0
955
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.08.2000 00:00:00

Интриги здесь ни при чем

Александр Щербаков

Об авторе: Александр Александрович Щербаков - заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, кандидат технических наук.

Тэги: Поликарпов, Микоян


В "НВО" # 20 2000 г. помещена статья Александра Яворского "Перспективный самолет погубили интриги", посвященная выдающемуся авиационному конструктору Николаю Поликарпову. Уже заглавие статьи не соответствует фактам и историческим реалиям того времени, а утверждение автора о роковой роли Поликарпова в судьбе директора авиазавода Воронина и главного инженера Дементьева является крайне тенденциозными.

В начале г-н Яворский пишет о пережитых Поликарповым незаконных и несправедливых репрессиях и о его конструкторской работе в тюремных условиях. К сожалению, такая участь постигла не одного Николая Николаевича. В гулаговской "шарашке", как известно, создавал один из лучших своих самолетов Ту-2 Андрей Туполев. Длительное время был в заключении Роберт Бартини. А некоторые другие конструкторы испытали гораздо худшее.

Это мрачные страницы нашей истории, которым не может быть оправдания. Однако Поликарпов в двадцатые и тридцатые годы был самым продуктивным создателем истребителей. Его И-15 и И-16 хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях в Испании и Китае, а И-153 блестяще показал себя в небе Монголии. К сожалению, эти самолеты к началу Великой Отечественной войны уже устарели и не могли вести активный воздушный бой с немецкими "мессершмиттами".

С конца тридцатых годов для Николая Николаевича наступила черная полоса неудач. На его новой машине И-180 в первом вылете в декабре 1938 г. разбился Валерий Чкалов. Затем при испытании И-180 погиб летчик Томас Сузи. Третий опытный экземпляр этого самолета вынужденно покинул в штопоре Афанасий Прошаков. В 1939 г. Поликарпов создал бомбардировщик СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик). Самолет изо всех представленных на государственные испытания имел самые лучшие тактико-технические характеристики. Однако 27 апреля 1940 г. потерпел катастрофу его первый экземпляр. Погиб летчик-испытатель Герой Советского Союза Петр Головин и два члена его экипажа. Вскоре разбился и второй самолет. Вновь погиб весь экипаж во главе с летчиком-испытателем Липкиным. Итак, за два года были потеряны пять опытных самолетов Поликарпова, не стало восьми отличных пилотов, в том числе таких знаменитых, как Чкалов и Головин. Не все эти ЧП оказались связаны с недостатками конструкции самолетов. Был ненадежен двигатель на И-180. Имели место и ошибки в управлении машинами. Вместе с тем отмечались недостатки в организации летных испытаний, а это уже сфера ответственности главного конструктора.

Как видим, у властей предержащих были основания усомниться в возможности Поликарпова реализовать проект нового истребителя И-200. А г-н Яворский не прав, говоря, что преемники Поликарпова Микоян и Гуревич не смогли довести до ума новый проект. Их коллектив с задачей вполне справился.

Самолет МиГ-3 (так он назывался в серийном производстве) изо всех проходивших государственные испытания истребителей имел самую большую скорость и был самым высотным. Он стал основным крылатым защитником неба Москвы в 1941-1942 гг. На декабрь 1941 г. в ПВО советской столицы насчитывалось 183 МиГ-3. Именно из 459 имевшихся истребителей на МиГ-3 начал войну и успешно вел бои с "мессершмиттами" трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Всего построили 3172 таких самолета. А прекращение их производства было вызвано двумя причинами. Во-первых, к 1942 г. самой приоритетной машиной для ВВС считался штурмовик Ил-2, для которого требовался тот же двигатель Микулина, что и для МиГ-3. Все производимые авиамоторы АМ-35 и самолетный завод, ранее выпускавший МиГ-3, отдали для выпуска Ил-2. Кроме того, свои высокие летные данные МиГ-3 мог реализовать на высоте 5-6 км, а воздушные бои в основном велись в 2-3 км над землей, где МиГ-3 уступал другим истребителям.

Говоря о заслугах Поликарпова, не следует бросать тень на Артема Микояна. Имела ли значение в судьбе последнего протекция старшего брата, члена политбюро Анастаса Микояна? Никаких документальных свидетельств об этом нет. Однако если такое и было, то нужно отметить, что "протеже" оправдал самые большие ожидания своих покровителей. Возглавляемое им и Гуревичем ОКБ после войны создало лучшие в мире истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-25. Под руководством преемника Микояна Ростислава Белякова сконструирован МиГ-29 - на сегодня он делит мировой пьедестал почета только с самолетом Сухого. Вероятно, в этом тоже есть заслуга Микояна как создателя коллектива и его традиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2270
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5066
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2785
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3214

Другие новости