0
610
Газета Спецслужбы Интернет-версия

26.10.2001 00:00:00

Заблокировать все, до цента

Станислав Лекарев

Об авторе: Станислав Валерьевич Лекарев - профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Тэги: спецслужбы, борьба, терроризм, финансирование


Безопасность

Спецслужбы, ведущие борьбу с террористами, вполне сознают, что те не могли бы действовать без достаточного финансирования на всех этапах подготовки и реализации их акций. Поэтому внимание "сыщиков" сегодня обращено прежде всего на сбор информации об источниках финансирования совершенных акций. Иногда это имеет решающее значение при идентификации исполнителей и определении уровня сил, которые должны быть привлечены для ликвидации того или иного очага угрозы.

МЕХАНИЗМЫ "ОТМЫВАНИЯ"

Термин "отмывание" денег появился в 20-х гг. ХХ века в США с подачи известного чикагского крестного отца Аль Капоне. Мафия через сеть автоматических прачечных отмывала криминальную прибыль, используя доход от вполне законного предприятия, с которым смешивались "грязные" деньги, которые затем декларировались как полученные легальным путем.

На первой стадии подпитки операции террористической организации наличные средства перечисляются на счета подставных лиц-посредников, имеющих собственные счета в банках и располагающих выходами на международные банки

Вторая стадия представляет собой распределение наличных сумм. Они реализуются, как правило, посредством скупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. Правоохранительным органам на этом этапе достаточно сложно проследить весь процесс распределения наличных денежных средств. Для этого необходимо создание разветвленной сети осведомителей, которые смогли бы сообщать в соответствующие заинтересованные инстанции о всех фактах незаконного оборота денежных средств.

Третья стадия известна как "заметание следов", когда принимаются все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда были получены деньги и с чьей помощью попали в те или иные заранее определенные руки. В этих целях, как правило, проводятся мероприятия по открытию счетов в банках, расположенных далеко от места проживания и действия преступников; затем осуществляется легальный перевод денег с новых счетов подставных фирм, обычно с использованием подпольной системы банковских счетов, в страну непосредственного нахождения террористов.

На практике существует достаточно сложная и разветвленная система международных офшорных зон, использование которых еще больше скрывает и запутывает "следы" незаконно полученных доходов и затрудняет борьбу с их легализацией.

По мнению специалистов, процесс создания сети финансирования террористических групп может состоять из нескольких этапов:

- создается нерезидентная фирма, например в одной из европейских офшорных зон, которая получает от материнской фирмы первоначальный капитал;

- управление этой фирмой по контракту передается одной из секретарских компаний, которая осуществляет прирост ее активов;

- компания в офшорной зоне приобретает резидентный статус. На основе ее капиталов создаются дочерние фирмы и филиалы в ряде других стран. Резидентный статус позволяет компании открыть офис непосредственно на территории офшорной зоны.

КОДИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

В 70-е гг. выдвигалась так называемая идея коммунистического терроризма: СССР, дескать, проводит сознательную политику "обучения, финансирования и оснащения" международного терроризма. В тот период СССР обвиняли в том, что он поддерживает отношения с явно террористическими государствами, к коим причисляли Афганистан, Ирак, Иран, Ливию, Сирию, Судан, Пакистан, КНДР, Кубу. Считалось, что эти страны готовят, финансируют, обеспечивают тыловое прикрытие для группировок, исповедующих идеологию устрашения и прибегающих к известным методам ведения "освободительных войн" (захват заложников, взрывы гражданских объектов, беспорядочные убийства случайных людей в целях запугивания остальных, отравление среды обитания и средств жизнеобеспечения городов).

В 80-е гг. считалось, что СССР предоставляет террористическим организациям политическую помощь, а задача непосредственного руководства ими и поддержания контактов при этом возложена на Болгарию, Кубу, Чехословакию и ГДР. Международный коммунистический терроризм был направлен, естественно, исключительно против стран "свободного мира", которые он намеревался дестабилизировать. Все это продолжает оказывать определенное негативное влияние на мировое сообщество, особенно тогда, когда отдельные деятели современной России допускают неразборчивость и эгоистичность в вопросах внешней политики, явно ослабляя позиции России в "мировом концерне держав".

Еще в те годы многие страны пошли на юридическое закрепление нормативного содержания и механизмов правового регулирования в сфере борьбы с международным терроризмом. В начале 70-х гг. в Великобритании в этой связи было принято чрезвычайное законодательство, проведена кодификация преступности, в результате чего 29 ноября 1974 г. был принят Закон "О предупреждении терроризма". 25 марта 1976 г. английский парламент законодательно оформил изменения к указанному закону, установив, в частности, дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме.

За последние 10-15 лет на международном уровне было принято немало важных документов, направленных на предотвращение использования финансовой системы для "отмывания" доходов, полученных преступным путем.

АЛЬФА И ОМЕГА - РАЗВЕДКА

Американская трагедия 11 сентября со всей очевидностью показала, сколь малоэффективно такого рода "документальное" противостояние терроризму. Настало время, когда мировое сообщество должно взять на себя ответственность за противоборство с этой опасностью.

В конце сентября президент США Дж. Буш подписал указ "О финансировании террористов", излагающий стратегия, согласно которой терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан. Провозглашен призыв ко всем государствам - объединиться, предотвращая и пресекая на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов. Мировому сообществу предложено "еще раз подкрепить свою политическую волю коллективно и индивидуально, чтобы потребовать безусловной нетерпимости к терроризму, где бы то ни было", а также "лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, "выкурить" из укрытий и посадить на скамью подсудимых".

