0
3444
Газета Реалии Интернет-версия

28.09.2012 00:00:00

Разгром, триумф и опять разгром

Олег Сергеев

Об авторе: Олег Леонидович Сергеев - эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН.

Тэги: образование, вуз, наука, вооружение


образование, вуз, наука, вооружение Памятный знак «25 лет ВВМУИО».
Иллюстрация предоставлена автором

Энергию развития высшей школы, в том числе военной, несут инновационные вузы, возникающие на базе старейших университетов. В их числе основанный в 1951 году для мобилизации оборонной науки Московский физико-технический институт (МФТИ). Одновременно с ним с учетом новых тенденций войны на море было создано Высшее военно-морское училище инженеров оружия.

История этих вузов повторяет закономерность возврата на новой основе к вековым традициям содержания отечественного образования, пробивающую себе дорогу через воинствующее невежество органов управления подготовкой кадров.

ИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЕЙ

В послевоенный период были еще свежи трагические уроки форсирования минных заграждений, подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны боевых кораблей и транспортных судов.

С учетом остроты проблем испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов тонн боеприпасов ощущалась острая потребность в инженерах оружия – высококвалифицированных эксплуатационниках, испытателях, технологах-военпредах на заводах, в НИИ и КБ, специалистах для складов и арсеналов. Одновременно считалось, что инженер оружия должен быть корабельным офицером и выполнять функции командира БЧ корабля IV ранга.

Базой для создания Высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года в командном ВВМОЛУ им. Фрунзе инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения пять лет и шесть месяцев. Его возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга Абрам Григорьевич Свердлов.

Основание ВВМУИО связано с именем народного комиссара ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова. В 1946 году на совещании конструкторов он отмечал необходимость использовать «последние достижения в области науки и техники: кибернетики, электроники и атомной энергии. Эти идеи Кузнецову удалось воплотить на посту начальника военно-морских учебных заведений при решении вопросов организации подготовки инженеров оружия.

С восстановлением Кузнецова в должности Главкома ВМФ СССР в 1951 году ВВМУ инженеров оружия (как и МФТИ) приобрело самостоятельный статус и перешло к полномасштабной подготовке специалистов по всем видам оружия флота. Начальником училища стал крупный специалист в области корабельной артиллерии контр-адмирал Владимир Егоров. Училище перевели в самое большое здание Ленинграда – Дворец Советов. Кроме минно-торпедного, здесь разместились артиллерийский, реактивный (ракетного оружия) и химический факультеты. Позднее к ним добавился гидрографический факультет.

Алгоритм подготовки инженера оружия совмещал требования к строевому офицеру флота с научно-техническими к специалисту широкого профиля. Решение задачи интеграции образования, науки и производства осуществлялось тесной связью кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и промышленностью, оперативным обеспечением документацией, новыми образцами военной техники, экспертизой зарубежного оружия и технологий.

Главным результатом эксперимента под названием ВВМУИО явилось формирование инженера-универсала, способного овладеть новыми знаниями, видами деятельности, образцами оружия и военной техники.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОРЫВА

Навигаторами, «вводившими в меридиан» будущих руководителей и ученых, кроме курсовых ротных офицеров, были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерять гордыню, чувствовать силу власти над людьми. И, по заветам адмирала Степана Макарова, удостоиться высокого звания – морской офицер, «…быть аристократом, но знать труд простого матроса».

В большинстве воспоминаний выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критической обстановке полезных знаний – созданием интеллектуальной обратной связи с реальностью, что можно отнести к заслуге преподавателей – истинных патриотов своих дисциплин, считавших целью подготовить специалиста реагировать на новые угрозы. Реальность такой угрозы проявилась в гибели 29 октября 1955 года ЛК «Новороссийск». Реакцией стало изучение ключевых причин потери остойчивости корабля и математических основ колебательных процессов.

Среди ученых исполином высится фигура начальника кафедры минного оружия, лауреата Сталинской премии Абрама Гейро, открывшего широкое поле развития минного оружия, способного изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным военным флотом.

Тренд научно-технического прогресса превратил мину в торпеду, а затем в высокоточное оружие – крылатую ракету типа «Томагавк» – замену межконтинентальным баллистическим ракетам («Трайдент-2»). Жертвой «крылатых торпед» стали Югославия и Ливия. Однако сегодня иранские минные заграждения в Ормузском проливе способны нейтрализовать весь потенциал ВМС США.

Принципы целостной подготовки инженера оружия состояли в запредельной нагрузке, воспитании ответственностью и поиске нового. Плотность программы младших курсов «выжигала» ленивых и слабых духом, повышая надежность человека на выходе.

Особая роль отводилась выбору тем дипломных проектов, где будущий специалист искал системное решение порой экзотической задачи. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение превращалось порой в базовую модель образца оружия. Что и произошло через 10 лет с темой автора «Аппаратура наведения мины, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом».

Дипломная работа как образовательный итог обеспечивалась системой практик, в том числе штурманской, где будущие инженеры оттачивали знания по навигации при реальной прокладке на ЗМ «Урал», производственно-проектной и корабельной. Осмысление истории военно-морского искусства и тактики ВМФ помогало избавиться от шапкозакидательства в областях, далеких от специальности.

ТРИУМФ ЭКСПЕРИМЕНТА

Звездным часом ВВМУИО и всей системы военно-морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли инженеры оружия. В их числе Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев, начальники полигона и головного 4 ЦНИИ, вузов, командиры частей и соединений РВСН. Должность командующего Военно-космическими силами РФ занял выпускник Каспийского ВВМУ Владимир Иванов. Образование позволило инженерам оружия занимать ответственные должности, связанные с широкой тематикой ядерных зарядных устройств.

Заметный след инженеры оружия оставили в ВМФ, заложив основы морских стратегических ядерных сил. Они дали импульс развитию ракетно-артиллерийского, минно-трального, торпедного и противолодочного оружия. Они стали командирами надводных кораблей и АПЛ, руководителями центральных управлений, НИИ и кафедр вузов, КБ и военных представительств в промышленности.

Из курсантов училища вышли два командующих флотом, губернатор, директор института РАН, академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты Ленинских и Государственных премий. При малочисленности выпускников (не более 1000 человек) данный факт служит показателем продуктивности в деле качественной подготовки специалистов интеграции классического военно-морского и инженерного образования.

РАЗГРОМНАЯ ПОЛИТИКА

На Пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года Никита Хрущев потребовал вместо «старых катеров и эсминцев, вооруженных классической артиллерией», строить подводный флот, вооруженный ракетами. Разгром же уникального учебного заведения начался после назначения в 1956 году Главкомом ВМФ Сергея Горшкова. К 1960 году все факультеты ВВМУИО были растворены в четырех командных училищах.

Последствия закрытия ВВМУИО страна пожинает по сей день. Причиной гибели АПЛ «Курск» стала утрата инженерных традиций торпедистами и слабая техническая подготовка командования ВМФ, не получившего инженерного образования. Итог отсутствия специалистов по утилизации боеприпасов – катастрофа на арсенале в Ульяновске. Без прогноза развития систем оружия были допущены грубейшие просчеты в ракетостроении и развертывании кораблей ВМФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2229
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1688
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1057

Другие новости