0
2402
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

27.07.2001 00:00:00

Нужна защита закона

Тэги: война, статус, права, закон, кавказ


В начале августа 1999 г. начались и широкомасштабные боевые действия в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации с привлечением значительного числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел. Активное вооруженное противоборство здесь продолжается и сегодня. Все это свидетельствует об актуальности законодательного определения правового статуса участников контртеррористических операций, правового регулирования их социальной защиты.

ДЛЯ КОГО ДОКУМЕНТ?

Вот, например, есть Закон РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Но распространяется ли он на участников контртеррористических операций, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации после 1 августа 1999 г.?

Чрезвычайное положение в Северо-Кавказском регионе не вводилось, зоной вооруженного конфликта указанный регион не объявлялся. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. # 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в данном регионе проводятся контртеррористические операции, под которыми понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористических акций. Текст Федерального закона "О борьбе с терроризмом" понятий "вооруженный конфликт", "чрезвычайное положение", "боевые действия" не содержит. Все это говорит о том, что проведение аналогии между контртеррористической операцией и вооруженным конфликтом, между правовым статусом участников контртеррористических операций и правовым статусом участников боевых действий и вооруженных конфликтов неправомерно.

В пользу данной точки зрения свидетельствует и практика нормотворчества в данной сфере. Так, 16 мая 1995 г. принят Федеральный закон # 75-ФЗ, которым действие Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" распространено на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Даже в тот период, когда еще не использовалось понятие "контртеррористическая операция", и, казалось бы, указанный Закон РФ мог автоматически действовать в отношении участников боевых действий в Чеченской Республике, законодатель счел нужным и целесообразным разработать и принять специальный закон.

НЕУВЯЗКИ

Вместе с тем следует подчеркнуть, что обширная нормативная правовая база социальной защиты участников контртеррористических операций, созданная с августа 1999 г. по настоящее время, включает в себя практически весь объем льгот, гарантий и компенсаций, содержащихся в Законе РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а по некоторым позициям даже превосходит его (например, в части выплаты "боевых денег"). Однако отсутствие законодательного закрепления указанных мер является существенным изъяном нормативно-правовой базы социальной защиты участников контртеррористических мероприятий.

Требует нормативного закрепления подзаконными актами и порядок реализации ряда правовых норм Федерального закона "О борьбе с терроризмом". Так, статьей 20 указанного ФЗ предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. В частности, установлено, что в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере

100 000 руб. Если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 руб. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 00 рублей.

Однако до сих пор порядок производства указанных выплат не определен. Не прояснен также в нормативном порядке вопрос о том, производятся указанные выплаты в дополнение к страховым выплатам по обязательному государственному страхованию или же они выплачиваются по выбору пострадавшего лица.

Специфической особенностью нормативно-правовой базы социальной защиты участников боевых действий на Северном Кавказе является то, что установленные указанными нормативными правовыми актами дополнительные гарантии и компенсации рассчитаны в своем действии только на период прохождения военнослужащими военной службы в составе воинских частей, привлекаемых к борьбе с незаконными вооруженными формированиями и поддержанию правопорядка в данном регионе. После убытия оттуда военнослужащий, если он не стал инвалидом вследствие ранения, полученного в период боевых действий, по своему статусу, дополнительными гарантиями и компенсациями практически ничем не отличается от других военнослужащих, что представляется не вполне справедливым (исключение составляет, пожалуй, лишь право таких военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на внеконкурсное поступление в государственные учебные заведения, чего не имеют военнослужащие, не являющиеся участниками боевых действий).

ОДНИМ ПОМОГАЮТ, ДРУГИМ - НЕТ

И еще один вопрос, вытекающий из практики применения законодательства о социальной защите участников боевых действий и членов их семей. Он связан с определением порядка использования внебюджетных средств, выделяемых для оказания материальной помощи семьям погибших и раненых при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих дополнительно к установленным законодательством обязательным выплатам.

В настоящее время сложилась ситуация, когда к членам семей военнослужащих, погибших при различных обстоятельствах исполнения ими обязанностей военной службы (боевые действия в Афганистане, вооруженный конфликт в Чеченской Республике 1994-1996 гг., контртеррористические операции в Республике Дагестан и Чеченской Республике 1999-2001 гг., катастрофа АПЛ "Курск"), применяются различные подходы по определению размеров оказания дополнительной материальной помощи.

В соответствии с Правилами расходования денежных средств на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим участникам контртеррористических мероприятий, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей за счет добровольных пожертвований, утвержденными постановлением правительства РФ от 2 июня 2000 г. # 432, единовременная материальная помощь оказывается только участникам контртеррористических операций и их семьям. На семьи военнослужащих, погибших в первую чеченскую кампанию, а также в других вооруженных конфликтах, данное постановление не распространяется, что создает определенную социальную напряженность в обществе, приводит к многочисленным обоснованным жалобам и обращениям членов семей погибших военнослужащих в различные инстанции.

Имеются и другие не проясненные до конца в правовом отношении проблемы в сфере правового урегулирования социальной защиты военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы социальной защиты участников боевых действий.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Каковы же могут быть пути совершенствования данного законодательства?

Прежде всего следует отметить необходимость законодательного закрепления дополнительных гарантий и компенсаций, предоставляемых участниками контртерористических мероприятий, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Как уже отмечалось, сегодня правовые нормы о социальной защите указанной категории военнослужащих содержатся, главным образом, в подзаконных нормативных правовых актах - указах президента РФ, постановлениях правительства РФ, ведомственных документах.

Можно было бы, думается, использовать следующие способы (или варианты) решения данной проблемы.

Первый. По опыту предыдущей чеченской кампании разработать и принять закон, распространяющий действие Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на участников контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, а также на участников миротворческих операций (Косово, Босния и Герцеговина, Сьерра-Леоне и др.).

Второй. Разработать и принять закон, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", изложив его название в следующей редакции: "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, участвующим в миротворческих и контртеррористических операциях".

Однако указанные варианты не устраняют существенного недостатка данного Закона РФ: действие большинства установленных им дополнительных гарантий и компенсаций рассчитаны только на период участия военнослужащих боевых действиях и иных чрезвычайных ситуациях. После окончания участия военнослужащих в боевых действиях и вооруженных конфликтах действие указанного закона в отношении данных военнослужащих прекращается.

В связи этим можно было бы рассмотреть еще два варианта решения рассматриваемого вопроса.

Третий. Разработать и принять закон о внесении дополнений в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), дополнив его Республикой Дагестан, Чеченской Республикой, государствами, где российские военнослужащие выполняют (выполняли) миротворческие функции, а также государствами - бывшими республиками СССР, в которых в конце 80-х - начале 90-х годов двадцатого столетия происходили вооруженные конфликты с участием российских военнослужащих.

Четвертый. Разработать и принять единый закон "О статусе участников боевых действий", которым предусмотреть законодательное закрепление дополнительных гарантий и компенсаций участникам боевых действий как на период их участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, миротворческих и контртеррористических операциях, так и после их окончания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1024
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
839
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
998
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
673

Другие новости