Разрушение механизмов финансирования террористов, выявление их экономических источников и операций признано важной сферой деятельности союзнических спецслужб. При этом предполагается ведение скоординированными усилиями правоохранительных органов и спецслужб США и их союзников активного поиска финансовых активов, накопленных международными криминальными структурами в результате их противоправной деятельности и конфискация этих активов. Основными исполнителями на первом этапе должны выступать спецслужбы США, которые в своей структуре содержат следующие органы внешней разведки:

- Центральное разведывательное управление США, работающее в тех же сферах, и по тем же специализированным направлениям, что и Служба внешней разведки России (в ЦРУ есть подразделения, имеющие прямое отношение к подрывным экономическим и финансовым операциям);

- Агентство Национальной Безопасности, работающее примерно в тех же сферах, что и ФАПСИ России;

- разведка государственного департамента США. В его структуре имеется Бюро по разведке и исследованиям, на которое возложен сбор, обобщение и анализ всей информации, поступающей от дипломатических представительств США, государственных и неправительственных организаций, участвующих в реализации различных международных программ, координируемых внешнеполитическим ведомством США; участие в выработке рекомендаций для глав дипломатических представительств по вопросам реализации внешнеполитического курса США в различных регионах мира; определение направлений разведывательной деятельности госдепартамента;

- разведка Министерства обороны СШA (РУМО);

- Офис Разведывательного Обеспечения (Office of Intelligence Support - OIS) был сформирован в структуре Министерства торговли.

Особое место в борьбе с финасовыми источниками терроризма отводится разведке Министерства финансов США, работающей в сфере обеспечения безопасности нациоанльных финансовых интересов.

Согласно президентской директиве Министерство финансов США, используя все свои возможности, должно будет направить усилия на блокирование деятельности структур финансовой поддержки террористических организаций, заморозить американские активы и блокировать выявленные членами разведывательного сообщества каналы перемещения финансовых средств террористов и тех, кто их поддерживает, заморозить активы и заблокировать доступ на американские рынки тех иностранных банков, которые отказываются от взаимодействия с США в вопросах выявления и замораживания заграничных активов террористических организаций.

В рамках Министерства финансов создан Центр отслеживания активов международных террористических организаций, который станет важнейшим инструментом вскрытия и пресечения источников и каналов финансирования терроризма в глобальном масштабе. Основной задачей центра станет воссоздание точной картины финансовой инфраструктуры международного терроризма, что позволит выявить все элементы, составляющие их систему финансирования и их связи между собой. К решению задач идентификации террористов кроме специального центра Министерства финансов будут привлечены вся сеть Управления по борьбе с финансовыми преступлениями, а также все ведомства в сфере финансовой деятельности на международном уровне.

ЧЕРНЫЙ СПИСОК

При блокировании финансовых структур международного терроризма директивой предсматриваются меры, которые:

касаются всех физических и юридических лиц, связанных с международными террористическими организациями (круг которых должен быть очерчен);

санкционируют Министерству финансов США блокирование американских активов и американских трансакций любого физического или юридического лица, имеющего связи с международными террористическими организациями;

предусматривают предание гласности имена всех физических и юридических лиц, чьи активы и трансакции будут блокированы;

предусматривают публикацию списка благотворительных организаций, тайно осуществляющих финансовую поддержку организации "Аль-Каида";

предполагают информирование доноров о благотворительных организациях, финансирующих террористов;

демонстрируют намерение президента наказать американские и зарубежные финансовые институты, продолжающие осуществлять финансовую поддержку или оказывать услуги в этой сфере террористическим организациям.

Блокирование финансовой поддержки террористов предусматривает расширение действия мер по борьбе с терроризмом, уже применяемых на Ближнем Востоке, до глобального охвата. В этой связи президентской директивой включены в перечень объектов применения санкций все физические и юридические лица, которые "ассоциируются" с группами террористов, указанных в списке международных террористических организаций. При этом устанавливаются конкретные полномочия субъектов, блокирующих американские активы и доступ на американские рынки тех иностранных банков, которые отказываются замораживать активы террористов.

В целях блокирования активов террористических организаций запрещено осуществлять на территории США финансовые трансакции террористических организаций и их лидеров, а также корпорирующих и благотворительствующих фронтов, перечисленных в специальном списке, включающем 11 террористических орагнизаций, составляющих сеть "Аль-Каида" (список включает имена 12 лидеров международного терроризма, в том числе Усамы бен Ладена и его главных помощников, три благотоврительные организации и один "корпоративный фронт"). Госсекретарю и министру финансов предоставлено право принимать на протяжении ближайших недель и месяцев решения о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом. Контроль за исполнением положений директивы на территории США возложен на территориальные подразделения ФБР. Всем лицам, располагающим какой-либо информацией о деятельности террористов, предложено срочно связываться с местными представителями ФБР.

Кроме того, президентской директивой рекомендованы дополнительные меры по борьбе с финансированием терроритической деятельности. В частности, предусмотрено создание Центра по отслеживанию финансовых трансакций международных террористических организаций. По сути, он представляет собой многостороннее агентство, которое будет выявлять сеть финансирующих терроризм организаций и замораживать их активы до совершения новых террористических акций. Дополнительно подчеркнуто, что президент США, министр финансов, госсекретарь и другие субъекты борьбы с международным терроризмом продолжат переговоры с союзниками во всем мире о согласовании мер по блокированию финансовых источников терроризма.

Но известно также и то, что до последнего времени через Турцию осуществлялось финансовое снабжение чеченских боевиков. И пока неясно будут ли приняты меры по исключению использования ее территории террористами и их пособниками в период, когда США преподносят урок тем, кто пытается бороться с чеченским терроризмом в России. Сумеют ли наши спецслужбы усвоить это "домашнее задание" - покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1990
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2983
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2360
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2361

Другие новости