0
17502
Газета Интернет-версия

23.01.2004 00:00:00

Военно-базовая удавка

Тэги: сша, военные базы, россия, границы


После развала СССР и выстроенного под его командованием Варшавского договора стали происходить изменения в стратегии размещения военных баз на территории иностранных государств. Соответственно существенные преобразования претерпевает система базовых противовесов США, Франции, Великобритании, Италии, Голландии и Португалии.

 

Военные базы СССР

 

В годы холодной войны военные базы были весомым аргументом в спорах противоборствующих сторон. СССР нацеливал свои удары на США, Западную Европу и Китай.

В конце 80-х годов мощь СССР обеспечивали военные контингенты, расположенные на территории ГДР, Польши, Чехословакии и Венгрии. Советские танковые части дислоцировались на Кубе, в сотне миль от США. Военные корабли базировались в портах Гаваны и Сьенфуэгоса. Присутствие ВМФ в разных частях Мирового океана обеспечивалось сетью пунктов материально-технического обеспечения. В различные периоды такие пункты были развернуты в Александрии и Мерса-Матрухе (Египет), Латакии и Тартусе (Сирия), Дахлаке (Эфиопия), Сокотре и Адене (Йемен), Луанде (Ангола), Конакри (Гвинея), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис), Сплите и Тивате (Югославия), а также в Камрани (Вьетнам). Хотя эти базы не в полной мере обеспечивали потребности флота, они позволяли нести боевое дежурство с приемлемой степенью эффективности. Сейчас все это в далеком прошлом, и у российского флота осталась возможность заходить только в Тартус, куда, впрочем, он не торопится.

 


Основные военные базы США, России и бывшего СССР.

 

Наблюдение за всевозможными объектами вероятного противника и прослушивание каналов связи осуществлялось с территории Польши (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнама (Камрань), Сирии (Тартус), Йемена (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египта и Ливии (см. карту-схему).

С развалом Союза большая часть баз была ликвидирована. Россия вывела свои войска из Европы, а затем планомерно прекратила военное присутствие в Африке, на Кубе и во Вьетнаме. В 1994 году у РФ оставалось 28 баз и военных объектов в Молдове, Крыму, Грузии, Армении, Казахстане и Таджикистане. Сегодня их количество сократилось до 25, включая военные склады, загоризонтные радиолокационные станции систем контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении, и некоторые другие остатки былой мощи СССР. Все это хозяйство сегодня находится большей частью либо в бездействующем, либо в полуразрушенном состоянии.

 

Военные базы России

 

В настоящее время Генеральный штаб ВС РФ из общего количества зарубежных баз и военных объектов выделяет только наиболее значимые. Это прежде всего авиабаза в Канте (Киргизия). Она была открыта президентом России Владимиром Путиным в октябре прошлого года. Расположенный в 30 км от столицы Киргизии Бишкека, аэродром Кант был выбран в качестве авиационной базы, поскольку до развала СССР здесь был центр переподготовки летчиков стран – членов Организации Варшавского договора и в работоспособном состоянии сохранилась не только аэродромная инфраструктура, но и технический персонал. На базе дислоцируется около 500 российских военнослужащих, 10 истребителей Су-27 и 10 штурмовиков Су-25, эскадрилья вертолетов Ми-8, несколько военно-транспортных самолетов Ан-26 и Ил-76, а также учебные самолеты ВВС Киргизии. По официальным заявлениям, эта база предназначена как для обеспечения национальной безопасности Киргизии, так и для выполнения задач, обусловленных обязательствами России в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, в которую входят Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан. Военная база в Канте стала компонентом группировки Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, предусмотренной соответствующим договором.

Военно-морская база в Севастополе является основной точкой базирования Черноморского флота России. Здесь дислоцируется практически вся черноморская эскадра, обеспечивающая безопасность южных морских границ России, включая корабли охраны водного района, противолодочные и разведывательные корабли, подводные лодки, суда обеспечения и ряд других средств, а также морскую пехоту. Юридический статус базы определен соглашением России и Украины, и в соответствии с достигнутыми договоренностями ВМФ РФ будет использовать эту базу до 2017 года.

