а мы это делать не можем», – утверждает священнослужитель.

Нужен и карп, и кролик

По мнению Живко Панева, нынешний кризис в Великобритании и Германии вызван вовсе не богословскими расхождениями между церковными организациями: «Трения английских священников со Стинбергом начались уже давно из-за различия американского и английского менталитетов. Епископ Ириней – американец, и ему непросто руководить английским духовенством. А митрополит Марк Берлинский хочет, чтобы всех православных в Германии окормлял только он. Ведь помимо архиепископии там есть и Берлино-Германская епархия Московского патриархата. Так что и в Германии, и в Великобритании, где помимо РПЦЗ существуют не только приходы архиепископии, но и общины Московского патриархата, со стороны «зарубежников» ведется борьба за территорию и власть».

Именно наличие трех параллельных юрисдикций РПЦ на одной территории стало главной причиной конфликта, уверен Андрей Шишков. «Все эти юрисдикционные переходы никак не прописаны в каноническом праве Русской православной церкви, – поясняет он. – А потому они ничем и никем не регулируются. Технически, наверное, можно просить Архиерейский собор, чтобы он как высший судебный орган РПЦ рассмотрел это дело. Обе структуры, РПЦЗ и архиепископия, имеют самоуправляемый статус с широкой автономией, и не очень понятно, кто над ними стоит. У нас нет практики, когда патриарх – высшая апелляционная инстанция, как, например, в Константинопольском патриархате. У нас высшая апелляционная инстанция – Архиерейский собор, но он ни разу таких случаев не рассматривал, поскольку не было прецедентов. До присоединения РПЦЗ к архиепископии не было ситуаций, когда на какой-то территории были параллельные юрисдикции. И, поскольку это совершенно новая ситуация, не очень понятно, что делать». «Вообще само по себе существование этих юрисдикций неканонично. И поэтому все разговоры о каноничности или неканоничности ситуации – это разговоры в пользу бедных, так как не урегулирована сама система. Это пространство чистого произвола церковных начальников, и никто их не может ограничить», – добавил собеседник «НГР».

Живко Панев считает параллельные юрисдикции «временной необходимостью». «Если бы сразу была создана какая-то одна юрисдикция, то многие приходы ушли бы в другие церкви, – поясняет священнослужитель. – Для старшего поколения важно соблюдать традиции, к которым они привыкли. Кто-то с детства посещал храмы РПЦЗ, кто-то – архиепископии. Надо, чтобы прошло время, сформировались новые поколения, менее приверженные консервативным взглядам и традициям, и тогда уже можно все эти структуры и юрисдикции реформировать в одну. Но пока есть три юрисдикции, и у каждой из них своя власть, нет ничего странного в том, что начинается передел приходов, имущества, территории и душ. Ведь у каждой из них свой собственный менталитет и собственные традиции, которые чужды другим». «Во Франции есть выражение mariage de la carpe et du lapin (брак карпа и кролика. – «НГР»), что означает странный, противоестественный союз. Сейчас мы оказались в такой ситуации», – добавил Панев.

Согласно документу, имеющемуся в распоряжении редакции, в октябре митрополит Иоанн (Реннето) попытался примириться с епископом Иринеем (Стинбергом), попросив для перешедших к нему английских священников отпускные грамоты. Однако американец был непреклонен. 15 октября на заседании Синода РПЦ было решено перенести готовящийся в ноябре Архиерейский собор на май 2022 года. Насколько связаны эти события, пока непонятно, однако факты говорят сами за себя.

«В РПЦЗ не любят экклезиологию архиепископии еще и потому, что у нас есть тенденция, чтобы миряне активно участвовали в церковных делах. Но такая же тенденция отмечается и в Московском патриархате. Пример тому – Межсоборное присутствие, постоянно действующий совещательный церковный орган. В РПЦЗ же полагают, что у мирян на уровне власти не должно быть никаких прав, и они должны слушаться своих епископов. Отказ РПЦЗ ехать на Архиерейский собор нами воспринимается как шантаж, на который митрополит Иоанн не будет поддаваться», – заключил Панев.

«Маловероятно, что из-за архиепископии произойдет разрыв РПЦ и РПЦЗ», – заметил Шишков. «Сейчас РПЦ идеологически смещается в сторону РПЦЗ в том плане, что становится все более фундаменталистской. Думаю, для Москвы РПЦЗ идейно гораздо ближе. Смещение и отправление на пенсию митрополита Иоанна, которому уже сейчас 79 лет, могло бы быть одним из вариантов разрешения трудной ситуации. Проблема в том, что зарубежные приходы пошли в Московский патриархат именно за ним, и в случае его отставки они могут в индивидуальном порядке перейти в другие патриархаты. Возможно, священноначалие архиепископии и РПЦЗ соберут вместе и попытаются разрешить проблему совместно, пропишут сторонам какие-то обязательства и т.д. Однако что будет делать руководство РПЦ, пока трудно предположить. Судя по тем решениям, которые принимаются в последнее время, степень спонтанности там очень высока и малопрогнозируема», – добавил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


СВО заменила ПЦУ

СВО заменила ПЦУ

Милена Фаустова

Православные киприоты, как и некоторые другие греки, оказались на перепутье

0
7300
Релокация маленькой русской веры

Релокация маленькой русской веры

Милена Фаустова

Будут ли новые эмигранты создавать альтернативные Московскому патриархату общины

0
6217
В лагере "рассерженных патриотов" усилились противоречия

В лагере "рассерженных патриотов" усилились противоречия

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Не разделить с властью провалов спецоперации КПРФ поможет бронепоезд на запасном пути

0
4315
Станет ли Елизавета II святой

Станет ли Елизавета II святой

Милена Фаустова

В Великобритании предложили канонизировать королеву

0
6742

Другие новости