0
721
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

26.05.2000 00:00:00

Новому автомобилю в армии - быть!


В Вооруженных силах РФ 29 мая будет впервые отмечаться День военного автомобилиста, который утвержден приказом министра обороны в феврале 2000 г. и приурочен к событию 90-летней давности, когда в Санкт-Петербурге была образована первая в российской армии учебная автомобильная рота. Даже удивительно, что до сих пор в ВС не было такого праздника. Ведь более полувека со времени окончания Великой Отечественной автомобиль - главное транспортное средство всех родов войск, составная часть боевых комплексов и систем вооружения, 95% из них монтируются на автомобильных базовых шасси.

Каков военный автопарк сегодня, в общем-то достаточно хорошо известно. А вот чем он может пополниться в ближайшем будущем? Над этим работают сотрудники 21-го Научно-исследовательского испытательного института автомобильной техники МО РФ, который возглавляет генерал-майор Евгений Рыбин. Сюда в канун праздника был приглашен корреспондент "НВО", ведь на долю НИИИ приходится 90% объема научно-исследовательских и испытательных работ по автомашинам в системе Главного автобронетанкового управления. Располагая современной лабораторно-исследовательской испытательной базой, институт участвует совместно с гражданскими предприятиями и НИИ в разработке новых образцов военных автомобилей, их обследовании на всех этапах жизненного цикла, в модернизации устаревшей техники.

Перед сотрудниками, в частности, стоят задачи создания автотехники многофункционального назначения. Автомобиль, помимо доставки боеприпасов, буксировки различного рода систем вооружений и перевозки раненых в условиях боя, должен обеспечивать повседневную деятельность армии в мирное время. Например, на базовом шасси "Урала" монтируется вооружение, но имеется и возможность поставить бортовой кузов, кузов-фургон или контейнер. Для этого в техническом задании пришлось увязать все требования вооруженцев, тыловиков и медиков.

На испытаниях в институте сегодня находится около двадцати образцов, и в коллективе автомобилистов это считают прогрессом: недавно не набиралось и десятка машин. Хотя ветераны с грустью в глазах вспоминают, как 10-15 лет назад "обкатывали" до 80 автомобилей.

Автомобиль проверяется на стендах и автодромах по 350 параметрам. В них учитывается, какой брод может преодолеть машина и какой ширины траншею, на какой максимальной крутизны подъем взберется и насколько она защищена при обстреле, подрыве на мине. Также проверяется экологичность, экономичность, удобство и безопасность водителя.

Новые разработки в институте ведутся "с прицелом" на 2010-2020 гг., а модернизация - на 2001-2010 гг. Конечно, последняя обходится на 30% дешевле создания новых моделей, и поэтому на нее делается основной упор. Так, утяжеление систем вооружений потребовало большей грузоподъемности. Если десять лет тому назад самыми массовыми автомобилями были "ЗИЛы" (они составляли 40% от общего парка машин), то сегодня в войсках используется продукция заводов "Урал" и "Камаз". Но от стоящей на консервации устаревшей техники армия не может позволить себе отказаться: на "Газ-66" и "ЗИЛ-131" уже монтируются специально разработанные дизельные двигатели.

Другой пример - МТ-ЛБ, в свое время самая массовая гусеничная машина в советской армии. Украина, на заводах которой она выпускалась, давно отделилась. А ведь на этих тягачах в российской армии по-прежнему стоят системы вооружений. Вот почему на МТ-ЛБ, пользуясь рекомендациями

21-го НИИИ, на ремонтных устанавливают более мощный двигатель и современную систему управления.

В институте занимаются и локальным бронированием автомобиля. Выбраны три направления решения данной задачи. Первое - защита серийных образцов навесной броней. Правда, через короткий промежуток времени у автомашины деформируются стойки, двери и т.д. Но разработчики на это закрывают глаза, так как автомобиль выполняет свою задачу и люди остаются в живых. Второе - создание специальных конструкций для навесного бронирования, чтобы ее применение не снижало ресурс техники. Третье - создание полностью бронированных кабин, десантных отделений и т.д.

На территории автопарка НИИИ стоит "УАЗ", оборудованный 22-мм бронированными стеклами и защитой днища от осколков мин, который в Чечне попал под обстрел боевиков. Однако его водитель и пассажиры остались в живых, потому что автоматную пулю "бронь" держит даже после выстрела в упор, а пулю из снайперской винтовки - с 800 м. Эта модификация была предназначена еще для боевых действий в Афганистане. Сейчас к ней пришлось вернуться. Масса всей брони 400 кг. Учитывая, что грузоподъемность "УАЗа" 800 кг, он вполне сохраняет свое предназначение - быть командирской машиной. Одно лишь вызывает сожаление - в Чечне до сих пор военные водители в основном пользуются самодельными защитными приспособлениями: кто обкладывается стальными листами, а кто завешивает кабину бронежилетами.

Да, испытания автомобильной техники проходят не только в институте, но и в реальных боевых условиях. Так, ГАЗ-39371, больше известный, как "Водник", тоже проходит проверку на выносливость и живучесть в Чеченской Республике. Эта машина грузоподъемностью 1,5 т предназначена в первую очередь для обеспечения боевых действий войск в полосе переднего края. Она оснащена дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 175 л.с., который позволяет развивать максимальную скорость 120 км/ч.

...А самая большая радость для создателей и испытателей автомобильной техники - это когда в войсках появляются современные надежные автомобили. Несмотря ни на что, такое бывает и сегодня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2054
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3048
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2426
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2430

Другие новости