На военной базе РФ в Молдавии (Тирасполь), хотя она до сих пор формально не имеет такого статуса, дислоцируется оперативная группировка в составе штаба, отдельной мотострелковой бригады, зенитно-ракетного полка, отдельного полка связи и авиагруппы. Здесь уже много лет находится большой арсенал вооружений, по поводу которого ведутся бесконечные дебаты на самых высоких политических уровнях. Но тем не менее военное присутствие вооруженных формирований России в данном регионе позволяет сохранять определенную политическую стабильность.

В 1995 году в Армении в районе г. Гюмри была развернута 102-я российская военная база, которая несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Численность подразделений российских войск, дислоцирующихся в Армении, составляет около 2,5 тыс. человек. 102-я военная база оснащена зенитно-ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29.

В Грузии действуют две военные базы: 12-я (бывшая 145-я мотострелковая дивизия), дислоцирующаяся в Батуми, и 62-я (бывшая 147-я мотострелковая дивизия), размещающаяся в Ахалкалаки.

4-я база МО РФ, номер которой в настоящее время еще официально не закреплен, но фигурирует в соответствующих документах Генерального штаба, находится в пригороде Душанбе, на таджикско-афганской границе. Она сформирована на базе 201-й мсд, однако переговоры России и Таджикистана по поводу статуса этой базы пока не завершены. Дивизия обеспечивает охрану самого опасного участка таджикско-афганской границы. Не так давно таджикские власти заставили штаб дивизии и несколько ее частей покинуть центр Душанбе и перебазироваться. Таджикское правительство хочет добиться от России оплаты пребывания на своей территории российских ВС. Поднимался вопрос даже о «переподчинении в чрезвычайных ситуациях» ее контингента руководству Таджикистана.

Кроме этих баз, на зарубежных теперь уже территориях находятся мощные радиолокационные станции систем слежения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении. Сегодня их функционирование определяется межправительственными соглашениями, что не дает полной гарантии срабатывания этих систем при возникновении военной угрозы. На территории Латвии строившаяся РЛС "Дарьял-УМ" взорвана, РЛС "Днепр" разобрана. "Дарьял-УМ" в Мукачево (Украина) недостроена и, видимо, уже не будет достраиваться. Таким образом, у нас остались две РЛС типа "Дарьял-У" на Балхаше (Казахстан) и в Азербайджане, РЛС "Волга" в Белоруссии. Кроме того, на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Таджикистане размещается несколько крупных узлов связи (см. карту-схему).

На содержание всех этих баз и военных объектов ежегодно расходуется около 300 млн. долларов.

Особое место в системе военных баз России занимает космодром Байконур в Казахстане. В его состав входит 9 стартовых комплексов с 14 пусковыми установками, 34 технических комплекса, 3 заправочные станции для космических аппаратов и 2 аэродрома. На территории космодрома находится крупнейший в мире кислородно-азотный завод. С этой базы, обслуживаемой подразделениями космических войск, запускаются практически все военные космические объекты РФ. Космодром находится в долгосрочной аренде, за которую ежегодно платится более 100 млн. долл.

 

Глобальная передислокация Америки

 

На протяжении всего периода после Второй мировой войны США располагали значительно более разветвленной и эффективной сетью военных баз, чем СССР. Хотя за последние 20 лет численность американских войск на зарубежных военных базах, по данным из разных источников, сократилась в 5 раз, эффективность их использования сохраняется на относительно высоком уровне. Военные объекты Америки (всего более 700) находятся практически во всех регионах мира (см. карту-схему).

