0
4545
Газета Политика Печатная версия

06.02.2022 20:39:00

К "пыточному скандалу" подключается Совет Европы

Российские правозащитники критикуют Страсбург за долгое невмешательство

Тэги: совет европы, екпп, инспекции, пыточный скандал, правозащита, заключенные

On-Line версия

совет европы, екпп, инспекции, пыточный скандал, правозащита, заключенные В Совете Европы уже сменили главу Европейского комитета против пыток. Фото с сайта www.coe.int

Как сообщили «НГ» в проекте Gulagu.net, от Европейского комитета против пыток (ЕКПП) все-таки ждут активной реакции на переданные видеозаписи истязаний заключенных. Ранее там старались не замечать информации о «пыточных конвейерах», хотя уже десяток лет делегации ЕКПП регулярно инспектируют российские СИЗО и колонии. Так что под вопросом оказалась эффективность самой этой структуры Совета Европы, но теперь, похоже, в Страсбурге решили взяться за данную тему.

В ЕКПП пообещали изучить переданные из Gulagu.net материалы – и правозащитники уверены, что на этот раз в Страсбурге будут вынуждены отреагировать, поскольку под сомнением оказалась репутация этой структуры.

«Разве это полноценные инспекции и реальный контроль за пенитенциарной системой, если на протяжении 10 лет представители ЕКПП приезжали в Россию и не видели происходящего в колониях и СИЗО?» – подчеркнул основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин. Как выяснила «НГ», в ЕКПП неоднократно сообщали о широкой практике запугивания заключенных агентами из числа завербованных активистов и криминалитета. «Пыточные конвейеры» функционировали в целом ряде регионов – Красноярске, Омске, Иркутске, Саратове, однако визитеры из ЕКПП соглашались с участием в постановочных «экскурсиях» по совсем другим тюремным учреждениям, а на альтернативные доклады отвечали отписками. «Они добровольно оказались в плену ложных представлений о тюремных реалиях, опираясь на неполные и недостоверные источники», – заявил Осечкин. Он убежден, что во всех страсбургских организациях Совета Европы есть десятки «агентов влияния» РФ, которые под видом экспертов, адвокатов и общественников стараются смягчить подлинную картину происходящего ужаса.

Как напомнил Осечкин, в конце прошлого года сменилось руководство ЕКПП, который до этого возглавлял представитель Украины Николай Гнатовский. За несколько лет тот так и не посетил Россию «из этических соображений», ссылаясь на то, что с учетом отношений Киева с Москвой его отчеты и критические замечания власти РФ могут оценить как предвзятые. От нового главы ЕКПП, которым, судя по всему, станет представитель Британии, в Gulagu.net ждут конкретных шагов. В том числе и того, что он «приедет в РФ и проведет полноценную инспекцию всех «пыточных конвейеров». «Никогда за всю историю участия России в политических органах Европы в ЕКПП не поступало ничего подобного вроде 200 Гб служебного видеоархива ФСИН... Мы поставили руководство ЕКПП перед фактом – вот верифицированный видеоархив», – указал Осечкин, считающий, что для Страсбурга «наступило время прозрения и понимания, которые неизбежно приведут к поиску важных решений». Потому что деятельность ЕКПП давно не соответствует ни заявленным целям, ни названию. Европейцы приезжают в подготовленные заранее учреждения. В ответ визитеры публикуют бравурные отчеты, что не похоже на эффективную борьбу с «гулаговскими традициями». И вряд ли, уверен Осечкин, в ЕКПП не понимают, что происходит на самом деле, просто его члены ведут себя больше как политики, а не правозащитники: «Им, конечно, важны принципы демократии, но очевидно и другое – в Европе не хотят ссориться с Россией».

