0
11816
Газета Печатная версия

16.05.2023 16:03:00

Музейные святыни все-таки отошли церкви

В ведение РПЦ переданы рака Александра Невского и рублевская «Троица»

Тэги: троица, рака александра невского, рпц, икона, ценности, музеи, третьяковская галерея, эрмитаж, реституция


троица, рака александра невского, рпц, икона, ценности, музеи, третьяковская галерея, эрмитаж, реституция Фото пресс-службы Троице-Сергиевой лавры

Музейное сообщество проиграло битву сразу за две свои святыни. На сайте Московского патриархата 15 мая появилось сообщение, что «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым». Там же поясняется, что образ на год будет выставлен на всеобщее поклонение в храме Христа Спасителя, а затем переедет на постоянное место пребывания – в Троицкий храм подмосковной Троице-Сергиевой лавры.

Незадолго до этого стало известно, что в Санкт-Петербурге из ведения Эрмитажа в РПЦ на 49 лет передана гробница Александра Невского. Договор об этом 10 мая подписал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с оговоркой: «Церкви предстоит воссоздать условия состояния воздуха для хранения раки Александра Невского в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Без этого хрупкая гробница погибнет». Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов) пообещал сделать все необходимое для сохранения обоих экспонатов «по тем требованиям, которые нам представят Эрмитаж и Третьяковская галерея».

За возвращение обеих святынь в РПЦ бились несколько лет, но музейное сообщество было против. Голоса о том, чтобы саркофаг покинул стены Эрмитажа, стали раздаваться еще в начале 2000-х годов, после того как мощи Александра Невского были вынуты из раки и возвращены РПЦ. Спустя десятилетие, в 2012 году, тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский намекнул на такую возможность и пообещал, что будет создана точная копия гробницы. Правда, не уточнил, кому она достанется. В Эрмитаже тех лет парировали, что с 1922 года приложили слишком много усилий для того, чтобы сохранить экспонат, и не намерены просто так отдать оригинал церкви. Спор затянулся еще на десятилетие, но копия была создана.

В декабре 2021 года патриарх Кирилл опять попросил вернуть святыню. «Нахождение раки в Зимнем дворце (дореволюционное название Эрмитажа. – «НГР») – это в том числе и оскорбление памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны, которая даже представить себе не могла, что созданная по ее повелению рака будет находиться не в Александро-Невской лавре, а в Зимнем дворце», – заявил тогда глава РПЦ. «В настоящий геополитический момент соединение мощей с гробницей на территории лавры приобретает особый смысл и имеет большое сакральное значение», – так пояснил Пиотровский свое нынешнее согласие на передачу экспоната.

Что касается реституции рублевской «Троицы», то еще в 2008 году Московский патриархат напрямую обратился к Третьяковской галерее с просьбой о разрешении использовать икону при праздничных богослужениях в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы 7 июня 2009 года. Однако музейщики тогда настаивали: перевозка шедевра невозможна. Экстренно был созван экспертный совет, в который вошли ведущие искусствоведы и реставраторы. Все они в один голос заявляли, что при транспортировке шедевр погибнет, поскольку нуждается в особых условиях содержания – специальном температурном и влажностном режиме. В Московском патриархате раскритиковали позицию искусствоведов и пообещали, что приложат максимум усилий, чтобы забрать шедевр древнерусского искусства себе. Конфронтация музейного и церковного сообществ длилась вплоть до июля 2022 года, когда церкви не без скандала удалось на несколько дней вывезти рублевское творение в Троице-Сергиеву лавру в рамках торжеств в связи с 600-летием обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Тогдашнее перемещение иконы некоторые СМИ назвали «насильственным» и утверждали, что прошение РПЦ для вывоза произведения древнерусского искусства было подписано «с нарушениями и под давлением». Теперь же передача произведения искусства состоялась при новом директоре Третьяковской галереи Елене Проничевой. Зельфира Трегулова, при которой разгорелись основные рублевские страсти, покинула свой пост в феврале с.г.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
2708
Папа Римский опять стал патриархом Запада

Папа Римский опять стал патриархом Запада

Милена Фаустова

Для чего Франциск восстановил исторический титул

0
3303
Проект «православного пантюркизма» забуксовал

Проект «православного пантюркизма» забуксовал

Анастасия Коскелло

В Московском патриархате стараются на национальный вопрос отвечать деликатно

0
10895
Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
4701

Другие новости