За рубежом сосредоточены значительные контингенты хорошо обученных и оснащенных американских войск. В настоящее время в Европе, главным образом в Германии, находится немногим более 100 тыс. солдат и офицеров ВС США. На ее территории дислоцируются в основном пехотные и танковые подразделения общей численностью более 70 тыс. человек. В Германии размещено 15 военных баз СВ, 4 базы армейской авиации и одна база материально-технического обеспечения, что составляет почти четверть всех зарубежных баз Пентагона.

В Великобритании расквартировано около 11 тыс. специалистов ВВС, которые служат на четырех авиационных базах. Кроме того, в Лондоне находятся военно-морская база и штаб командования ВМС США в Атлантике, а также центр связи и слежения за подводными лодками.

В Италии, которая является основным местом базирования кораблей США в Средиземном море, находится четыре военных базы – три военно-морских (Неаполь, Ла Маддалена, Гаэта) и одна авиационная (Виченца). Там постоянно размещено около 23 тыс. военнослужащих США.

Две американские авиационные базы находятся в Турции (Адана и Измир) и три размещаются в Испании (Рота – центр связи и наблюдения 6-го флота), в Греции и Нидерландах.

В настоящее время США вплотную подошли к решению вопроса о передислокации части своих воинских контингентов из Германии в Польшу, Румынию и Болгарию. Аэродромная сеть этих стран активно использовалась американцами во время войны в Ираке, и сейчас Вашингтон обсуждает с правительствами этих стран детали дальнейшего пребывания американских войск на их территориях. Переговоры с правительством Румынии практически завершены, и, по сообщениям зарубежных агентств, в ближайшее время в районе Констанцы будет создано две военные базы, куда будут переброшены из Ирака части 1-й бронекавалерийской дивизии и авиационные подразделения.

Однако Пентагон не ограничивается Европой и предпринимает активные шаги по внедрению своих военных объектов на территорию бывших советских республик. В декабре 2001 года с целью обеспечения действий американских войск в Афганистане в Киргизии была открыта авиационная база США. Она расположена в районе международного аэропорта Манас, который способен принимать военно-транспортные самолеты и стратегические бомбардировщики. В настоящее время на базе находятся более 1500 военнослужащих и около 30 самолетов, включая многоцелевые истребители F-16, военно-транспортные самолеты C-130 "Геркулес" и самолеты-заправщики KC-135. Первоначальный срок аренды на 1 год был недавно продлен еще на 3 года, при этом оговорена возможность продления аренды. Площадь базы увеличена с первоначальных 12 до 300 га. В конце прошлого года США выделили еще 37 млн. долл. на продолжение ее строительства и эксплуатации.

В Узбекистане, на авиационной базе в Ханабаде, в 500 км от Ташкента, дислоцируется контингент американских военнослужащих численностью в 1,5 тысячи человек. Еще одна американская база находится в Коканде. Расширяется военно-техническое сотрудничество между США и Казахстаном. В соответствии с договором о двухстороннем сотрудничестве американцы должны поставить Астане вертолеты, военно-транспортные самолеты, военные суда и ряд другой техники. Аналогичную активность Пентагон проявляет в Грузии, Таджикистане и Туркмении, где всячески пытается вытеснить Россию. Не меньшие усилия предпринимают США и в районе Каспийского бассейна.

Несколько десятков военных баз США в течение многих лет действует в районе Ближнего Востока. Основная часть из них является собственностью американцев и функционирует на постоянной основе. Некоторую часть баз Америка арендует у национальных правительств. Во время последней войны в Ираке многие арабские страны предоставили США свои военные базы, что в значительной мере облегчило американцам проведение операции. В настоящее время практически уже созданы военные базы в Кандагаре и Мазари-Шарифе в Афганистане, и нет никаких сомнений, что базы будут созданы и в Ираке.