Этому есть такое косвенное подтверждение: по словам Осечкина, в Страсбурге знали о происходящем, например, в Саратове за несколько месяцев до публикации архива. В распоряжении «НГ» есть письмо Gulagu.net от 26.06.21 в ЕКПП, где говорится, что «в Саратовской области действует организованное преступное сообщество из числа недобросовестных сотрудников ФСИН и их негласных «агентов»-разработчиков из числа осужденных. Они на протяжении двух лет подвергли сотни заключенных жестоким истязаниям и изнасилованиям». 1 июля ЕКПП ответил, что информация принята к сведению. «То есть ЕКПП мог и даже должен был посетить Саратов еще до скандала в международной прессе. Вместо этого там выбрали Краснодар, мою просьбу поменять маршрут проигнорировали, а в ответ на критику в личной переписке пообещали и вовсе заблокировать», – сообщил Осечкин. Он напомнил, что несколько лет назад ЕКПП посещал ярославские колонии и в итоге выпустил комплиментарный отчет, «отметив некий условный прогресс в действиях властей против пыток», хотя все это время они продолжались. «На протяжении нескольких лет нас просили о сохранении конфиденциальности передаваемой нами информации. Дескать, в тишине ее проще расследовать. И мы шли на это, озвучивая лишь часть сведений, а результата – ноль, – сказал Осечкин, пообещав: – Будем отслеживать реакцию и дальнейшие действия ЕКПП». И если не последует серьезной международной проверки целого ряда тюремных учреждений РФ, которые правозащитники признали «пыточными», будет поставлен вопрос о «реформировании ЕКПП»: «Во второй половине 2022-го передадим в кабинет министров Совета Европы детальную переписку, подтверждающую, что на протяжении последних лет правозащитники направляли в ЕКПП исчерпывающие материалы и доказательства существования «пыточных конвейеров» в российских тюрьмах, но вместо серьезных проверок получали отписки».

Координатор Gulagu.net Сергей Савельев подтвердил «НГ», что готов выступить в Страсбурге и дать показания о том, что видел за пять лет своей «работы» в «отделе безопасности» ОТБ-1. По мнению правозащитника Дениса Пшеничного, «у силовиков не должно быть монополии на просмотр видеоархивов и видеоконтроль». В Gulagu.net надеются, что хотя бы под международным прессингом систему видеонаблюдения за тюрьмами передадут под контроль прокуратуры РФ, а возможно, ЕКПП и независимых общественников. 

Как рассказала «НГ» председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова, 23 сентября в секретариат ЕКПП был передан первый жесткий диск с сотнями файлов, подтверждающих массовые нарушения в Иркутске и в Саратове – и в СИЗО, и в колониях, и даже в тюремной больнице. Но до настоящего времени никто из Комитета не попытался связаться с правозащитниками, узнать детали или попросить контакты родственников сидельцев, подвергшихся насилию или тех, кто уже вышел на свободу и готов об этом рассказать лично. Более того, в этот же день члены Комитета прилетели в Россию, где «сотни родственников осужденных ждали их с большой надеждой в Иркутской области, Саратове, в всех тех регионах, где функционируют самые масштабные пыточные». Однако «никто так и не приехал». При составлении плана посещения члены ЕКПП выбирали самые безобидные регионы – на которые не было серьезных жалоб. «В итоге нам пришлось долго успокаивать обнадеженных людей». «Но теперь в ЕКПП передан ещё больший массив данных, а главный свидетель функционирования пыточного конвейера в ОТБ-1 Сергей Савельев более не сотрудник этого страшного учреждения, он во Франции и готов давать подробные показания с целью раскрытия всей полноты картины. И игнорировать эти обстоятельства сейчас в Страсбурге уже не имеют права. Иначе в данной ситуации они будут выглядеть ничуть не лучше самой России», – уверена Брылякова.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На страну и себя трудятся уже более 90% заключенных

На страну и себя трудятся уже более 90% заключенных

Екатерина Трифонова

ФСИН рапортует о росте прибылей и зарплат в среднем по пенитенциарной системе

0
3380
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
4140
У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

Екатерина Трифонова

Сотрудники тюрем и колоний произвольно толкуют правила внутреннего распорядка

0
2680
Психиатрия становится карательной не сама по себе

Психиатрия становится карательной не сама по себе

Екатерина Трифонова

Суды принимают решения и о принудительном лечении, и о компенсациях за него

0
3722

Другие новости