0
1617
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Связь времен и судеб

Тэги: Музей, железнодорожных, войск


Музей железнодорожных войск впервые открыл свои двери для посетителей двадцать пять лет назад, 20 февраля 1976 г. в поселке Загорянский, что в Московской области. Он находится на территории одной из воинских частей, ныне на этом месте расположился Учебный центр ЖДВ РФ. Естественно, его работники своей главной задачей считают воспитание у воинов и призывной молодежи любви к Родине, осознания своего долга перед Отечеством, уважения к истории и традициям рода войск.

За четверть века в музее побывали 130 тыс. человек, проведено более 5 тыс. экскурсий, сотни встреч с ветеранами, десятки тематических вечеров, посвященных знаменательным датам в истории военных железнодорожников. Среди почетных посетителей - первый российский президент, многие другие государственные деятели, более 100 иностранных делегаций, а также Виктор Савиных - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, служивший срочную в ЖДВ.

Экспозиция в четырех залах, общей площадью 700 кв. м, занимающих два этажа, рассказывает о славной истории, богатых боевых и трудовых традициях железнодорожных войск, которые в текущем году будут отмечать 150-летие.

Ныне здесь демонстрируется более 15 тыс. экспонатов. Начинался же музей с 3 тыс. единиц хранения. Только за последний год его коллекция пополнилась 300 предметами.

День образования ЖДВ принято считать с вступления в силу Указа императора Николая I

# 25471 в 1851 г. Тогда для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург-Москва были сформированы 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфная роты.

В музее демонстрируется более 50 знамен соединений, прославившихся в боях и при строительстве объектов в мирное время. Среди них и Боевое Знамя 1-й гвардейской железнодорожной бригады, особо отличившейся во время Великой Отечественной войны. Широко представлены фотографии, награды, личные вещи военнослужащих, отмеченных орденами и медалями, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Можно увидеть в музее ЖДВ и образцы формы одежды военных железнодорожников в прошлом, путевые инструменты того времени; их оружие - от трехлинейной винтовки и пулемета "максим" до современного стрелкового. Причем все это настоящее, а не муляжи. Выставлено множество моделей, макетов, например, первого в мире паровоза, созданного отцом и сыном Черепановыми; моста через Днепр, наведенного советскими воинами в ноябре 1943 г. всего за 13 суток.

Среди экспонатов есть последнее письмо родителям с фронта Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко, ценою собственной жизни взорвавшего стратегически важный мост и задержавшего тем самым наступление фашистов; фотокопия телеграммы с личной резолюцией маршала Георгия Жукова "Молодцы!" - так оценил легендарный полководец действия военных железнодорожников в Берлинской операции, когда уже 27 апреля они обеспечили проезд первого воинского эшелона в германскую столицу; мундир с многочисленными наградами Героя Социалистического Труда генерал-полковника Павла Кабанова, который в течение двадцати четырех лет командовал железнодорожными войсками.

Основная цель экспозиции - показать роль ЖДВ в строительстве и восстановлении стальных магистралей в боевой обстановке и в мирное время, а также действиям военных железнодорожников в экстремальных ситуациях. Кстати, особое внимание посетителей привлекают материалы о действиях военных железнодорожников при ликвидации стихийных бедствий и катастроф на железных дорогах.

Одно из центральных мест в залах занимают стенды на тему мирных строек: Абакан, Тайшет, Ивдель, Обь, Тюмень, Сургут и знаменитый БАМ.

Случается, сотрудники музея, совершенно неожиданно открывают неизвестные исторические факты. Так, в настоящее время оформляется стенд, посвященный конструктору танка Т-34 Михаилу Кошкину. Оказывается еще в годы гражданской войны он служил в железнодорожных войсках.

Обновляется и экспозиция о сегодняшнем дне ЖДВ, в том числе и посвященная выполнению задач по разминированию и восстановлению железных дорог и объектов на территории Чеченской республики.

Между тем коллектив работников - крошечный. Это директор Олег Лебедев, хранитель фондов Юрий Косогоров, лекторы-экскурсоводы Раиса Пономарева и Ольга Кирюхина. И только огромный энтузиазм, любовь к своему делу и к истории ЖДВ помогают им справляться со своим немалым "хозяйством". В залах музея постоянно проводятся экскурсии не только с военнослужащими, но и со школьниками, студентами. Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, проходят тематические вечера и занятия по общественно-государственной подготовке. Оказывается помощь командирам железнодорожных частей в военно-патриотическом воспитании личного состава, поддерживаются тесные связи с людьми отдавшими не один год ЖДВ, с другими военными музеями страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2046
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3036
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2416
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2420

Другие новости