0
1436
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

17.12.2007 00:00:00

Одна, но большая пробка

Тэги: саратов, транспорт, авто, дороги


саратов, транспорт, авто, дороги Утренний штурм общественного транспорта многих россиян заставляет задуматься о приобретении собственного автомобиля.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

С тех пор как граждане разделились на пеших и моторизованных, взаимопонимания в обществе явно не прибавилось. Первые то и дело норовят перебежать где попало; вторые, изозлившись в пробках, при случае завсегда превысят. Презрение саратовского пешехода к правилам дорожного движения выразилось в пофигистическом «Нам все равно, а ему машину мыть». Выражения автомобилистов в адрес пешеходов, видимо, еще не скоро обретут печатную форму.

На первый взгляд пешеходу в Саратове прожить легче. Ему практически не грозит быть пойманным гаишниками (правда, новое руководство автоинспекции пообещало делать соответствующие записи в дневники школьникам, игнорирующим светофоры), он не должен следить за ценами на бензин и опасаться угонщиков, к его услугам – трамваи, троллейбусы, маршрутки и такси. Но отчего-то все больше саратовцев предпочитают проблемы с ГАИ, бензином и угонщиками, казалось бы, очевидным удобствам общественного транспорта.

В минувшем году частный парк областного центра пополнился 23 тыс. авто. Для менее чем миллионного Саратова это много, и процесс ввиду дальнейшего развития рынка автокредитования, видимо, будет продолжаться. Чиновники во главе с губернатором Павлом Ипатовым уже забили тревогу. Глава региона даже выразил опасение в связи со скорым превращением Саратова в одну большую пробку. Видимо, кое-где уже не удается проехать даже с мигалками.

Для рядовых пользователей общественного транспорта все уже случилось. Путь, на который прежде уходило 15 минут, теперь занимает не меньше часа. По утрам и вечерам безлошадное население иногда часами простаивает в прямо-таки советских очередях в ожидании общественного транспорта, надежно застрявшего в неисчислимых пробках. На некоторых остановках граждане предпочитают образовывать толпу и штурмовать пробившийся к ним транспорт. В день первого снегопада в этом году в трамвае от сердечного приступа умер мужчина. Медики не исключили, что причиной трагедии стала возникшая давка. Мимо хмурых толп и очередей на остановках плотными рядами плетутся сверкающие, явно новоприобретенные иномарки, и в такие моменты наверняка не в одной голове возникает мысль о том, что уж лучше сидеть в пробке, чем стоять на морозе.

Останавливать частников без особого форс-мажора (снегопад, ночь или другая неприятность) в городе не принято. На обочинах, как правило, голосуют либо приезжие москвичи, либо проститутки. Частники – люди не слишком надежные: стоимость своих услуг они часто измеряют не расстоянием, а количеством возникших на их пути препятствий. Оказавшись в пробке, они могут начать спонтанно повышать цену (по рассказам «потерпевших», во время недавнего снегопада за проезд на расстояние, обычно оцениваемое в 150 руб., частники брали 800) или попросту высадить пассажиров.

Одной из главных причин осложнения транспортной ситуации в Саратове в городском транспортном управлении называют изначальную узость дорог. Узкие, нередко кривые дореволюционные улочки действительно пережили и войну, и социализм, и перестройку. Чтобы их расширить, потребуются не только огромные средства (городские чиновники даже не говорят, сколько именно), но и нечеловеческие нервы. Помимо улочек Саратов сохранил и множество памятников истории и архитектуры, у которых есть не только жильцы, но и общественные защитники. Поэтому всерьез о расширении улиц в центре Саратова никто пока не говорит, да и приличные средства на ремонт существующих дорог город получил в этом году впервые.

Решение проблемы транспортного «перенаселения» областного центра региональные и городские чиновники ищут в разных местах. В частности, руководитель городского транспортного управления Андрей Иващенко предлагает закупить для города спутниковую систему ГЛОНАСС (45 млн. руб.), которая бы заблаговременно извещала водителей о ситуации на пути следования. А новый транспортный министр области Сергей Шейкин в первом же интервью пригрозил «размножившимся» автовладельцам кнутом и пряником, высказавшись, с одной стороны, за повышение штрафов за стихийную парковку в центре города и активное использование эвакуаторов, а с другой – за внушение гражданам мысли о том, что автобусы и троллейбусы – это дешево, удобно и комфортно.

На сегодняшний день, пожалуй, не осталось в Саратове заметных должностных лиц, не объяснившихся в любви к общественному транспорту. Наибольшую нежность чиновников (и даже некоторых депутатов) вызывает электротранспорт – трамваи и троллейбусы. Свои чувства они объясняют заботой об экологии, но есть подозрение, что им просто нравится все, что привязано к рельсам и проводам. О медлительности, холоде зимой и духоте летом в этих видах транспорта чиновники знают, как правило, по рассказам очевидцев. Сами они предпочитают иномарки. Желательно с мигалками, чтобы в пробках не стоять.

Единственное, что еще объединяет чиновников и рядовых автовладельцев, – нелюбовь к «Газелям». Время от времени в среде безлошадных горожан начинают курсировать слухи о том, что дорогие (проезд – 10 руб., то есть на 3 руб. дороже, чем в муниципальном транспорте), раздолбанные, нередко провонявшие перегаром маршрутки вот-вот запретят. Слухи эти вызывают неизменный ужас у населения – слишком много направлений, на которых ни электротранспорта, ни больших автобусов просто нет. Андрей Иващенко заверил «НГ», что никаких репрессивных планов в отношении «Газелей» у городских властей нет ввиду их однозначной незаконности. Да и компенсировать единовременное исчезновение из города около 1050 маршруток было бы нечем. Власти рассчитывают на постепенное замещение «Газелей» иностранными аналогами советских «пазиков», что, по их мнению, должно сыграть определенную роль в разгрузке дорог областного центра.

Симпатичные желтые автобусы уже начали появляться на саратовских дорогах, однако с учетом их высокой стоимости (около 1 млн. руб., в то время как «Газель» можно приобрести за 200 тыс.) процесс замещения может растянуться надолго. Без особого воодушевления реагируют на новшество и водители «Газелей», советующие «сперва подождать, как они (новые автобусы) зиму переживут».

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
304
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
298
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
424
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
304

Другие новости