На фото лидер партии Д-66 Роб Йеттен. Фото Reuters
Лидеры трех политических партий Нидерландов достигли коалиционного соглашения, которое позволит им сформировать правительство меньшинства, что является нетипичным для этой страны. Коалиционное соглашение представят в пятницу, 30 января, а правительство планируют сформировать в ближайшие недели. Ожидается, что новый кабинет министров приведут к присяге 23 февраля. В его состав войдут представители левоцентристской партии «Демократы-66» (Д-66), правоцентристского «Христианско-демократического призыва» (ХДП) и праволиберальной Народной партии за свободу и демократию (НПСД). По итогам прошедших 29 октября 2025 года досрочных выборов они занимают 66 из 150 мест во Второй (нижней) палате парламента – Генеральных штатах.
Формирование правительства в Нидерландах – как правило, долгий и сложный процесс. Основная сложность заключается в том, чтобы найти такую комбинацию политических сил, которые не только имели бы в сумме достаточную поддержку во Второй палате (то есть не менее 76 из 150 мест), но и были готовы конструктивно сотрудничать друг с другом. Это связано с законотворческим процессом в Нидерландах: законопроекты не могут быть одобрены без достаточной поддержки парламентариев. Если голосов от правящих партий недостаточно для принятия закона, правительству придется изыскивать поддержки у оппозиционных партий для каждого законопроекта.
Причем в условиях фрагментации политического ландшафта правительству придется заручиться поддержкой не одной, а сразу нескольких партий. В данный момент достаточным для «добора» голосов до большинства числом мест во Второй палате обладают лишь две партии. Это левый блок партий «Зеленые левые» и Партии труда (ЗЛ/ПТ, 20 мест) и правопопулистская антимигрантская Партия свободы (ПС, 26 мест).
Однако маловероятно, что какая-либо из этих политических сил пойдет на сотрудничество с правительством, поскольку обе они были резко исключены из числа потенциальных партнеров по коалиции. Кандидатура ЗЛ/ПТ была отвергнута НПСД из-за расхождений по широкому кругу вопросов. ПС же, по мнению всех остальных партий, зарекомендовала себя как крайне ненадежный партнер, поскольку именно ее выход из прежнего правительства привел к распаду последнего летом 2025 года.
Таким образом, проведение правительством меньшинства каких-либо решений через парламент крайне затруднено. Именно поэтому еще месяц назад политологи оценивали вероятность такой конфигурации правительства как крайне низкую.
Правительство меньшинства также крайне нехарактерно для всей послевоенной истории Нидерландов. Последним примером такого правительства стал первый кабинет Марка Рютте (2010–2012), в который вошли возглавляемая им на тот момент НПСД и ПТ. Две партии также заручились «теневой поддержкой» ПС, что в сумме все же давало правительству большинство голосов во Второй палате (52 + 24 = 76 из 150 мест). В 2012 году отзыв ПС «теневой поддержки» из-за разногласий по миграционной политике повлек за собой распад кабинета.
Так, эта правительственная конфигурация была гораздо ближе к «привычному» нидерландской политике правительству большинства, чем нынешний вариант нового кабинета министров. Но и она оказалась крайне шаткой, что позволяет представить, насколько неустойчивым окажется правительство меньшинства.
Сегодня страной продолжает управлять формально ушедший прошлым летом в отставку кабинет Дика Схофа. За год нахождения у власти это правительство едва ли провело какие-либо решения через парламент как из-за сопротивления со стороны оппозиции, так и – чаще всего – из-за неспособности правящих партий достичь консенсуса между собой.
К 23 февраля должен быть готов план действий правящих партий на пятилетний срок. Но три партии придерживаются разного мнения по целому ряду вопросов. Важнейшим из них является налоговая политика. Так, НПСД исторически отстаивает приоритет фискальной дисциплины, а также интересы крупного бизнеса и, соответственно, снижение его налоговых отчислений. Д-66, как левоцентристская партия, предлагает амбициозные планы расходования госбюджета – в частности, на строительство 10 новых городов (в качестве решения проблемы нехватки жилья).
Еще один важный вопрос – увеличение расходов на оборону в соответствии с новым нормами НАТО в 5% ВВП. За 2022–2025 годы оборонный бюджет Нидерландов, в прошлом отстававший даже от уровня 2%, значительно вырос (до 2,5% ВВП в 2025-м). Все три партии поддерживают союзнические обязательства королевства в рамках НАТО и заявили о готовности повысить военные расходы. Однако остается неясным, за счет каких статей это может быть осуществлено.
Ожидается, что правительство возглавит лидер партии Д-66 38-летний Роб Йеттен, который станет самым молодым премьер-министром в истории Нидерландов. Ему и его партнерам по правительственной коалиции предстоит крайне сложная задача – не только найти точки соприкосновения между тремя партиями, но и убедить политический истеблишмент и избирателей, что правительство меньшинства является жизнеспособным на фоне крайней турбулентности в нидерландской политике последних лет.

