0
36416
Газета Печатная версия

31.05.2022 17:34:00

Фанатики обречены

Почему движение средневековых «террористов» окончилось бесславно

Тэги: ассасины, фанатизм, убийцы, изуверская секта, ближний восток, ислам, шиизм, бернард льюис, востоковедение


8-12-3480.jpg
Бернард Льюис. Ассасины.
Средневековый орден тайных
убийц. – М.: ЗАО Центрполиграф,
2021. – 191 с.
Читатель может возразить: мы уже хорошо знаем эту тему, к чему повторение пройденного? Это опытный читатель, который внимательно следит за публикациями «НГР». Действительно, в номере от 18.02.09 была рецензия на книгу Фархада Дафтари «Легенды об ассасинах». Эта работа гораздо более поздняя, чем небольшая по объему книга Льюиса. Бернард Льюис хоть и востоковед с мировым именем, но его «Ассасины» впервые увидели свет в 1967 году и только сейчас вышли в русском переводе. Между тем Фархад Дафтари использовал последние на конец нулевых годов достижения исторической науки. Но, как уже было сказано в той рецензии «НГР», автор «Легенд» – сам представитель исмаилитского течения в шиитском исламе, в рамках которого некогда появилось движение так называемых ассасинов. В наше время исмаилиты – не очень большое и мирное религиозное сообщество, и для его адептов важно смыть пятно с имени предков. Слово «ассасин» во многих европейских языках означает «убийца», и это обидно для современных шиитов-низаритов, то есть исмаилитов.

Между тем Бернард Льюис своим могучим научным авторитетом также выводит современных исмаилитов из-под подозрения в приверженности деструктивным убеждениям, но при этом анализирует причины того, почему в Средние века исмаилиты встали именно на путь насильственной борьбы с существовавшими порядками. По сути, сообщество ассасинов представляло собой прообраз религиозно мотивированных террористов. «Как хранители эзотерических тайн для посвященных, как «провайдеры» спасения посредством знаний имама, как носители обещания мессианского свершения и освобождения от мирских тягот и бремени закона исмаилиты являются частью долгой традиции, которая уходит корнями к истокам ислама и даже гораздо дальше и вперед до наших дней, – традиции народных эмоциональных культов, находящихся в резком контрасте с научной и узаконенной религией установленного общественного порядка», – отмечает историк.

Заметим, что Льюис писал свою книгу, когда то явление, которое сейчас многие называют исламским терроризмом, еще не совсем оформилось. До 11 сентября 2001 года было еще далеко, Израиль еще не воевал с ХАМАС. Не было ни «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), ни даже «Братьев-мусульман» (запрещенная в РФ террористическая организация). Терроризм на Ближнем Востоке носил в 1967 году преимущественно левацкий характер, хотя зачатки исламистской мотивации, по крайней мере в теоретическом обосновании, уже существовали и были известны востоковедам.

Книга Льюиса небольшая, но достаточно подробно описывает генезис исмаилитского исповедания, а также историю антисистемных (по терминологии Льва Гумилева) сообществ ассасинов в Иране и Сирии, возникновение, расцвет и угасание боевых групп низаритов. Все это достаточно известный нарратив, как правильно заметил наш внимательный читатель. Однако у британско-американского историка важен именно его взгляд на судьбу явления. В последней главе он рассматривает вопрос, почему движение средневековых революционеров потерпело крах.

С IX по XIII век ассасины боролись с господствующим порядком в исламском мире, кто бы ни выстраивал этот порядок. Последовательно это были суннитские халифат Аббасидов и государство Сельджукидов, позже султанаты Салах ад-Дина и Бейбарса. Ассасины действовали по соседству с государствами крестоносцев, но практически не атаковали христиан, сосредоточив свои угрозы на суннитских, а иногда и шиитских властителях средневекового Востока. Интересно, что ассасины с духовным центром в крепости Аламут в Персии противостояли также исмаилитскому халифату Фатимидов в Египте. Изначально связанные общностью религиозной доктрины, они разошлись с Фатимидами. Если египетский халифат процветал благодаря толерантности и развитию учености, то ассасины замкнулись на диверсионной войне, в которой реализовывался радикальный, революционный потенциал шиитской доктрины.

У ассасинов были все признаки, которые мы наблюдаем у современных представителей террористических сообществ, к каким бы религиозным течениям они ни относились. Безусловная преданность вождю, секретная, но активная проповедь радикальных убеждений, культивирование суицидальной самоотверженности. Использовали они и богатый арсенал психологических и даже психотропных манипуляций, хотя, по утверждениям Льюиса, представления о роли гашиша в подготовке «идеальных убийц» значительно преувеличены. По одной из версий, само название сообщества происходит от слова «гишишин», то есть употребляющие наркотик. Однако одурманивающая сила фанатичной доктрины, по мнению историка, действовала гораздо эффективнее настоящего дурмана.

Как сила, так и слабость ассасинов состояла в протестном потенциале людей мусульманского Средневековья. Мечта об идеальном общественном устройстве и культивируемое мученичество сделали ассасинов грозной силой, однако они же и привели движение к политическому и идейному краху. Любые попытки радикально сломать миропорядок разрушительны для самих революционеров. Льюис отмечает, что ассасинам в Сирии не удалось захватить ни одного города. Можно сравнить этот вывод с уроками новейшей истории. Ведь и устроителям террористического «халифата» из ИГ так и не удалось построить государственность на насилии и религиозном фанатизме. В итоге оно превратилось в банальную сетевую и кочевую террористическую организацию, подобную многим другим, отличие от которых они первоначально подчеркивали.

Исмаилитам, наверное, повезло больше. На протяжении последующих после краха их боевой организации восьми с лишним веков они продолжили существование пусть в виде немногочисленной и периферийной, но вполне мирной общины.

Бесконечно повторяемый исторический урок раз за разом приводит к одному выводу: антисистемные движения обречены на фиаско. Выдуманный рай с гашишем и гуриями, который создавали имамы ассасинов для своих боевиков в тайных замках, в большом мире не построить.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Лев Перчин

0
1314
Ураза-байрам открыл для правоверных соборную мечеть в Симферополе

Ураза-байрам открыл для правоверных соборную мечеть в Симферополе

Лев Перчин

Теперь на полуострове есть главный дом молитвы крымских татар

0
718
Мир надлунный и подлунный

Мир надлунный и подлунный

Алекс Громов

Новое издание виднейшего мыслителя средневекового Востока

0
1852
Проект «православного пантюркизма» забуксовал

Проект «православного пантюркизма» забуксовал

Анастасия Коскелло

В Московском патриархате стараются на национальный вопрос отвечать деликатно

0
10730

Другие новости