0
2888
Газета Спецслужбы Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

И союзник, и враг США

Рэм Красильников

Об авторе: Рэм Сергеевич Красильников - генерал-майор КГБ в отставке.

Тэги: сша, бенладен


ПОСЛЕ трагических событий 11 сентября 2001 г., когда направляемые террористами-самоубийцами авиалайнеры врезались в башни Международного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона в Вашингтоне, главным организатором и вдохновителем этого чудовищного преступления был объявлен Усама бен Ладен. Но ведь уже известно, что некогда этот саудовский мультимиллионер вроде бы являлся верным союзником Америки и доверенным лицом ЦРУ США. Как же спецслужбы Соединенных Штатов проглядели его трансформацию в "злейшего врага"?

Бен Ладен начал активно сотрудничать с американцами в 1980 г. в Пакистане, где разместилась специальная группа ЦРУ. Успехи Усамы в создании отрядов боевиков, его связи в арабских странах, организованный саудовцем "Исламский фонд спасения", надежные позиции в Пакистане - все это очень пригодилось Вашингтону, когда было необходимо решать поставленную президентом Рейганом задачу - "пустить кровь русским", "превратить Афганистан в советский Вьетнам". Эмиссары Лэнгли обхаживали бен Ладена, помогали ему в организации многочисленных лагерей подготовки "бойцов ислама", направляли туда инструкторов, переправляли моджахедов на афганскую территорию.

Но уже именно в Пакистане, уверяют сегодня некоторые западные эксперты, не все обстояло гладко в отношениях между Усамой и его американскими "союзниками". Последние, однако, предпочитали закрывать глаза на некоторые выходки саудовца, провозглашавшего себя, в частности, "идейным противником американской плутократии". Более того. Советские войска ушли из Афганистана. Возвратившийся в начале 1990-х гг. на родину бен Ладен создает "Аль-Каиду", которая, опираясь на открытые и подпольные силы своих сторонников, проникает в мусульманские страны и организует свои ячейки в некоторых западных государствах. В Вашингтоне знают о появлении опаснейшей экстремистской организации и ее причастности к терактам в Нью-Йорке (взрыв бомбы в том же Международном торговом центре), Найроби и Дар-эс-Саламе (там взлетели на воздух здания посольств США), на некоторых американских базах в Саудовской Аравии, в Адене (где был серьезно поврежден эсминец ВМС США "Коул"). Но никакого сокрушительного ответного удара, покончившего бы и с Усамой, и с его сподвижниками, не следует.

В чем же загадка столь терпеливого отношения Вашингтона к бен Ладену и приютившему его в Афганистане исламскому движению "Талибан"?

Да, очевидно, сыграли решающую роль расчеты американских политиков. Несмотря на официальное непризнание режима талибов, представители Вашингтона вели с ними секретные переговоры, например, о прокладке через афганскую территорию нефте- и газопроводов из Закавказья и Центральной Азии к пакистанским портам. Кроме того, ИДТ и Усама оказывали действенную помощь чеченским сепаратистам, пользовавшихся до последнего времени де-факто поддержкой официальных кругов США.

Но было еще одно обстоятельство, по-видимому, объясняющее странную медлительность США в преследовании бен Ладена.

Как оказалось, Усама имел тесные связи с вооруженной оппозицией в Ливии, занимающей одно из первых мест в "черном списке" США и Великобритании. Правящий режим этой страны во главе с Муамаром Каддафи на протяжении многих лет был для Лондона и Вашингтон все равно что бельмо на глазу - из-за национализации нефтяной компании "Бритиш Петролеум", союзнических отношений с СССР, бескомпромиссной антиизраильской позицией Триполи. Каддафи считался причастным к "культивированию терроризма" (сейчас об этом почему-то едва вспоминают), ливийцев обвинили в уничтожении американского "Боинга" (в него было заложено мощное взрывное устройство) над Шотландией в 1988 г. Так бен Ладен вновь по прихоти судьбы оказался союзником ЦРУ США (а заодно и британской СИС), пытавшегося организовать покушение на ливийского лидера.

Однако тайные контакты с талибами оказались для американцев безрезультатными, а о том, чтобы простить саудовцу трагические сентябрьские события 2001-го, никто в Лэнгли и Белом доме не мог и помыслить...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
941
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
1126
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
694
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
176

Другие новости