 

Будущее военных баз Америки

 

Военное руководство США активно реагирует на изменившуюся ситуацию в мире и предлагает новые подходы к развертыванию ВС за рубежом. Американские военные специалисты полагают, что крупные военные формирования времен холодной войны, требующие огромных затрат и неспособные вести эффективную борьбу с террористическими организациями, уходят в прошлое. Поэтому США планируют создание небольших ВБ, на которых будут дислоцироваться мобильные, хорошо вооруженные и оснащенные самыми современными электронными средствами контингенты войск, обученные, кроме того, и методам борьбы с партизанами. Места заморской дислокации американских войск будут в максимальной степени приближены к районам вооруженных конфликтов и местам дислокации террористических групп. Их целью будет нанесение быстрых и мощных ударов по противнику в такие сроки, которые не позволят организовать сопротивление. Эти базы также предполагается использовать для миротворческих и спасательных операций. Кроме того, с них должно быть обеспечено слежение за реальными и потенциальными обладателями оружия массового уничтожения.

Пентагон намерен отказаться и от крупных военно-морских баз. На смену им должны прийти специальные транспортные платформы, так называемые «плавучие острова», которые могут стать не только альтернативой морской базы, но и заменить авианосцы и транспортные корабли. Основным аргументом в пользу развития таких средств является отказ многих государств в конфликтных ситуациях предоставлять кораблям ВМС США возможность базирования в их портах. Кроме того, по оценкам военных специалистов это направление экономически является более рентабельным, чем аренда портов и аэродромов союзников. Эксперты предполагают, что стоимость такой платформы, имеющей легко собираемую, транспортабельную модульную конструкцию, может составить не более 1,9 млрд. долл. Правда защищать ее в открытом море придется так же, как и авианосцы. А это задача непростая и не очень дешевая.

В настоящее время Пентагон рассматривает вопрос о переформировании крупных соединений, предназначавшихся для борьбы с СССР и другими странами Варшавского договора, и создания на их базе более мобильных частей и подразделений. По сообщениям зарубежных информационных агентств, армия США уже приступила к формированию групп быстрого реагирования «Страйкер». В состав каждой группы будет входить до 3,5 тыс. военнослужащих и 300 единиц бронетехники. Эти группы предназначены для ведения боевых действий в местах конфликтов, куда они будут доставляться военно-транспортной авиацией, использующей на территориях различных государств аэродромы подскока авиационные базы США.

 

Военные базы европейских стран

 

Наряду с США военные базы за рубежом есть и у их союзников по НАТО. Военное присутствие за рубежом обеспечивают не только две сверхдержавы. Некоторые европейские страны также сохранили и продолжают сохранять большие и малые контингенты своих войск на территориях бывших колоний. Лидирующее положение в этой области занимает Франция, которая содержит крупные воинские контингенты, примерно по 3,5 тыс. человек, в Африке (Джибути, Антильские острова). Небольшие подразделения дислоцируются в Новой Каледонии, Полинезии, Чаде, Габоне и Сенегале.

Великобритания сохраняет свои базы на Кипре (3200 чел.), на Фолклендских островах (1650 чел.), а также в Гибралтаре, Непале и в ряде стран Британского содружества. Небольшие военные базы за рубежом есть у Голландии и Португалии.

Поползновения Америки в сторону приближения своих контингентов к границам России в Центральной Европе и ее усиленные попытки вытеснить бывшего старшего брата народов Союза с постсоветского пространства на Кавказе и в Средней Азии являются другой стороной все той же медали. Для Вашингтона совершенно ясно, что военное, экономическое и политическое влияние России в этих регионах все еще достаточно велико. Неоспорим и тот факт, что Россия по-прежнему остается мощной державой с большим ядерным потенциалом. Кроме того, существует вполне реальная возможность ее блокирования при определенных обстоятельствах с такими громадами, как Китай и Индия. Именно по этим причинам, несмотря на все уверения Белого дома в сближении интересов и в полном отказе от восприятия России в качестве врага, она продолжает оставаться для Америки главным оппонентом и демпфером реализации геополитических амбиций Вашингтона в этих регионах.

На фоне происходящего возникает естественный вопрос: почему Россия так легко сдала свои зарубежные позиции и как она планирует свою безопасность в будущем?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1298
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3440
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1947
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2242

Другие новости